Урок обучения грамоте по теме: Звуки [д], [д], буквы Дд

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д'], буквы Дд"

  • познакомить детей со звуками [д], [д'];

  • формировать навык беглого чтения, используя слоговые таблицы;

  • уделять внимание лексической работе; развивать умение анализировать слова, развивать познавательные интересы и способности учащихся.

Оборудование:

1. Игровое поле с девятью квадратиками.
2. Предметные картинки: водолаз
3. Геометрические фигуры со слогами.
4. Загадки.

ХОД УРОКА Учитель: Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, необходимо соблюдать определенные правила. (На доске висят таблички с правилами. Озвучить их.)


Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща


У. Я желаю вам успехов! Тихо сели!

I. Мобилизующий этап.

На доске вычерчивается игровое поле с девятью квадратами. В каждом квадрате домике живет по одной букве.

Учитель: Посмотрите на экран.

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [д], [д], буквы Дд

Учитель. С чего предлагаете начать урок обучения грамоте?

Дети. Повторить звуки и буквы, которые видим на игровом поле.

Учитель. На какие две группы можно разделить все буквы игрового поля?

Дети. Все буквы игрового поля можно разделить на гласные и согласные.

Учитель. Назовите гласные буквы на игровом поле. Какая из них лишняя? Почему?

Дети. На игровом поле гласные буквы А, О, Е, У. Лишняя буква Е, так как если она стоит в начале слова, то имеет два звука.

II. Формулирование учащихся темы и цели урока.

Учитель. Задание. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.

Дети. Противоположное сочетание длинный день. Первое слово начинается со звука [д], второе - со звука [д']. Значит, тема сегодняшнего урока - звуки [д], [д'] и буква, которая их обозначает.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

Дети. Цель урока - познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает, учиться читать слоги, слова с новой буквой.

III. Знакомство с новыми звуками.

Учитель показывает детям слайд, на котором изображён водолаз. Кого видите? Кто он такой?

Ответы детей.

Царство рек, озёр, морей велико и обширно. С поверхностью водоёмов люди давно знакомы, а что таили их глубины, было неведомо. Но вот человек изобрёл водолазный костюм, позволяющий ему спускаться на большие глубины. Люди узнали много интересного о жизни под водой. В наше время водолазы ведут любые подводные работы.


- В словаре Ожегова записано: «Водолаз - рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде».

- Из каких двух слов состоит это слово «водолаз»? (табличка)

Учитель. Произнесите слово водолаз. Определите сколько в нем слогов? (Дети произносят)

Дети. В слове водолаз 3 слога.

Учитель. Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.

Дети. Вод-д-д-олаз.

Учитель. Назовите выделенный звук.

Дети. Это звук [д].

Учитель. Произнесите звук [д] перед зеркальцем. Расскажите, как располагается органы речи при его произношении.

Дети. При произнесении звука [д] губы не растягиваются в стороны. Верхние и нижние зубы находятся близко, но не касаются друг друга. Кончик языка упирается в небо. При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, звук [д], твердый.

Учитель. Звук [д] согласный, твердый, звонкий.

Учитель. Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога. Какое это животное?

Дети. Это крокодил.

Учитель. Произнесите слово крокодил, выделяя в нем первый звук третьего слога. Назовите этот звук.

Дети. Это звук [д'].

Учитель. Произнесите звук [д'] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].

Дети. При произнесении звука [д'] средняя часть языка касается неба.

Дети: Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.

IV. Физминутка (стоя)

Учитель. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д'], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Если в слове нет новых звуков, то вы: делаете движение головой вправо - влево, изображая разминку водолаза на берегу.

Спуск, медленно, вода, водоем, дно, рыбы, рачки, подъем.

V. Знакомство с новой буквой.

Учитель: Звук [д], [д']. Какой буквой обозначаются эти звуки?

Дети. Это буква "дэ"

Учитель. На что похожа буква Д? Показать картинку.

Ответы детей.

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.

VI. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.

а) на доске:

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [д], [д], буквы Дд Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз).
Учитель. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена на видеоролике. Показ видеоролика. Внимательно прочитайте то, что написано.

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [д], [д], буквы Дд

Учитель. Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.

Дети. Первое слово медуза. Если слоги напечатаны в ромбиках. (Учитель показывает изображения названных предметов).

Учитель. Какое еще слово вы прочитали?

Дети. Бельдюга. Его слоги напечатаны в кружках.

Учитель. Назовите остальные слова.

Дети. Мидия, дюгонь.

Учитель. Что общего в данных словах?

Дети. Они обозначают названия животных, которые живут в море или океане. Во все словах есть буква Д.

Учитель. На какие две группы можно разделить эти слова?

Дети. Бельдюга и дюгонь - это рыбы. Мидия и медуза - это не рыбы.

Чтение текста (стр. 109 - 1)

а) Подчеркните буквы "д" в тексте
б) Чтение текста читающими учащимися

- Где ведут работы водолазы?

- Как вы понимаете "трудная" работа?

- Почему у водолазов трудная работа?

. Работа с иллюстрацией на с. 108 - 109

- Что видите на картинке?

- Назовите предметы в названии, которых есть звуки [д] [д']

(водолазы, клад, медузы, сундук и т. д.)

Чтение текста (стр. 109 - 2)

* Чтение текста по предложениям
* Чтение текста 1 учеником
* Вопросы:
- У кого папы работали водолазами?
- Где они работали?
- Что делали?

VII. Закрепление изученного материала.

Учитель. Я предлагаю загадку, вы ее отгадываете и слово-отгадку составляете на доске и на партах, считаете, сколько в нем слогов, гласных и согласных.

Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше
Вот дорос он до небес -
И исчез. (Дым)

Устный анализ: В слове ДЫМ один слог, два согласных звука, один гласный.

Вот еще загадка:

Никого не обижает,
А ее все толкают. (Дверь)

Дальше проводится аналогичная работа.

Домашнее задание страница 110 прочитать рассказ «Умелые руки».

- Прочитать рассказ, продолжить его (Анита, Ярослав, Настя).

VIII. Обобщение.

- С какими звуками мы познакомились на уроке?

- Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.

- О людях какой профессии говорили?




5. Чтение слов.

а) - Поиграем в игру «Составь слово»

да

рево

(начало слова на доске, а окончание расклеено по классу;

ды

кообраз

учащиеся не только составляют слово, но и объясняют

ду

брота

его значение)

ди

ня

де

дочка

до

ча

б) Воспитательный момент.

- Ребята, как вы понимаете смысл слова «доброта»?
- В словаре Ожегова записано: «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям».

Есть такая пословица : «Жизнь дана на добрые дела». Как вы понимаете её смысл?

в) Словарная работа.

- Много добрых дел выполняют и водолазы. А кто это такие?
- Из каких двух слов состоит это слово «водолаз»? (табличка)
- В словаре Ожегова записано: «Водолаз - рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде».

г) - Прежде чем перейти к следующему этапу урока, давайте немного отдохнём.

Физминутка для тела (под стихотворение),

физминутка для глаз.

(Рисунок 2).

6. Работа по учебнику.

б) Чтение слов (стр. 109)

(учащиеся читают сначала по слогам, а потом повторяют получившееся слово и объясняют его значение)



-Назовите словами, что изображено на слайде в 1 столбце? (Дом, дым)

Сильные читают текст, слабые слоги.


Упражнение в слышании звуков.

Игра Поймай звуки.(хлопок перед собой руками, если услышал звук)

Молоток, дрель, дед, долото, дракон, каша, дикобраз, Дима, дымоход, доктор.


Чтение слов (напечатанных на доске)

вода
водолаз
водопад
водные
подводные

- Объяснение значений слов, показ иллюстраций


© 2010-2022