Портфолио младшего школьника. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И

ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»












Портфолио младшего школьника.


(на II районный конкурс исследовательских работ

младших школьников «Юниор» )










Автор:

Зинякова Ульяна Сергеевна,

Сургутский район, г.п. Фёдоровский,

МОУ ФНОШ №4, 3в класс.


Научный руководитель:

Борисова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ ФНОШ №4, г.п. Фёдоровский.















Сургутский район,

2011 год.

Портфолио младшего школьника.


Зинякова Ульяна Сергеевна
Россия, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район,

городское поселение Фёдоровский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 в класс.



Содержание.

Введение.

Глава I. История вопроса ........................................................................................ стр. 4

Глава II.

  1. Формирование и оформление портфолио...................................... стр. 5

  2. Результаты анкетирования ............................................................. стр. 8

Заключение................................................................................................................ стр. 9

Список литературы.

Приложения.















Введение.

"У каждого ученика будет "портфолио",

то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений -

результаты районных, областных олимпиад,

интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Это очень важно при определении готовности

школьника к углубленному изучению ряда предметов"

(министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
Не так давно я услышала незнакомое слово «портфолио», заинтересовалась и выяснила, что это такое. Оказалось, что это слово многозначное. Одно из значений заинтересовало меня больше других, я решила разобраться в этом вопросе и обратилась к своему учителю. Когда мне стало ясно, для чего нужно портфолио и что это такое, мы задумали создать проект «Портфолио младшего школьника».

Актуальность. Тема нашего проекта очень актуальна, потому что в современном обществе, в том числе и в школе, происходят значительные перемены. Одно из изменений связано с тем, что каждый человек должен сам как можно раньше определить, кем он станет в будущем. Для этого ученик должен точно знать, какие способности и достижения у него имеются. Поэтому здесь на помощь приходит портфолио ученика. И чем раньше мы научимся формировать собственное портфолио, тем легче будет наш дальнейший выбор в старших классах и после школы. Лучше всего начать эту работу в начальной школе. Портфолио ученика младших классов есть не в каждой школе. Спустя несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

Цель проекта - сформировать своё портфолио и помочь в этом одноклассникам.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю вопроса.

  2. Систематизировать и обобщить собственные достижения и успехи.

  3. Сформировать портфолио.

  4. Разработать инструкцию для младших школьников по составлению портфолио.

  5. Научить одноклассников формировать портфолио.

Тип проекта: практико - ориентированный, внепредметный, индивидуальный, долгосрочный

Основные методы исследования:

  • поиск и сбор информации по теме,

  • анкетирование,

  • систематизация,

  • обобщение,

  • дизайн - анализ (определение формы, стиля, размера, цветов портфолио)

Ожидаемые результаты:

  1. Проект портфолио.

  2. Разработанная инструкция по составлению портфолио для младших школьников.

  3. Научить одноклассников формировать портфолио

Сроки реализации проекта: сентябрь 2010 г. - октябрь 2011 г.

Механизм реализации проекта. Реализация проекта предполагает наличие трёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последовательных действий.

I этап - исследовательский (подготовительный)

Сроки: сентябрь-декабрь 2010 год

Исследование литературы по данной теме, истории вопроса.

II этап - технологический

Сроки: январь - май 2011 года. Формирование собственного портфолио. Проведение анкетирования одноклассников, анализ полученных результатов, разработка инструкции по составлению портфолио младшего школьника.

III этап - заключительный.

Сроки: сентябрь - октябрь 2011 года. Анализ и оформление проведённой работы, внесение изменений в портфолио, оказание помощи при оформлении портфолио одноклассников.



Глава I.

История вопроса. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV - XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы, эскизы, наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». В наше время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений организации, фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.

В школе идея использовать портфолио стала популярной в конце прошлого века. Дословно портфолио (от франц. роrter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» даётся следующее толкование:

  • Визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.
  • Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
  • Портфолио - файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения.
  • Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период обучения.
Мы будем придерживаться следующего определения: Портфолио - это коллекция работ и результатов, которая демонстрирует способности и достижения в различных видах деятельности. Основным источником информации для портфолио, конечно, станет школа, но знания, умения и прочие достижения можно демонстрировать не только в образовательном учреждении. Имеется много различных учреждений в нашем поселении, где можно проявить себя (Приложение 1)


Глава II.

Формирование и оформление портфолио. Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должно выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет. Поэтому я рассматривала различные варианты и выбирала наиболее удобные для себя. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

Общее оформление. Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладываются в отдельные файлы, формата А4.
Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. На данный момент существует большое количество шаблонов для оформления портфолио. Но, на наш взгляд, если самому попробовать разработать оформление, это будет эффектней, потому что каждый человек индивидуален. Нашими помощниками стали весёлые смайлики. Возможно, что в будущем мы пересмотрим общее оформление.

Разделы портфолио. Разделы, их названия, количество в своём портфолио каждый может определить для себя сам. Перечень возможных разделов:

  • Титульный лист

  • Мой мир (содержание)

  • Мое имя

  • Моя семья

  • Мои друзья

  • Мне интересно

  • Мои достижения

  • Мои впечатления

  • Мое творчество

  • Мои увлечения, хобби

  • Другое

Для своего портфолио я выделила следующие разделы:

  • Титульный лист

  • Мой мир (содержание)

  • Давайте знакомиться! Обо мне.

  • Моя семья

  • Мои достижения (официальные документы)

  • Мое творчество

  • Мои увлечения

  • Участие в конкурсах

Информация о разделах.


Титульный лист.
Содержит основную информацию о владельце (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, город проживания). Можно также включить контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта), возраст, класс. Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.

Мой мир (содержание). Раздел заменяет содержание. Вместо названия «мой мир», можно использовать «моя планета». Важно, чтобы название отражало именно жизнь владельца во всех ее проявлениях.

Давайте знакомиться! Обо мне. Здесь следует представить информацию о владельце портфолио. Я посчитала нужным отразить о себе следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество.

  • Дата рождения.

  • Период, за который собраны документы.

  • Образовательное учреждение.

  • Класс и фамилию, имя, отчество моего классного руководителя.

  • Сведения о внеурочной деятельности.

  • Интересы.

Моя семья. В данном разделе можно рассказать о маме, папе и, по желанию, о тех родственниках, с которыми живёшь. Кто они, где работают, чем занимаются. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Прилагаются фотографии или рисунки.

Мои достижения (официальные документы). Это важный раздел. Здесь демонстрируются успехи в делах, возможности, способности. Это различные свидетельства, сертификаты, грамоты, дипломы, похвальные листы, благодарственные письма. Почти каждый может представить свои успехи в учёбе, во внеклассной и внешкольной деятельности, творчестве и спорте. Как расположить материалы в этом разделе? Это зависит от того, что для ученика главное. Не удалось в учёбе, но проявил себя в спорте? Не добился пока результатов в олимпиадах и викторинах, но умелец в творческих мероприятиях? Каждый ученик имеет разные результаты. Если главное - учебные достижения, то на первый план выйдут именно эти документы, демонстрирующие успехи на уроках. Также можно разложить документы в хронологическом порядке.


Моё творчество. Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. В своё портфолио я включила и работы нашей семьи.

Участие в конкурсах. В этом разделе запечатлены моменты конкурсов, в которых я принимала участие.

Помимо данных разделов, можно включить и такие:

Моя школа. Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете, его нужности). Мои учителя.

Моя общественная работа. Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержание класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.

Все разделы могут дополняться и пересматриваться со временем по необходимости.

Результаты анкетирования. После того, как было сформировано и оформлено моё портфолио, мы провели анкетирование одноклассников (Приложение 2. Анкета). Цель анкетирования: выяснить, что знают мои сверстники о таком понятии, как портфолио. В анкетировании приняли участие 24 ученика моей школы. Выяснилось следующее: На 1-ый вопрос: Знаешь ли ты, что такое портфолио? утвердительно ответили только 3 человека, не слышали об этом 21 человек. 2-ой вопрос показал, что все, незнакомые с этим понятием, хотели бы узнать о портфолио. 3-ий вопрос: У тебя есть грамоты, хвалёнки, дипломы и т.д.? утвердительный ответ дали опять же 21 человек. Многие хранят результаты своих достижений в столе, в конвертах, т.е. где придётся. Некоторым ребятам уже предлагал кто-нибудь из взрослых сложить грамоты, дипломы в папки. Почти все участвующие в анкете изъявили желание научиться формировать свои портфолио. Многие из ребят гордятся своими достижениями и уже осознают, что у них получается лучше всего. Некоторые отметили свои успехи в учёбе, некоторые - в спорте, есть ребята, которые проявили свои способности в творчестве. Вывод по результатам анкетирования следующий: ребята готовы к работе над своим портфолио. Следующий этап, таким образом, заключал в себе разработку инструкции по формированию и оформлению портфолио, представление моего портфолио на классном часе, рассказ, для чего это необходимо, также выступление перед родителями на родительском собрании с представлением инструкции по составлению портфолио младшего школьника. Инструкция составлена на основе моих личных наблюдений и выводов (Приложение 3).

Заключение. Работая над проектом, мы поняли, что портфолио - это индивидуальная «папка достижений», в которой зафиксирована динамика личных достижений учащихся. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учениками в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Задача портфолио - представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых достигнутых результатов, проследить индивидуальный прогресс обучающегося, продемонстрировать способности практически применять приобретённые знания и умения. Запланированные мероприятия по реализации проекта выполнены в полном объёме:

  • Изучена история вопроса.

  • Систематизированы и обобщены собственные достижения и успехи.

  • Сформировано и оформлено портфолио.

  • Разработана инструкция для младших школьников по составлению портфолио.

  • Большинство одноклассников сформировали свои портфолио.

Мы рассмотрели историю возникновения портфолио, разобрались, что это за понятие, продумали форму оформления портфолио, разделы и наполнение, провели анкетирование среди сверстников. Таким образом, достигнуты ожидаемые результаты, самым значимым из которых является конечный продукт - проект портфолио. В перспективе мы решили создать электронное портфолио, тем самым продолжить работу над этой темой, но уже немного в другом направлении. Считаем, что проект имеет значимый практический результат и окажется полезным для моих сверстников, учащихся постарше, для учителей, которые могут использовать данные материалы в своей работе.








Список литературы.

  1. Алексеенко Е.В. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио // Практика административной работы в школе. - 2005. - № 5. - С. 16.

  2. Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио. // Практика административной работы в школе. - 2005. - №6. - с.16-19.

  3. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7.

  4. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №3. - с.27-33.

  5. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений «портфолио» // Управление школой. №3. - 2004.

  6. Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. Юдина И.Г. - Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Шитикова О.И. Положение о портфолио достижений учащихся. // Профильная школа. - с.14-16.

  8. Портфолио учащегося начальной школы. Компакт-диск для компьютера. Волгоград: Учитель, 2011.


© 2010-2022