- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка «Позиция парного согласного перед сонорным» 2 класс
Урок русского языка «Позиция парного согласного перед сонорным» 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоус Ю.Е. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Белоус Ю.Е. урок русского языка 2 класс
Тема урока: Позиция парного согласного перед сонорными
(учебник «Русский язык» автор: Репкин В.В.)
Деятельностная цель: формирование у учащихся аналитических способностей, умения наблюдать, сравнивать, схематизировать.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока:
Предметные
-
Формировать умение определять позицию парного согласного перед сонорным
-
Находить эту позицию в слове, писать без пропуска орфограмм в сильной позиции
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, формирование умения извлекать информацию из схем; представлять информацию в виде схемы, работать по алгоритму, самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить рефлексию способов и условий действия.
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Здоровьесберегающая:
Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, поддерживать эмоциональное удовлетворение детей своей работой.
Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.
Вид деятельности: продуктивная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Тип урока: выход на учебно - практическую задачу и её решение.
Технология: проблемное обучение
Зона актуальных знаний учащихся (уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день):
1. Установили признаки сильных и слабых позиций согласных звуков.
2. Сконструировали особый вид письма с пропуском орфограмм слабых позиций.
Основные понятия: сонорные согласные, парные согласные, сильная и слабая позиция.
На уроке были спроектированы следующие этапы:
-
Организационный момент.
(создание хорошего рабочего настроения, вхождение в урок)
-
Актуализация известного способа действия (ситуация успеха).
Цель: актуализировать знания учащихся о позициях парных согласных
Эмоциональному настрою способствовала ситуация успеха. На этом этапе детям были предложены следующие задания: 1) проверить выполненную работу; 2) подобрать к словам схемы.
-
Возникновение ситуации разрыва.
Цель: обнаружить невозможность применения известных схем в новой ситуации
Определить причину возникшей проблемы.
-
Постановка учебной задачи.
Цель: сформулировать УЗ в словесной форме. Дети сами сформулировали тему урока и поставили цели урока, тем самым развивались регулятивные ууд.
-
Решение учебной задачи.
На этом этапе детям было предложено: 1) в группах исследовать слова, записать в транскрипции слова, выписать первые звуки, сравнить букву и звук, найти букву, которая стоит после парного согласного; 2) понаблюдать, как произносится звук; 3) составить схему. Зафиксировали полученные знания в виде схемы.
-
Контроль и оценка найденного способа.
Цель: нацелить детей на поиск формы записи слов с данной орфограммой.
-
Рефлексия. Для оценивания своего уровня полученных знаний на уроке, детям предложен один из видов рефлексии.
Тема: Позиция парного согласного перед сонорными
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
(создание хорошего рабочего настроения, вхождение в урок)
- За окнами белый пушистый снег, а в нашем классе тепло и уютно. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок русского языка.
2. Создание "ситуации успеха".
(этап актуализации известного способа действия)
- Ребята, когда я пришла к вам в класс, то увидела какие-то схемы. Что это такое, вы можете мне объяснить? (рассказывают)
- Ребята, вчера ваши одноклассники писали слова. Они выполнили работу так. Проверьте, пожалуйста. (на доске)
ГОДЫ, ДУ_ , ЗЛОЙ, ГУ_ КИ.
Поработайте в паре. Обсудите, правильно ли выполнено задание?
- А какое задание можно выполнить с этими словами? (предлагают)
- А можно ли к этим словам подобрать схемы?
- Подберите, пожалуйста. (работа в паре)
Карточка 1.
ГОДЫ
ДУ _
ГУ _ КИ
ЗЛОЙ
- Давайте проверим работу. (Дети выходят к доске и подбирают к слову схему).
- Что вы заметили? (К одному слову не можем подобрать.)
3. Возникновение ситуации "интеллектуального конфликта".
- Почему? Что делать?
- Кто хотел бы открыть сегодня этот секрет?
4. Постановка учебной задачи.
- Значит, какая задача стоит перед нами на уроке? (открыть новый способ определения позиции парного согласного)
Так чем мы будем заниматься сегодня?
Тема урока: Позиция парного согласного перед …(написать на доске)
5. Решение учебной задачи.
- Давайте поработаем в группе и проведем исследование, которое поможет нам открыть новый способ.
Работа в группе (исследование)
- Правила работы в группе.
- Задание.
У вас на столах - карточки со словами. Как будем исследовать слова?
- Составить план работы.
1.Прочитай слова.
2.Напиши транскрипцию.
3.Выпиши парные согласные звуки.
4. Подчеркни звук и букву.
5. Выпиши звук после парных согласных.
- На работу - 5 минут.
Проверка. 1 группа - 1 пара слов (На доске - 1 звук /л/ ) (дети анализируют по алгоритму)
Вывод.
- Какая позиция у парных согласных в этих словах?
- Перед какими звуками стоят эти согласные?
- В чем особенность звонких согласных?
- Ребята, вы знаете, как они называются? (СОНОРНЫМИ, то есть звучными)
- Каким значком будем обозначать сонорные?
Поработайте в группе, составьте схему. (2 мин)
Проверка.
ФИЗМИНУТКА
- Работа с правилом. Что заметили? (Есть еще 1 звук)
- Теперь мы сможем подобрать схему к нашему слову? (Да)
- Изобразите на схеме эту позицию согласных. (на доске прикрепляют схему к слову)
- Зачем объединялись в группы? Какую задачу ставили?
- Что удалось обнаружить?
Вывод:
- В какой позиции стоит парный согласный, если после него идут сонорные звуки? (В сильной)
Какое событие сейчас произошло? (открыли новый способ определения позиции парного согласного)
- Что для нас с вами значит это событие?
6. Контроль и оценка найденного способа.
- Но может быть, эта схема подходит только для одного слова?
- Что будем делать дальше?
(продолжим наблюдение, докажем, что способ справедлив не только для этого слова).
- Как лучше ответить на вопрос? (Поработаем со словами, понаблюдаем за парными согласными)
Работа (самостоятельная): 4 слова
- Что нужно сделать? (написать слово по транскрипции) 1 мин
-
Оцените свою работу.
-
Взаимопроверка.
(Вызываю к доске по 1 ученику, проверяем работу, оцениваем)
Дополнительно: Подбери схему.
- На какие группы можно разделить эти схемы?
- Ребята, знание, которое мы открыли сегодня на уроке пригодится вам? Как?
7. Рефлексия
Я УЗНАЛ ,,,
Я НАУЧИЛСЯ ,,,
МНЕ БЫЛО ТРУДНО ,,,
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ,,,
- Ребята вы хорошо поработали. На память о нашем уроке я хочу вам подарить закладки. Что вы на них заметили? Спасибо за урок.