- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку. Чередование гласных в корне слова
Урок по русскому языку. Чередование гласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жиренкина О.Я. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: Фонетические чередования гласных
и согласных в корнях слов.
Цели деятельности учителя: дать понятие «слова-помощники»; учить обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»); формировать умение вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные. Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно находить слова-помощники при определении чередования звуков. Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией. II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и словаря, рассказа учителя.) - Подберите родственные слова-названия признаков к словам-названиям предметов: рука, река, молоко. Сравните свою работу с Мишиной: ной; Посмотрите, как Миша выделил корни. - Какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назовите их. ([к] / [ч']). Почему это чередование звуков так называется - чередование, которое мы видим на письме? (Потому что оно обозначается разными буквами.) - А могут ли быть такие чередования звуков, которые мы не видим на письме? (Написание парных согласных на конце слова.) III. Изучение нового материала. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.) - Прочитайте в упражнении 103 стихотворение С. Махотина. Выпишите слова, где есть чередование звуков [к] и [ч'] в корне. (У реки - речная.) - Есть ли во второй строчке стихотворения родственные слова? (Нет родственных слов.) - Подберите к слову «ручная» однокоренное слово так, чтобы показать чередование звуков [к] и [ч']. (Ручная - рука.) - Выпишите все формы слова «ручей», которые есть в стихотворении. (У ручья, к ручью, ручей.)- Прочитайте подсказку Летучей Мыши.IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)