Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 3 класса «Винительный падеж имён существительных» Предметная линия учебников «Перспектива».

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения, основанного на методе рефлексивной самоорганизации, дающего возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них деятельностные способности.

Цель: научить определять винительный падеж имён существительных.

Задачи урока:

  • развивать умение отличать винительный падеж от именительного в предложении, строить предложения

  • формировать универсальные учебные действия:

  • формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе.

  • обосновывать высказанное суждение; стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; уметь задавать уточняющие вопросы:

  • используя готовые знаково-символические средства для описания свойств изучаемых объектов, создать в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символическую запись изучаемого

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

  1. включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне через обсуждение высказывания и применение его к личному опыту детей;

2) мотивировать к учебной деятельности;

3) определить содержательные рамки урока.


Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Посмотрите на доску. Что вы видите? ( Название части речи - имя существительное.)

  • Что вы уже знаете об этой части речи? (на доске появляются круги с названием пройденных тем по мере ответов учащихся)

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

А почему около темы «Падежи» стоит знак вопроса? (Мы ещё не всё знаем о падежах.)

  • Значит, сегодня будем говорить о …? (о падежах)

  • А как вы будете открывать новые знания? (Два шага учебной деятельности: поймём. что ещё не знаем, и сами найдём способ)

- Тогда все вместе - в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель:

  1. актуализировать способность к определению падежей имен существительных и различению вопросов падежей;

  2. тренировать мыслительные операции: классификацию, анализ, синтез, сравнение;

  3. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

  4. предъявить индивидуальное задание для пробного действия;

  5. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (нет алгоритма определения винительного падежа);

  6. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.


Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Актуализация способности выбора схем к задачам разного типа.

а) - С чего мы начнем наш урок? (С повторения того, что нам пригодится для открытия новых знаний.) Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс) Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

- Сколько падежей существует в русском языке? (6)

- Заполните таблицу, восстановив пропущенные слова и вопросы. Подчеркните вопросы, которые повторяются в разных падежах.

Название падежа

Вопросы

Именительный

Родительный

Кому? Чему?

Винительный

Творительный

О ком? О чём?

Проверка : по образцу, предъявляемому учителем.

Название падежа

Вопросы

Именительный

Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чём?

- Оцените свою работу в баллах: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки.

- Кто допустил 3 и более ошибок, что вам необходимо сделать? (дома ещё раз выучить таблицу падежей) Кто допустил 1-2 ошибки? ( повторить таблицу)

- Кто не допустил ошибок? Молодцы!

- А какие падежи имеют одинаковые вопросы?

б) - Что вы видите на доске? (эталон определения падежей имён существительных).

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

  1. Найди слово, от которого зависит имя существительное.

  2. Поставь от него вопрос к имени существительному.

  3. По этому вопросу определи падеж

- Значит, что мы сейчас должны повторить? ( Определение падежей имён существительных.)

в) Составление предложения из слов и определение падежей.

Работа выполняется на доске и в тетрадях.

к, с_бакой, (Д,д)ар_я, с, реч_ке, подошли

Составление предложения обсуждается коллективно, буквы вставляет у доски 1 ученик. Падежи определяют в самостоятельной работе или фронтально (зависит от допускаемых ошибок в определении падежей на предыдущих уроках)

Если работа проводилась самостоятельно, то даются критерии её оценивания в баллах: «5» - б/о, «4» - 1ошибка, остальные ставят прочерк в карточке урока.

Разделите имена существительные в этом предложении на 2 группы. (Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.)

г) - Подведем итог. Что мы повторили? ( Вопросы и названия падежей имён существительных и правило их определения.)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.)

- Зачем? (Чтобы понять, что мы ещё не знаем, и поставить цель нашего урока)

2. Задание для пробного действия.

- Определите падеж выделенного имени существительного на карточке.

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

Рабочие построили новый дом.

- Проверим.

У кого нет ответа? В чем ваше затруднение? ( Мы пока не смогли определить падеж имени существительного «дом».)

- У кого есть ответ? В чём у вас затруднения? (Мы пока не можем обосновать правильность определения падежа имени существительного «дом».)


3. Выявление места и причины затруднения. Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места - шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.


Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание выполняли? (Определяли падеж имени существительного «дом»)

- Чем вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться алгоритмом определения падежей.)

-- Где возникло затруднение? (Мы не смогли определить падеж из-за одинаковых вопросов падежей.)

Почему? (У нас нет алгоритма определения именительного и винительного падежей, имеющих одинаковые вопросы.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:

в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1) уточнение цели проекта (правило определения винительного падежа);

2) сформулировать тему урока;

3) определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

4) построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:.

  • Вы умеете определять именительный падеж? (Да)

  • Значит, какую цель вы поставите перед собой? (Узнать способ определения винительного падежа имени существительного.)

- Сформулируйте тему урока. (Винительный падеж имени существительного.)

Учитель открывает тему на доске:

Винительный падеж имени существительного.

  • Давайте составим план нашей работы.

  • Чем мы воспользуемся? (Таблицей падежей и их вопросов, эталоном определения падежей)

ПУрок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)лан.

1. Сравним вопросы винительного падежа с другими падежами.

2. Вспомним правило определения именительного падежа.

3. Определим именительный падеж в предложении.

4. Определим другие падежи.

5. Сделаем вывод.

5. Реализация проекта выхода из затруднения. Цель:

  1. создать условия для самостоятельного (путем подводящего диалога) поиска детьми решения учебной задачи;

  2. зафиксировать способ определения винительного падежа имен существительных; записать алгоритм в виде опорного конспекта

  3. сформировать умение использовать открытые знания на практике.
Организация учебного процесса на этапе 5:

- Будем работать в группах.

Каждая группа получает лист с заданием.

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

В лесу ребята увидели гриб.

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. В каком падеже стоит подлежащее?

  2. Поставь вопрос к другому выделенному слову. Может ли оно стоять в именительном падеже? Почему?

  3. В каком падеже такой же вопрос? Определи падеж выделенного слова.

  4. Сделай вывод: если слово отвечает на вопрос _____ и не является подлежащим, значит, оно стоит в ______________ падеже.


Одна группа зачитывает свой вывод, остальные дополняют.

- Где мы можем проверить правильность своего вывода? (в учебнике)

- Прочитайте вывод на стр.31.

- Как мы дополним эталон именительного падежа?

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)Что? __им. п. ____________

Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)___вин.п.

-- Итак, как определить винительный падеж имён существительных? (Определяем подлежащее в предложении, если имя существительное второстепенный член предложения, значит, оно стоит в винительном падеже)

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Научиться определять винительный падеж.)

- Достигли мы цели?

- Докажите. (У нас есть алгоритм определения винительного падежа имён существительных.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении нового алгоритма при выполнении заданий.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  1. - Теперь по этому алгоритму давайте найдем имена существительные, стоящие в винительном падеже.

1 ученик у доски, остальные - в тетради. Берём задание из пробного действия

Рабочие построили новый дом.


  1. Работа в парах: определение винительного падежа: упр. 54 (1 и 2 предложения)

Проверка: по образцу на доске :

I вариант - за тучу, II вариант - ежа и зайца.

- Мы составили алгоритм, что же вы можете теперь делать? (Определять винительный падеж имён существительных.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия с самопроверкой по эталону;

2) организовать дальнейшее выявление причин затруднений и обсуждение их преодоления. Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы замечательно справлялись с заданиями. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)

- Стр. 32, упр № 57 (запись отрывка Н.Некрасова)

- Проверьте себя по эталону.

- У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (…)

- Кому все удалось?

- Молодцы! Поставьте себе знак «+».


8. Включение в систему знаний и повторение. Цель:

1) организовать выполнение в парах задания на включение нового знания в систему знаний;

2) повторить умения составлять предложения.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Прочитайте слова:

Ребята, длинное письмо , написать, друзья.

Мальчики составили из этих слов такие предложения:

Ребята написали друзьям длинное письмо.

Длинное письмо друзей написало ребятам.

- Как вы думаете, есть ли здесь ошибки и почему?

  • Спишите предложение. Определите падежи имён существительных.

  • Проверьте себя по образцу и оцените работу: нет ошибок - «5», 1 ошибка «4».

  • У кого более 1 ошибки? Как исправить эти ошибки? ( дома, выучив правила, или на дополнительных занятиях)

- Значит, нужно ли грамотному человеку уметь определять падежи имён существительных, чтобы точно передать свои мысли окружающим?

  • Очень часто в детских перевёртышах тоже использовалась путаница падежей. Зачем?

Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Ну что ж, наш уроке подходит к концу.

- Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?

(Научиться определять винительный падеж имён существительных.)

- Достигли ли вы цели? (…) Докажите. ( У нас есть эталон и алгоритм, мы открыли правило.)

- У кого остались вопросы на конец урока?

- Как будете действовать?

  • Оцените свою работу на уроке: если вы набрали 10 баллов и получили «+» за с/р - поставьте «5», если вы набрали 9-8 баллов и получили «+» за с/р - «4», если вы набрали 7 баллов и получили «+» за с/р поставьте себе «3».
  • А что будут делать те, кто не набрал баллы на положительную оценку? ( Дома ещё раз выучить правило о вопросах падежей и определении падежа имен существительных.)
  • Оцените свою работу по лесенке успеха. Какие критерии вы учтете? (выполнение самостоятельной работы, умение определить Вин.п)
Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Винительный падеж имени существительного (3 класс)

Домашнее задание: Упр 56, стр 31 (правило), алгоритм

 найти народные потешки, в которых используется путаница падежей или составить свою потешку.



© 2010-2022