- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку. Тема: Единственное и множественное число
Конспект урока по русскому языку. Тема: Единственное и множественное число
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Капаева Г.Р. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
14.01.15 Русский язык.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема: Изменение имён существительных по числам.
Цели: Познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного - изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа; некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа; повторение изученного об имени существительном; одушевленные и неодушевленные; развитие монологической речи учащихся, умение работать в группе; воспитание чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
Задачи:
П. Формирование умения принимать учебную задачу урока; применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К. Умение слушать и вступать в диалог.
Планируемые результаты: Знать изменение имен существительных по числам.
Уметь: определять число предметов; изменять существительные по числам.
Оборудование: лист самоконтроля, схема- опора, учебник, задания для групп,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Снежною зимою
Дома не сидится,
Хочется ребятам
Многому учиться.
И бегут нарядные
В школу на урок.
Там зовет их к знаниям
Радостный звонок!
Тихо сели
Ножки - вместе,
Спинки - ровно
И к уроку все готово!
- К какому уроку вы готовы? ( русский язык)
-Зачем ребятам нужно знать и изучать русский язык?( чтобы каждый раз узнавать что-то новое, Чтобы продолжить свое развитие, зная русский язык, вы сможете говорить по-настоящему красиво Русский язык - это язык великого русского народа. Он нужен нам постоянно. Если бы не было русского языка, мы бы не смогли ни читать, ни писать, не смогли бы разговаривать.)
- Ребята, поднимите руку кто любите путешествовать
- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес.
- Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Слайд 1 (зимний лес)
2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
- Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
- Кто нас встречает в зимнем лесу вы узнаете по его следу. (лиса)
Рыжая плутовка приготовила для вас интересное задание.
- Прочитайте слова, что общего у этих слов?(имена существительные, нарицательные, неодушевленные)
Лес, сугроб, дерево, шапка.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения:
Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые …
- В листах самоконтроля оцените свою работу , справились ли вы с заданием лисички.
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
- Кто догадался какая тема нашего урока?
- Какие цели поставим на этом уроке?
- Какие личностно-значимые цели поставим?
3. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
А это чьи следы? (заяц)
А
Б
К
У
Ф
И
М
Д
О
Я
Г
Ю
- Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
- Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
- Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
- Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
- Какая буква у вас осталась?
- Какие звуки обозначает буква эм?
Повторим написание буквы эм.
- Оцените свою работу, справились ли вы с заданиям зайчика (лист самоконтроля)
Работа в группах. А это чьи следы? (белка)
- Кого мы встретили в зимнем лесу?
1 группа
Выпишите имена существительные.
Красный, отец, дерево, работает, учил, пилит, школьный, школа.
2 группа.
Прочитайте слова: Кукла, тетрадь, ветер, малыш, снег, воробей, учитель, гром.
Запиши слова в 2 столбика.( Предметы, явления природы)
3 группа.
Найдите строчку, где написаны только имена существительные.
1) Книга, читать, хорошая, лежит.
2) Лес, лесной, красивый, густой.
3) Дом, облака, лес, книга, конь.
Проверка .
Какой вывод можно сделать? ( составление схемы - опоры)
имена существительные
предметы явления природы
кто? что?
одушевленные неодушевлённые
-Оцени свою работу ( лист самоконтроля)
4.Первичное усвоение новых знаний.
- Угадайте это чьи след (волк).
Работа по учебнику с.9 упр 12
Почитайте слова.
- Один или много одинаковых предметов называют эти имена существительные?
- Измените их так, чтобы они называли много одинаковых предметов.
Запишите в тетрадь.
Морж- моржи, муравей- муравьи, ёрш- ерши, воробей -воробьи.
- Как можно назвать слова называющие один предмет?
- Как можно назвать слова называющие много одинаковых предметов?
- Прочитайте правило на с. 10, правильно ли мы свами сделали вывод?
Работа в парах.
Расскажите это правило друг другу.
-Оцени свои работу( лист самоконтроля)
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
- Угадайте это чей след. (лоси)
Самостоятельная работа по вариантам.
На доске : Жарить, дождь, летает, огурцы, весенний, мячи, лось, скучать, скала, тучи, море, веселая, блины, молоко, духи.
-Выписать 1вариант - ед.ч. - образовать -мн.ч ; 2 вариант - мн.ч. - ед.ч.
Самопроверка.
1в. 2в.
Дождь - дожди огурцы - огурец
Лось - лоси мячи - мяч
Скала - скалы тучи - туча
Море - моря блины - блин
Молоко - ? духи - ?
-Что вы заметили? (Слово «молоко» употребляется только в единственном числе, а слово «духи» - только во множественном) .
-Так, какой -же вывод можно сделать.
Вывод: Некоторые существительные имеют только одно число: единственное, или множественное.
- Назовите слова употребляющиеся только в одном числе.
Ед.ч. Мн.ч.
Небо брюки
Кофе ножницы
Кафе обои
Эскимо каникулы
Метро сутки
Кино шахматы
Здоровье макароны
- Оцени свои работу( лист самоконтроля)
- А это чьи следы? (птиц)
Встреча со следующим лесным жителем.
- Почему птицам зимой трудно?
- Птицы зимой погибают не столько от холода, сколько от голода.
- Что можем мы с Вами сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям?
- Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!
Рассмотрите картину. Что вы видите на ней?
- Какое время года изображено?
- Какие признаки зимы вы видите?
-Кто пришел на помощь птицам?
- Что сделали ребята?
- Составь небольшой рассказ по этой картине.
Карточки для слабых учащихся
Вот и пришла ________. Пушистый ______ укрыл ________. Дует холодный___________. Покрылись людом реки и озера. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________. Дети сделали для них _______. Теперь птицам не страшна холодная____.
- Оцени свои работу( лист самоконтроля)
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как изменяются имена существительные?
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Все ли задачи выполнены?
- Что можно дополнить в эту схему?
имена существительные
предметы явления природы
кто? что?
одушевленные неодушевлённые
изменяются по числам
Домашнее задание.
*с. 9 -упр.11(зелёный круг)
*списать из книг любимые стихотворения; подчеркнуть имена существительные, определить число (синий круг)
*Написать небольшой рассказ о родном крае. У имен существительных определить число (красный круг).
8. Рефлексия.
Листы самоконтроля проанализируйте, сделайте вывод о своей работе на уроке.
- Какие затруднения вы испытывали?
- Какое задание было легким для вас?