Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

III учебно-исследовательская конференция

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Чудо земли - хлеб».

Автор работы:

учащиеся 2 б и 4 д классов МБОУ СОШ №2

Руководитель:

Подлегаева Евгения Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2









г. Зверево

2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретическое исследование

История хлеба

Путь от зерна до буханки хлеба

Хлеб - всему голова

Практическое исследование

Выводы

Список литературы

Приложения Актуальность работы:

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Мы решили изучить данный вопрос. Для исследования процесса выращивания и изготовления хлеба изучали научную литературу, заглянули в историю народов и выяснить о значимости хлеба. А также с помощью литературы и Интернета узнали: когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие?

Исходя из вышесказанного, цель нашей работы - изучить, откуда берется хлеб.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
▪ узнать историю появления хлеба, используя справочники, энциклопедии, художественную литературу, Интернет;
▪ познакомиться с основными стадиями выращивания, заготовления и производством хлеба и хлебобулочных изделий;
▪ выяснить, люди, каких профессий участвуют в процессе выращивания хлеба;
▪ собрать сборник произведений о хлебе;
▪ собрать рецепты хлеба;
▪ провести анкетирование среди учеников класса по теме «Как производят хлеб?»;
▪ провести исследование в школьной столовой «Сколько хлеба мы выбрасываем».



Объектом исследования является хлеб

Предметом исследования являются этапы выращивания и производства хлеба.

Этапы работы: коллективный выбор проекта, планирование деятельности, подбор материалов, анализ, выявление пользы и вреда хлебобулочных изделий, защита исследовательской работы.

Гипотезы исследования: предположим, что каждый человек каждый день должен есть хлеб;

допустим, что хлеб является главным продуктом на нашем столе;

возможно, получение хлеба - это результаты труда людей разных профессий.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие методы исследования:

1. Изучение исторической литературы, энциклопедий, интернета.

  1. Выяснить, как сеют, выращивают, собирают хлеб на полях; процесс превращения зерна в муку; познакомиться с процессом изготовления хлебобулочных изделий.

  2. Собрать литературные произведения и картины художников о хлебе.

Предполагаемые продукты проекта: праздник для начальной школы «Хлеб - всему голова». Результаты проекта будут оформлены в виде презентации, сборники рецептов и материалов о хлебе «Хлеб - всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, естествознания и литературного чтения в начальных классах.

1. Хлеб и его история.
Начав исследование выбранной темы, мы решили узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие?
1.1. История появления хлеба.

Этимология.

Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос».
Отсюда произошло готское слово «хлайфе», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлаиб», очень напоминающее «хлеб».

Страницы истории.

Когда впервые хлеб пришел на стол к человеку? Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым хлебным растением надо считать не современные злаки - рожь и пшеницу, а... дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба в очень древние времена. Археологи при раскопке трипольских поселений на территории современной Кировоградской области нашли высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5 тысяч лет назад.
Шло время век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, как полагают, впервые в Египте 4-5 тысяч лет назад. При раскопках Египетских пирамид обнаружено немало ж и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из нее хлеб.
Исследователи считают, что человек и хлеб - ровесники. Вначале человек употреблял хлеб в виде сырых зерен, затем в виде похлебки и каши. А печеный хлеб имеет свою историю.
Первым хлебом считают лепешку, испеченную или обжаренную на углях из прокисшей каши. Современный способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте, около 4000 лет назад. Мастер, владеющий этим ремеслом, почитался необычайно высоко. Хорошим пекарям в Древней Греции ставили памятники. Почетен этот труд и в наши дни.
Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы - солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Во многих странах есть музеи хлеба. Всего их тринадцать и один из них находится в нашей стране в городе Санкт-Петербург. В Цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого - 6000 лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то, очень давно, попал в густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел - и сохранился. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности Хлеба.

1.2. Теоретическое обоснование понятия «хлеб».
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, если вдуматься! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Мы попробовала узнать, сколько значений у слова «хлеб»?
Хлеб - объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи (такие как зёрна тмина) и зёрнышки (семена кунжута, мака). Зёрнышки также служат для украшения. (Толковый словарь)
1.3. Польза хлеба.
Почему же люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает? Оказывается потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Человек может жить долго на хлебе и воде! Ученые подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Хлеб дает человеку почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности.
Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов и железа. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру.
В настоящее время в России выпускается более 1000 наименований хлебобулочных изделий.
Сегодня появились лечебные виды хлеба:
- бессолевые;
- с пониженной кислотностью.
А также хлебобулочные изделия богатые витаминами, минеральными веществами, с добавлением йода, железа, кальция.

О значении хлеба в питании людей хорошо сказал академик Иван Петрович Павлов: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе насущном. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей природой".

Ученые считают, что свойство хлеба вызывать у человека чувство насыщения зависит от содержащейся в белковых веществах хлеба глютаминовой кислоты, играющей важную роль в процессах обмена, происходящих в организме. Этим, по мнению специалистов, объясняется стремление каждого голодного человека утолить голод в первую очередь хлебными продуктами.

1.4. Хлебные традиции.
У каждой страны есть свои традиции, связанные с хлебом!
В России такие традиции особенно популярны. Издавна гостей встречали самым дорогим - «хлебом-солью», что было символом благополучия и гостеприимства. Хлеб - святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Праздники Хлеба - очень популярное явление. Россия не исключение. Ежегодно в Москве проходит «Праздник Хлеба», в котором принимают участие предприятия со всей России. Когда празднуют Масленицу, пекут блины, на Пасху - куличи.
В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.
1.5. Путь хлеба к нашему столу.
А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.
Изучая информацию в Интернет, мы нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше.
Хлеб бывает пшеничный, ржаной и пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай.
Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков.
Еще землю боронят, чтобы не было комочков.
Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.
Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля вертолетом распылят минеральные удобрения, чтобы лучше родило поле. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны - это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов.
Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей более 120 профессий. - агрономов, трактористов, комбайнеров, мукомолов, кондитеров, пекарей и многих других.

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб - это дело тысяч и тысяч рук. «Хлеб - всему голова! Хлеб - наше богатство!» - так часто говорит моя бабушка. Почему же хлеб считается богатством? Как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или, может быть, от того, что он нам сейчас достаётся легко - не очень? Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом… Становится больно, когда видишь, как много выбрасывается недоеденных кусочков хлеба. Тем более, что речь-то идёт о первейшем продукте русского человека… А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого к себе отношения. В качестве нашего хлеба - качество нашей жизни.

2.Практические исследования.
2.1. Отношение людей к хлебу.
Как же люди относились к хлебу? Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки.
Мы поинтересовались у своих бабушек и прабабушек. Они рассказали нам, как люди в войну относились к хлебу, что такое хлебные карточки. Чтобы получить по ним хлеб, люди стояли в очереди целыми ночами и давали всего 200 граммов. Это было мало, голодали. К хлебу относились очень бережно. Хлеб был только ржаной. Часто он был сырой, с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды.
Наши бабушки помнит те страшные голодные годы. Они рассказывают, что на фронт во время войны призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. Вот они и выращивали хлеб.
Во время блокады Ленинграда не было никакой еды. И только кусочек хлеба спасал людей от голодной смерти. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г в сутки. Взрослые отдавали свою часть хлеба детям. Люди умирали от голода. Хлеб спасал их в трудное время.
2.2. Результаты анкетирования.
Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, мы задумались, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? И так ли это?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы провели исследование на основе составленной анкеты.
В опросе приняли участие 25 обучающихся 1- 4 класса нашей школы вместе со своими семьями.
Как показывают результаты проведённого исследования (Приложение 1 ) на основе составленной анкеты, хлеб присутствует в рационе 23 учеников, только двое едят хлеб редко. 20 человек любят хлеб любой, не зависимо от сорта муки, 3 человека едят только пшеничный хлеб.24 человек знают, что нужно бережно относиться к хлебу и один ученик (мы очень удивились) не имеет понятия о бережном отношении к хлебу. Многие (18 человек) из опрошенных не доедают хлеб во время еды часто или всегда. Несвежий черствый хлеб сушат на сухари (6 человека), и к сожалению есть те, кто выбрасывает хлеб (1 человек).
Итак, мы пришли к следующим выводам:
1. Все учащиеся и их родители любят хлеб.
2. Употребляют его несколько раз в день.
4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.
5. Большинство опрошенных признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.
Мы подсчитали, сколько хлеба остается в нашей школьной столовой во время завтрака и обеда.
Получились такие результаты:
Лучше всех хлеб едят ученики 8-11 классов. Самые плохие результаты у 1-4 ,5 и 6 класса. Они не доедают ежедневно 5-6 кусочков хлеба. За неделю 1-4 класс выбрасывают в отходы 44 кусочков хлеба. 5 класс- 47 куска, 6 класс- 25. Это очень много. Получается, что в день выбрасывается примерно 1 кг хлеба, а за месяц -30-31кг. Следовательно, учащиеся нашей школы очень небрежно относятся к хлебу, к труду тех, кто этот хлеб для нас создает. Очень обидно.

2.3.Выращиваем хлеб.

Мы решили попробовать вырастить хлеб в классе. Посеяли зёрна пшеницы и овса в начале февраля. Наблюдали за появлением всходов и их ростом. В середине апреля появились колоски. Созреть они пока ещё не успели. Надеемся в мае получить зерно.

А муку мы получили путём перетирания зерна с помощью ступки. Сама мука невкусная. Мы узнали, что в неё добавляют воду, соль, сахар, дрожжи, чтобы хлеб получился вкусным.

2.4.Экскурсия в пекарню.

Вместе с учителем мы сходили на экскурсию в местную пекарню. Там мы увидели своими глазами, какие существуют установки для выпечки хлеба. На 1 булку хлеба берут 600гр теста. Когда хлеб готов его помещают в латки и отправляют на продажу. При этом вес булки составляет 500гр, 100гр воды испаряется из теста в печи.

2.5.Мы - пекари.

25 марта мы побывали в КидБурге, где попробовали себя во многих профессиях. Но самым интересным для нас была профессия пекаря. Мы сами лепили крендели из теста, а затем их выпекли в печи. Здорово получилось и вкусно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!
Чтобы обратить внимание людей на проблему бережного отношения к хлебу, предлагаем:
- проводить мероприятия о значении хлеба для здоровья человека;
- участвовать в конкурсах сочинений, рисунков, связанных с профессиями людей, изготавливающими хлеб;
- выступать с докладами на научных конференциях;
- выпустить газету о бережном отношении к хлебу.
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Отношение к хлебу должно быть святым и трепетным, то, как человек относится к хлебу - один из показателей его внутренней культуры.


ЛИТЕРАТУРА

1. astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
2. bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html Баюн
3. bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб
4. extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
5. goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.
6. mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»
7. nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб . История
8. ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
9. vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
10. antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
11. genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
12. hlebushek.info/posl.php О хлебе
13. prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
14. symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов
15. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» / М.: Изд-во «Олма Медия групп», 2008. - 72 с.
16. Езушина Е.В. Азбука правильного питания / Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008. - 171 с.
17. Журнал «Читаем, учимся, играем»: Изд-во «Либерия-библиопринт» №3, 2009. - 14-16 с., №7, 2005. - 45 с., №1, 2008. - 20 с.
18. Мария Лемнис. В ставропольской кухне / Изд-во «Интерпресс».
19. Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. - 7-8 с.
20. Эвенштейн З.М. Популярная диетология / М.: Изд-во «Экономика», 1990. - 316 с.

Приложение 1.

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

5% (или 1 человек) ответил, что если бы хлеб исчез с лица земли, то было бы меньше людей с лишним весом.

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Приложение 2.

С тех пор как хлеб появился на русском столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки.

Самые главные пословицы о хлебе

Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.
Хлеб да вода - богатырская еда.
Хлеб да живот и без денег живет.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо - за хлебом.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Хлеб-соль - конец обеду.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.


Пословицы!


Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - и в полатях возьмет тоска.
Хлеба нет - и друзей и не бывало.
Хлеба нет - и корочки нет.
Хлеба ни куска - и в горле тоска.
Хлебу - мера, деньгам - счет.
Бог на стене, хлеб на столе.
Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Жатва поспела, и серп изострён.
Жатвы много, а делателей мало.
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Едят хлеб не в одном вашем дворе.
Какова земля, таков и хлеб.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Будет хлеб - будет и обед.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Завидливому и свой хлеб не сладок.

И еще немного пословиц


Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб - будет и обед.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
У хлеба не без крох.
Где хлеб, тут и мыши.
Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.
Плох обед, коли, хлеба нет.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
Животинке водиться, где хлебу родиться.
Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Не всяк пашет, кто хлеб ест.
Из семи печей хлебы едал.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
На барском поле хлеба не заработаешь.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.
Едешь на день - хлеба бери на неделю.
Когда проголодаешься, то, как хлеба достать, догадаешься.
Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Без хлеба и у воды худо жить.

Интересные пословицы о хлебе
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Брось хлеб назади, очутится впереди.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
Был бы хлеб, а мышки будут.
Без хлеба куска везде тоска.
Без закваски хлеба не месят.
Без соли хлеб не еда.
Без хлеба не обедают.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Без хлеба и у воды худо жить.

Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб - будет и обед.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и ситник в честь.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

У хлеба не без крох.
Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.
До завтра оставляют только хлеба, а не дела.
Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.
Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.
Плох обед, коли хлеба нет.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
Животинке водиться, где хлебу родиться.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
У кого много хлеба - так свиней заведи, а у кого много денег - так мельницу сними.
Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.

Не хлебом единым сыт человек.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
Квашни не замесишь и хлебца не поешь.
Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть.
Мужик на счастье сеял хлеба, а уродилась лебеда.
Картофель хлебу подспорье.
Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Ешь-ка хлеб, а пироги вперед береги.
Из одной муки хлеба не испечешь.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Рад бы душой, да хлеб чужой.

И худой живет да хлеб жует.
Не всяк пашет, кто хлеб ест.
У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.
Навоз у бога хлеб крадет.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ищи так, как хлеб ищут.
Деньги любят счет, а хлеб - меру.
Одинокому где хлеб, там и угол.
Наши поговорки около хлебной корки.
В лесу дров много, да хлеба нет.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Надо хлеба и на после обеда.
Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет.
Горек обед без хлеба.

Деньгам счет, а хлебу мера.
Есть хлеб - так ешь, а нет - так гляди.
Ешь хлеб, коли пирогов нет.
И хлеб по своей стороне скучает.
Дорог хлеб, как денег нет.
Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.
Голодной куме хлеб на уме.
Слово к ответу, а хлеб - к обеду.
Семь верст киселя хлебать.
Хотя хлеба крома, да воля своя.
Из семи печей хлебы едал.
Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.
Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.

Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
И пес перед хлебом смиряется.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Дадут хлебца - дадут и дельца.
Легко за готовым хлебом на полатях спать.
Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Голодный и патриарх хлеба украдет.
Такой пест и хлеб ест.
Старая хлеб-соль не забывается

Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.
Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.
Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.
Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет.
Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Не для Иисуса, а для хлеба куса.
От хлеба-соли не отказываются.
Велика твоя хлеб-соль, а все корочки.
У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.
На соль пьется, на хлеб спится.
Когда ты, бабушка, ворожить стала? - А тогда, как хлеба не стало.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.

Чья земля, того и хлеб.
Всем досыта есть, так и хлеба не станет.
Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.
Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.
Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.
На новь - хлеб сеять, на старь - навоз возить.
Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
Русский человек хлеб-соль водит.
Что за горе, коли у реки без хлеба не сиживал.
Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.
Муж - как бы хлеба нажить, а жена - как бы мужа избыть.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Калач хлебу не замена.


Приложение 3. Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.

Вот некоторые из них:


•Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. •Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. •Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность. •При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: "Добро сеять при полном месяце!" Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: "полнолунный хлеб" растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном. •Если солнышко закатилось - "не починай новой ковриги", а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а, отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге. •Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами. •Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Что в имени твоём? Бородинский хлеб... неповторим по вкусу и аромату. А почему он называется бородинским? Этому есть объяснение... Темный, как печаль, он свидетель бессмертия ратного духа. Живая память о людях, создавших его... Юная княжна Маргарита Михайловна Тучкова - получила блестящее домашнее образование и офицер Александр Тучков - командир полка - соединили судьбы в счастливом семейном союзе. Бригада, которой командовал Александр Тучков, дислоцировалась в заштатном городке Минской губернии. Но вот грянула Отечественная война 1812 года. Потом Маргарита узнала, что её муж, генерал Тучков, находился в гуще сражения и был убит в том бою прямым попаданием пушечного ядра. Через несколько недель после битвы она приехала на Бородинское поле. Там громоздились груды тел, но тело своего мужа она не нашла. На месте временной часовни ее стараниями был возведен храм Спаса Нерукотворного. В нем она поместила походную икону генерала Тучкова. Благодаря Маргарите Михайловне здесь был построен приют для вдов павших русских воинов и членов их семей. Под своды обители Маргарита собирала девочек из бедных крестьянских семей. Приют с годами превратился в Спасо-Бородинский монастырь, а вдова генерала стала его настоятельницей. О тех временах нам напоминает и живой памятник, который вот уже 150 лет входит в каждый дом, в каждую семью. Это хлеб, носящий имя «бородинский». За стенами монастыря в небольшой пекарне руками простых русских женщин были опробованы его многочисленные рецепты. Сначала его уносили богомольцы - горбушку на дорожку. Потом мозговитые купцы стали заказывать хлеб из Бородинского монастыря, торговать им в своих магазинах. Поджаристая темная корка этого хлеба покрыта семенами духовитых злаков. Сжимая краюшку «бородинского», помяните добром русскую княгиню Маргариту Михайловну Тучкову. Вспомните о ее великой любви к генералу. О верности и преданности, о мужестве и самопожертвовании. Филипповский хлеб… В ХIХ веке в Москве и за ее пределами славу лучшего мастера хлебопечения приобрел бывший крепостной крестьянин Максим Филиппов, дело и традиции которого впоследствии продолжил его сын Иван Максимович. Выпеченные в филипповских пекарнях изделия были по вкусу всем - от простого люда до Императорского Двора. Каравай, Коровай - главный свадебный хлеб. Название «коровай» известно только восточным и южным славянам. У западных славян для наименования главного свадебного хлеба часто используется термин «колач». В символике Каравая сочетаются мужское и женское начала. Слово «коровай» этимологически связано с названием коровы, символизирующей невесту, а суффикс - ай позволяет видеть в Каравае символ быка-жениха. Коровье-бычью символику Каравая проясняют белорусские свадебные песни: в каравайном тесте замесился теленок, Каравай рогат, сдобрен коровьим маслом и сыром. С рогами связаны названия украшений на Каравае: скрученных из теста рожков, обвитых тестом веток. С девичьей символикой связаны некоторые детали украшения Каравая, в каравайных песнях Каравай уподобляется невесте. Как и некоторые другие символы брака, Каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшенной кашей, сыром. На Каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребенок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опоясывают Каравай ободом из теста, часто в виде плетеной косы, обвязывают белым полотенцем, красным поясом и др. Каравай пекут у обоих молодых или только у невесты, обычно в канун свадьбы, изредка к обручению и даже наутро после брачной ночи. У восточных славян и у поляков месят тесто и пекут Каравай женщины (каравайницы), не разведенные и не вдовы, обычно нечетное число. В Белоруссии дрова для печения Каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев. Воду после печения Каравая выливают под плодовое дерево. В песнях в изготовлении Каравая участвуют небесные силы: Бог месит, Пречистая святит, ангелы воду носят, муку сыплют, месяц в печь сажает, солнышко запекает. Караваем как даром Божьим благословляют молодых, разламывают у них над головой, встречают им новобрачных после венчания. На свадьбе Каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), подвешивают над головой невесты (у сербов), выставляют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих Караваев, которые молодые потом вместе съедают для скрепления брачного союза. Центральным обрядовым действием с Караваем является его дележ - символическое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей. К участию в дележе Каравая приглашают Бога, а при раздаче Каравая гостям - «раздаривании на мир Божий» - высказывают пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину Каравая обычно дают молодым, нижнюю корку - музыкантам, а остальное раздают по старшинству гостям и посторонним. У восточных славян во время брачной ночи Каравай часто находится в спальне новобрачных
Приложение 4.

Загадки

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)


Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)


Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)


Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)


Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Всем нужен, а не всякий сделает.
(Хлеб)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)

Ясный месячек ночью в небушке висит,
Днем во полюшке блестит".
(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

На соломинке - дом сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

Приложение 5.

Ознакомление с художественной литературой:
Очерки Л.Кон «Пшеница», «Рожь», стихотворения Я. Дягутите «Руки человека, славящего людей труда», «Лето», М.Глинской «Хлеб», сказка Андрея О. «О хлебном зернышке», сказка «Колосок», П. Синявский «Хлеб созрел», «Сказочный завод», «Слава хлебу».

Потешки о хлебе:

А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы -

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

Пирожок для Машеньки,

Пирожок для Сашеньки,

Остальным - по калачу,

Жаворонка - я хочу.

Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя, пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

Тра-та-та, тра-та-та, пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,



Пирожки - то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай - переваливай, валяй!

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут - поедим и воробышкам дадим.

Воробышки сели, все оладьи сели!

Приложение 6.

Физкультминутки

«Зёрнышки»
Зёрнышки в земле лежат,
В темноте тихонько спят.
-Солнце, солнце, помоги,
Наши зёрна разбуди!
Солнце ярче улыбнулось,
Зёрна к свету потянулись.
Прорастает корешок,
Распрямился стебелек.
Колышутся листочки,
Спеют колосочки.
Солнце сильно припекло,
Стало хлебу тяжело.
Завяли наши стебельки,
Опустились колоски.
Дождик, дождик, помоги,
Колосочки напои.
Приплыли тучи дождевые,
Дождинки пляшут как живые.
Колоски водичку пьют
И растут, растут, растут.

«Дождик»

Облако, облако! Белое, хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя.
(Дети поднимают руки вверх.)
Маленькое зёрнышко нами в землю брошено,
(Дети изображают сеятелей.)
Маленькому зёрнышку без воды нельзя.
(Дети через стороны поднимают руки вверх.)

«Ветер»

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Приложение 7.

Полезные советы

Прежде всего, нужно помнить, что хлеб не может долго храниться и поэтому его нужно брать столько, сколько потребуется и не более чем на день - два. Хлёб начинает черстветь уже через 10-12 часов хранения. Рекомендуется хранить хлеб из обойной муки не более 48 часов, хлеб из сортовой муки - 24, а булочные изделия - 16 часов, считая со времени выпечки.

При хранении хлеба испаряется содержащаяся в нем вода и места разреза подсыхают. Чтобы избежать этого, хранят хлеб в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Можно использовать для этой цели и полиэтиленовые пакеты.

Хлебницу необходимо периодически промывать раствором уксуса, а полиэтиленовые пакеты заменять новыми или промывать тёплой водой и хорошо просушивать.

Резать хлеб лучше на чистой деревянной дощечке, тонкими ломтиками, используя специальный, остро отточенный нож. Свежий хлеб легко нарезать на тонкие ломтики, если нагреть нож на огне или опустить его на 1-2 минуты в кипяток.

Хлеб подают к столу на блюде, плетёной тарелке или подносе. Нарезанные ломти хлеба располагают в определённом порядке: веером, ступенчатой горкой, спирально и т.п. Едят хлеб, отламывая от ломтя небольшие кусочки.

Его можно освежить и снова сделать аппетитным и вкусным. Для этого хлеб сначала заворачивают в чистую влажную салфетку на 5 минут, а затем вынимают и ставят на 15 - 20 минут в едва нагретый духовой шкаф.

Освежить хлеб можно и на пару. Для этого ломтики хлеба укладывают на сито, которое ставят в кастрюлю, но так, чтобы хлеб не соприкасался с водой. Сверху кастрюлю закрывают крышкой. Через несколько минут хлеб приобретает первоначальную мягкость и пышность. Обычно освежают чёрствый хлеб перед подачей его на стол [5; 98].

Чёрствый хлеб можно не только освежать, но и готовить из него разнообразные блюда. Этим вы не только окажете должное уважение хлебу, но и принесёте пользу вашему здоровью.

Несколько советов:

Хлеб - продукт кратковременного хранения. Поэтому:

  • Храните хлеб в плотно закрытой упаковке.

  • Мягким и свежим хлеб остается в полиэтиленовых пакетах, но только 1-2 дня

  • С хрустящей корочкой хлеб сохраняется в бумажном пакете.

  • Ржаной хлеб хранится отдельно от пшеничного.

  • Хлеб можно хранить в хлебнице, если 1 раз в неделю обрабатывать, мыть, сушить ее.
  • Чтобы хлеб не плесневел, на небольшой ватный тампон наносят 5-10 капель йодной настойки и кладут этот тампон в небольшой аптечный пузырек, который сверху затыкают чистым кусочком ваты. Пузырек кладут вместе с хлебом в полиэтиленовый пакет и плотно завязывают.
    Пары йода, просочившиеся через вату, создают в пакете неблагоприятные для плесени условия, и в то же время вкус хлеба совсем не страдает от малой порции йода.
Приложение 8. Рецепты блюд из чётствого хлеба Жареный хлеб (крутоны) с фруктами. Батон белого хлеба (без корок) нарезать тонкими кусочками, обмакнуть в смеси из яиц, молока и сахара и обжарить на масле с обеих сторон. Курагу или яблоки сварить, протереть, добавить сахар, раство ренный в воде, хорошо перемешать, довести до кипения. Положить нарезанные консервированные фрукты. При подаче на стол жареный хлеб уложить на овальное блюдо или тарелку, сверху положить прогретые фрукты и полить фруктово-ягодным сиропом или йогуртом. На 300 г белого хлеба - 1 яйцо, полстакана молока, 2-3 ст. ложки сливочного масла, 4 чайные ложки сахара, 120 г консервированных фруктов или 0,5 кг свежих яблок. На соус: 5-6 ст. ложек фруктового сиропа, 2 ст. ложки саха ра, 50 г кураги, 1 стакан воды. Запеканка из ржаного хлеба. С черствого или обдирного хлеба срезать корки, мякиш натереть на мелкой терке, затем прогреть с маслом на сковороде, добавить сахар. Очищенные и нарезанные ломтиками яблоки припустить до полуготовности на масле. На сковороду или противень, смазанные маслом или маргарином и посыпанные сухарями, выложить слоя ми хлебную массу и яблоки, залить молоком и запечь до образования золотистой корочки. 500 г сухарей,2/3 стакана сахарного песка, 500 г яблок, 120 г сливочного масла или маргарина, стакан молока, 2 яйца. Потапцы с ветчиной. Пшеничный хлеб нарезать кусочками толщиной в 1 см и обжарить на масле. Накрыть гренки кубиками ветчины, посыпать тертым сыром и подрумянить в духовке, украсить оливками. 200 г пшеничного хлеба, 100 г ветчины, 2 ст. ложки тертого сыра, 1-2 ст. ложки сливочного или расти тельного масла. Шарлотка обыкновенная. Очистить несколько кисло-сладких яблок, вынуть сердцевины. Взять две городские булки, снять с них корку, нарезать ломтиками. Размешать 3 яйца с 2 ложками сахара и в полученную массу обмакнуть ломтики булки. Ломтиками выложить дно формы, смазанной предварительно маслом. Яблоки немного потушить в кастрюле с маслом и сахаром, затем выложить на булку, покрыть их оставшимися ломтиками булки, раскидать сверху кусочки масла и оставить в духовку. Между яблоками можно положить немного любого варенья. Хлебный суп по-крестьянски. Сухие хлебные корки поджарить в жире с мелко нарезанным репчатым луком, морковкой. В кастрюлю налить 1,5 литра воды, положить поджаренные хлебные корки, соль и довести до кипения. Как только вода закипит, в кастрюлю осторожно влить 3 растертых яйца, непрерывно помешивая суп. 300 г сухих хлебных корок, 4 столовые ложки жира, 3 яйца, 2 луковицы, соль, перец, петрушка. Торт из черного хлеба. Желтки и сахар растереть добела. Белки взбить в крутую пену. На желтки высыпать сухари, смешанные с картофельной мукой, сверху положить взбитые белки и аккуратно все вымешать ложкой сверху вниз. Форму для торта смазать маслом, на дно ее положить пергаментную бумагу, смазанную маслом. Выложить тесто в форму, разровнять смоченной в воде рукой. Печь торт в нагретой духовке на небольшом огне. Вынуть готовый торт, остудить и разрезать по горизонтали на три лепешки. Промазать каждую лепешку кремом, положить одну на другую, сверху украсить кремом. 6 яиц, полтора стакана сахара, 1 столовая ложка картофельной муки, 60 г толченых сухарей из черного хлеба, 1/2 чайной ложки сливочного масла или маргарина, 1 столовая ложка муки. Для крема: 3 четверти стакана сахара, 1 столовая ложка муки, 1 яйцо, полтора стакана молока, 100 г шоколада, 1 столовая ложка какао, 200 г масла или маргарина. Приготовление крема. Сахар, молоко, яйцо смешать, по ставить на огонь и довести смесь до кипения, дать остыть до температуры парного молока, добавить натертый на терке шоколад, какао и масло. Всю массу хорошо растереть до гладкости. Чтобы торт получился пышным, предварительно охлажденные белки надо взбивать спиральной взбивалкой. Торт следует выпекать на небольшом огне около часа. Приложение 9.

Питательные и лечебные свойства хлеба.
Люди едят хлеб каждый день, и он им не надоедает.

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Хлеб… наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!
Люди долго не могли дать ответ, почему? Оказывается, потому, что помимо своих замечательных вкусовых и питательных качеств, в хлебе содержится большое количество всевозможных микроэлементов и витаминов, которые весьма полезны для нашего организма, особенно для пищеварения. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжелой работе - 800г. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном: соответственно 7,7 и 4,7%. Особенно много в хлебе углеводов: в ржаном - 40 - 50%, пшеничном 42 - 54%; жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9%. Белки участвуют во всех процессах жизнедеятельности. Углеводы придают прочность некоторым частям организма и необходимы как источник энергии. Жиры служат запасным источником энергии и воды. Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал. Часто возникает вопрос, какой хлеб полезнее - ржаной или пшеничный? Кстати, спор о том, какой хлеб лучше, черный или белый, тоже совсем не нов, еще древние греки и римляне, для которых хлеб являлся одним из основных продуктов питания, устраивали дискуссии о том, что же предпочтительнее, рожь или пшеница. Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. Учитывая меньшую калорийность ржаного хлеба, его чаще, чем пшеничный, следует употреблять тем, кто склонен к полноте. Издавна известно о лечебных свойствах хлеба и народная медицина сохранила для нас несколько полезных рецептов. Например, при головной боли смочите натуральным уксусом горбушку ржаного хлеба и привяжите к макушке, а ступни намажьте ржаным тестом и наденьте сверху тонкие хлопчатобумажные носки. Если подышать над горячим свежим хлебом, можно вылечить насморк, а черствый хлеб помогает при болях в желудке.
Приложение 10.

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Приложение 11.

Репродукции картин художников о хлебе. Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

А.А.Пластов «Ужин трактористов».

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Т.Н. Яблонская «Хлеб».

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

П.Н.Грузинский «Уборка хлеба».

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Е.Гордиец «Хлеб пекут».

Исследовательская работа на тему Чудо земли - хлеб (3 класс)

Г.И.Мишова «Хлеб».

© 2010-2022