- Преподавателю
- Начальные классы
- Развивающая игра В космической лаборатории 1 класс
Развивающая игра В космической лаборатории 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макоян О.Ф. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Введение Мышление - это познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Познание мира осуществляется в двух формах: чувственное познание и абстрактное мышление. Предметы действуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления. Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаём посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Формируются понятия следующими логическими приёмами или операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. При изучении учебного материала используется дедукция и индукция. В индукции идёт рассуждение от отдельных посылок к новому суждению большей степени общности; от частного к общему. В дедукции ход рассуждения противоположный, т.е. от обобщений к отдельным фактам. Развитию мышления младшего школьника должно уделяться особое внимание, чтобы превратить «школу памяти» в «школу мышления» и устранить всегда однообразную формулировку в задачах урока: «Развивать логическое мышление». Все задачи по развитию мышления должны быть ориентированы на создание предпосылок, компонентов, признаков, характеристик именно логического и творческого мышления. Для увеличения уровня развития мышления проводятся упражнения, которые можно разделить на две большие группы:
I. Упражнения, направленные на развитие образного мышления;
II. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.
I. Упражнения, направленные на развитие образного мышления. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных с опорой на представления). Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Сам факт записи информации заключается в её переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление(визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины - иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.
Упражнение № 1. Игра типа «На что это похоже?»
,О
Упражнение № 2 Игра типа «Дополни до...»
Упражнение № 3 Игра типа «Догадайся, кто нарисован?»
Упражнение № 4 «Мысленные образы, отвечающие понятиям «прямо» или «косвенно».
Учитель просит к каждому из названных им слов сделать какой-либо рисунок. После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т. Е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.
Упражнение №5 Игра «Кубики»
Материал состоит из 27 обычных кубиков, между собой так, что получается 7 элементов. Ребёнок складывает объёмные фигуры по образцам.
Упражнение № 6 Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
Очень хорошим упражнением на развитие наглядно-образного мышления является лабиринт. Имеется в виду методика исследования наглядно-образного мыш- ления «Лабиринт». На основе материала методики учитель может составить собственные лабиринты.
II. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом.
Упражнение № 1. «Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов».
Упражнение № 2. «Формирование искусственных понятий» (по Л. С. Высотскому - Л. С. Сахарову) Упражнение № 3 «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» Упражнение №4 «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» Упражнение № 5 «Формирование умения выделять существенные-признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач».
Упражнение № 6 «Формирование способности оперирования смыслом». Работа учителя по формирования у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребёнка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы учитель может использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.
Описание игры «В космической лаборатории» В данной работе представлена развивающая игра для первого класса под названием «В космической лаборатории». Основной задачей этой игры является развитие мышления первоклассников: формирование умений анализировать и сравнивать, наблюдать, обобщать, выявлять связи и зависимости между фактами; формирование умений высказывать содержательно свою мысль, оценивать своё поведение, высказывать критические замечания, не унижая человеческого достоинства, умение выполнять работу творчески. В процессе игры предусмотрены не только мыслительные задачи, но решаются задачи по личностному развитию учащихся: умение участвовать в коллективной работе, самостоятельность и активность в новых условиях, активность в общении со сверстниками, развитие дисциплинированности, умение регулировать свои эмоции и непосредственные желания. Задача учителя - создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив-группа» в процессе обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Игра «В космической лаборатории» может быть проведена в форме командных соревнований, а также в форме индивидуальной работы. В данном случае выбран 1-й вариант. Класс разделён на 4 команды. Каждая команда сама выбирает себе название. При себе необходимо иметь цветные карандаши. За ходом наблюдает независимое жюри, которое проверяет правильность выполнения задания. При правильном выполнении задания команда условно «делает шаг вперёд», тем самым приближаясь к суперпризу «Пригласительный билет в первое космическое путешествие». Остальные команды получают ,в зависимости от количества набранных шагов, «Пригласительные билеты во второе, третье и четвёртое космические путешествия».
Системный подход к развитию мышления у первоклассников в игре «В космической лаборатории»
Задания Задачи \.
Задание № 1 Засекреченная карта
Задание № 2 Ключ к лаборатории
Задание № 3 Шифр для главного компьютера
Задание № 4 Приём сообщения
Задание № 5 Запуск ракет
Задание № 6 Передача сообщения
Задание № 7 Помощь школьникам другой планеты
Задание № 8 Приём второго сообщения
1
Умение анализировать сравнивать
•
•
2 Умение наблюдать и фиксировать значительное и существенное явление в процессах
•
•
•
•
•
3 Умение обобщать
•
•
4 Выявлять связи и зависимости между фактами, явлениями и процессами
•
•
5 Умение применять знания в новых условиях
•
•
•
6 Умение понимать символы
•
•
7 Умение высказывать критические замечания, не унижая человеческого достоинства
•
•
8 Способность к переключению с одного основания поиска на другой
«
•
•
9 Быстрота мышления
•
•
•
•
•
10 Умение высказывать содержательно свою мысль, идею.
•
•
•
11 Умение оценивать своё поведение и принести извинение за допущенные ошибки
•
•
•
12 Умение выполнять работу творчески
•
•
Ход игры «В космической лаборатории»
Здравствуйте, ребята! Сегодня приглашаю вас посетить космическую лабораторию. Нас ждут трудные, но интересные испытания. Каждая команда, при успешном выполнении задания, будет продвигаться вперёд на несколько шагов. Тем самым приближаясь к суперпризу нашей игры - «Приглашение на другую планету». Но для этого каждая команда должна показать, как её участники могут наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. Они должны показать свои знания, умения думать и быстро мыслить. На каждый конкурс выбирайте члена команды, который будет выполнять задания, а остальные в это время могут ему подсказывать. Но не забывайте меняться (делать переход хода). Я желаю всем командам успешного прохождения нашего маршрута, чтобы все команды получили приз нашей игры «Приглашение на другую планету».
Все готовы? Тогда смело вперёд!
Задание 1 «Засекреченная карта»
Задачи:
-
формирование умения анализировать, сравнивать;
-
умение наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и
процессах; -
умение оценивать своё поведение и приносить извинения за допущенные
ошибки;
-
отработка быстроты мышления.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши.
(рис.1)
Учитель: Наша космическая лаборатория является засекреченным объектом. Прежде чем туда попасть, нужно выполнить одно задание. (Выдаются карточки с заданиями № 1)
Вы видите два рисунка, которые отличаются друг от друга. Пожалуйста, возьмите ЧЁРНЫЙ карандаш и дорисуйте нижнюю картинку так, чтобы они стали одинаковыми (ничем не отличались друг от друга). Начали! Закончили? Молодцы! Не сомневаюсь, что все успешно выполнили это задание. Итак, выполняя это задание, мы с вами восстановили карту, по которой мы найдём нашу космическую лабораторию. Я предлагаю командам решить самим: правильно ли они выполнили первое задание. Если карта восстановлена верно, то запишите на свой счёт 4 шага, если были неточности, то 3 шага. Каждый из этих шагов будет приближать вас к победе. Объективность вашего решения будет проверять жюри. Слово жюри: объявляются количества шагов, сделанные командами. Выделяют похвалой те команды, которые объективно оценили свою работу в задании №
Задание 2 «Ключ к лаборатории».
Задачи:
-
формирование умения понимать символы;
-
умение применять знания в новых условиях;
-
умение анализировать и сравнивать;
-
умения высказывать содержательно высказывать свою мысль, идею.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши.
Рис. 2
Учитель: Итак, с помощью карт мы успешно добрались до космической лаборатории. Прежде чем войти в лабораторию, её нужно открыть ключом, спрятанным в лабиринте. (Выдаются карточки с заданием №2).
Возьмите КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ карандаши. Красным карандашом вы будете отмечать путь от входа к ключу, зелёным - от ключа к выходу из лабиринта. Помните, проходить надо только через двери (пространство между прерывающимися линиями), не отрывая карандаша. Готовы? Начали!
Всё выполнили? Отложите карандаши. А сейчас я попрошу по одному члену каждой команды оценить работу всей команды: слаженность, правильность выполнения задания, быстрота. После этого эти ребята сами должны решить: на сколько шагов они приблизились к суперпризу -«Приглашение на другую планету». Слово жюри: выделит тех ребят, кто объективно оценил работу своей команды. Если есть команды или члены команд с заниженной самооценкой, похвалить их за сплочённую работу, за трудолюбие, за быстроту решения вопросов.
Задание 3 «Шифр для главного компьютера»
Задачи: -формировать умение наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях;
-умение обобщать; - умение высказывать критические замечания, не унижающие человеческого достоинства;
-обработка быстроты мышления.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши. Учитель: Вот мы и попали на космическую лабораторию. Здесь нас ждут задания посложней. Но вы с успехом справитесь, ведь вы прошли очень хорошую подготовку. Теперь надо определять шифр для включения главного компьютера. Для этого надо выполнить задание 3. (Выдаются карточки с заданием 3)
0-2
V -
□ -
Всего фигур -Рис. 3 Какие фигуры вы здесь видите? Задание заключается в том, чтобы посчитать сколько треугольников, кругов и квадратов вы здесь видите. А затем полученные результаты сложить. Найдите сколько всего фигур. Начали! Всё выполнили? А теперь поменяйтесь карточками с другой командой и проверьте правильность выполнения задания № 3. Кто хочет объяснить ошибки, допущенные в задании? Не забывайте, что каждая команда с большим старанием выполняла задание. Слово жюри: объявить общее количество шагов, сделанных командами. Отметить те команды., которые высказывали, критические замензнил, ва утаскзл достоинства другой команды.
Задание 4 «Приём сообщения».
Задачи:
-
формирование умения выполнять работу творчески;
-
развивать способность переключения с одного основания поиска на другое; -
-
умение выявлять связи и зависимости между фактами;
-
умение содержательно высказывать совою мысль, идею.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши.
Учитель: Итак, мы включили главный компьютер нашей космической лаборатории. Посмотрите, компьютер передаёт нам сообщение. (Выдаются карточки с заданием № 4)
КНИЖКУ. ИЩЕТ МЫШКУ ЛОВИТ КОЛЯ КОШКА
Рис.4 Слова, написанные в сообщении, раньше составляли стихотворение. Оно имело рифму и записывалось в две строки. Пожалуйста, прочитайте слова, постарайтесь восстановить стихотворение и ниже печатными буквами запишите его. Работайте быстро. Возьмите КРАСНЫЙ карандаш. Начали. Всё закончили? Прочитайте, что у вас получилось? Кто хочет придумать продолжение стихотворения? Это даст дополнительный шаг команде. Слово жюри: похвалить те команды, которые смогли придумать продолжение стихотворения, за творческий подход к работе. Объявить общее количество шагов каждой команды. Назвать те команды, которые ближе подошли к суперпризу.
Задание 5 «Запуск ракет»
Задачи:
-
формировать умение наблюдать и фиксировать значительное и существенное
в явлениях и процессах; -
умение применять знания в новых условиях;
9
-умение сдерживать себя;
- умение оценивать своё поведение
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши. Учитель: Теперь компьютер выдаст нам карточку с другой планеты. Выдаются карточки с заданием 5)
Вы видите три важных объекта с другой планеты. Они обозначены в форме круга, треугольника и квадрата. Получен приказ: запустить четыре экспериментальных ракеты и совершить посадку межпланетной станции. Пожалуйста приготовьте цветные карандаши. Это будут наши ракеты.
Первый запуск - КРАСНУЮ ракету направляем в точку, которая находится в квадрате, но за кругом и треугольником.
Второй запуск - ЖЁЛТУЮ ракету направляем в точку, которая находится в треугольнике и квадрате, но за кругом.
Третий запуск - ЗЕЛЁНУЮ ракету направляем в точку, которая над квадратом и справа от круга.
Четвёртый запуск - СИНЮЮ ракету направляем в точку, которая находится над кругом, за квадратом и слева от треугольника. Посадку межпланетной станции совершаем в то место, куда входят части всех трёх объектов круга, треугольника и квадрата. Закрасьте ЧЁРНЫМ карандашом это место. На месте высадки нужно поставить свой флаг. Возьмите ЗЕЛЁНЫЙ, КРАСНЫЙ и СИНИЙ карандаши. Раскрасьте флаг так, чтобы синяя полоска находилась выше красной, а зелёная выше синей.
Всё закончили? Молодцы! Отложите карандаши. Пока жюри проверяет задание, выполненное вами, подумайте, кто из участников вашей команды более активно участвует в игре, дал много правильных объектов, помогает другим участникам команды. Кто-то может рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся в этой игре, об ошибках, которые он будет совершать. Слово жюри: похвалить детей, которых выбрали ребята, и которые нашли в себе смелость рассказать о своих трудностях в игре. Объявит те команды, которые ближе всех находятся от суперприза.
Задание 6 «Передача сообщения»
Задачи:
-
формирование умения переключаться с одного основания поиска на другое,
-
умение наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и
процессах, -
формирование умения применять знания в новых условиях,
-
умение высказывать критические замечания, не унижающие человеческого
достоинства.
Рис.6
Вы видите геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, записанные в трёх строках. В первой строке в каждом треугольнике нужно поставить точку (.). Во второй строке в каждом треугольнике - точку, в каждом квадрате - «плюс» (+). В третьей строке в каждом треугольнике точку, в каждом квадрате - «плюс», в каждом круге - «минус» (-). (На каждую строку учитель показывает образец)
Закончили? Молодцы! Для того чтобы наше послание было передано компьютером на другую планету, надо проверить наше задание. Поменяйтесь карточками с другой командой и проверьте выполнение задания № 6. Кто может объяснить ошибки, допущенные в задании? Не забудьте, что каждая команда выполнила задание быстро, старательно. Слово жюри: Похвалить те команды, которые медленно, но с большим старанием выполнили задание. Объявить количество шагов, которые получили команды.
Задание 7 «Помощь школьникам другой планеты».
Задачи:
-
формировать умение обобщать;
-
выявлять связи и зависимости между фактами;
-
умение понимать символы;
-
развивать способность к переключению с одного основания поиска на дру-
гое;
- формирование быстроты мышления. Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши, образцы решения примеров для учителя. Учитель: Школьники далёкой планеты просят помощи в решении примеров. Но сначала вместе решим тренировочные примеры (на доску крепятся примеры и вместе с детьми решают их).
V
(Выдаются карточки с заданием № 7) (рис. 7)
Итак, поможем школьникам планеты решить примеры. Начали!
другой
Все выполнили задание? Молодцы! Пока жюри проверяет выполнение задания № 7, я предлагаю вам придумать другие примеры, похожие на эти. Можете использовать различные геометрические фигуры. Кто больше составит примеров, тот получит дополнительный шаг, приближающий всю команду к суперпризу.
Рис.7. Слово жюри: похвалить те команды, которые смогли придумать больше примеров, которые правильно решили данные примеры. Обьявит общее количество шагов.
Задание 8 «Приём второго сообщения»
Задачи:
-
формирование умения наблюдать;
-
умения быстро мыслить;
-
умения содержательно высказать свою мысль, идею;
-
умения оценивать своё поведение;
-
умения выполнять работу творчески.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, цветные карандаши.
Учитель: но что это мы видим? Похоже инопланетяне посылают нам сообщение. Они попытались воспользоваться нашей письменностью. (Выдаются карточки с заданием № 8.)
12
У,
МСАГОРЯЧИЙЦФ;
рпаприветчьа кыземлянам!ек
Рис.8 Может кто-то догадается, какое сообщение передают нам друзья-инопланетяне? Подчеркните слова ЗЕЛЁНЫМ карандашом. Молодцы. Так что же инопланетяне передают нам, землянам? Время, которое было нам отведено для работы в космической лаборатории, подошло к концу. Вы хорошо потрудились. Всем спасибо! Пока жюри определяет победителей среди сотрудников космической лаборатории, я предлагаю каждому участнику подумать, чтобы вы сказали инопланетянам. Ведь какая-то команда получит сейчас суперприз - «Приглашение на другую планету». (На доске висит лист ватмана. Каждый участник игры подходит к нему и записывает по одному - двум предложениям) Слово жюри: оценивается работа всех команд. Каждую команду похвалить за свои успехи (трудолюбие, сложенность в работе, быстрота в выполнении заданий, уступчивость, дисциплинированность и. т. д.) Награждение: Команда, которая набрала больше шагов, подошла ближе к суперпризу, получает пригласительный билет в ПЕРВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Остальные команды, занявшие 2,3,4 места, получают пригласительные билеты во ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ, ЧЕТВЁРТОЕ космические путешествия, при условии, если это команды выполнят ещё некоторые задания(задания выдаются вместе с пригласительным билетом)
Примерные задания для команд, получивших второе, третье, четвёртое космические путешествия.
О -
Всего фигур
13
Возьмите КРАСНЫЙ карандаш и справа точно по клеточкам перерисуйте фигуру так, чтобы ваш рисунок хорошо был виден.
В каждом кружке ЧЕРНЫМ карандашом нарисуйте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.
а а □ □ □
а □ □
На рисунке три строки прямоугольников. Для каждой строки дается свой образец выполнения задания.
Образец 1. 0 П Образец 2. Образец 3. ^ П
Список используемой литературы:
-
Ковалёв В. И. Развивающие игры. 10 шагов к успеху - М.: Просвщение, 2000.
-
Энциклопедия современного учителя - М.: Астрель", 2000
-
Бондарева Н. А. Система воспитательных и развивающих задач для начальной
школы. - Армавир, 2001 -
Ануфриев А. Ф.,Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. -М.; 1998.
19
Содержание
-
Введение с. 1
-
Упражнения, направленные на развитие образного мышления с. 1
-
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.. с. 3
-
Описание игры «В космической лаборатории» с. Ч
-
Ход игры «В космической лаборатории» с. 6
Задание 1. Засекреченная карта с. в
Задание 2. Ключ к лаборатории с. 7
Задание 3. Шифр для главного компьютера с. 8
Задание 4. Приём сообщения с. 9
Задание 5. Запуск ракет с. $
Задание 6. Передача сообщения с. 10
Задание 7. Помощь школьникам другой планеты с.-//
Задание 8. Приём второго сообщения с. 11
-
Образцы карточек с заданиями для игры «В космической лаборатории». (В форме
командных соревнований) с. 15 -
Проверочный лист для жюри с. 11
-
Маршрутный лист для игры «космической лаборатории». (В форме индивиду
альной работы) с. 18 -
Список используемой литературы с.19
а
./А
О-2 V -3
и -'/
Всего фигур -О
КНИЖКУ ИЩЕТ МЫШКУ ЛОВИТ КОЛЯ КОШКА
У,МСАГОРЯЧИИЦФ РПАПРИВЕТЧЬА
КЫЗЕМЛУНАМ.'ЕК
о+
-*,УV'
-2
о
V
и
Всего фигур -
6
юл
)Л К)
3 Л С
КНИЖКУ ИЩЕТ МЫШКУ "ЛОВИТ КОЛЯ КОШКА
V',
мсагорячииц
рпаприветчь кыземл9нам!е
\4-\=