Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Учитель: Азизова В.С. ОШ № 7

Краткосрочное планирование

Предмет: русский язык Класс: 3

Тема раздела: Предложение. Текст. Развитие речи.

Тема урока: Структура текста.

Цель: закреплять знания о структуре текста.

Задачи:

1. Образовательная: уметь различать части текста по содержанию.

2. Развивающая: развивать навыки групповой работы, формировать умение анализировать, выделять главное, формировать навыки взаимооценивания.

3. Воспитательная: дружбу, взаимоуважение, самоценность.

Ожидаемые результаты:

1. Уметь различать части текста.

2. Уметь составлять текст из частей.

Ход урока.

  1. Создание коллаборативной среды.

1.Разминка. Упражнение «Пожелание успешности». (2 мин.)

(дети называют своё имя и говорят пожелание рядом стоящему ученику - окончание упражнения - три хлопка).

2.Упражнение «Карусель» - направлено на актуализацию знаний и подготовку к выполнению организационных письменных работ. (3 мин)

* на стикерах 4-х цветов даны лексическое толкование слов:

- переход через реку - ….?

- дикий лесной зверь, любит мед - …?

- знак вычитания - … ?

- грузовой и легковой транспорт - …?

- подземная железная дорога - …?

- диван, стул, кровать - одним словом - …?

- явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

- сильный мороз - …?

- напиток из ягод - …?

- куклы одна в одной - …?

- овощ оранжевого цвета - …?

(готовность пары - поднятый вверх большой палец правой руки, движение переход по хлопку учителя)

Вопросы учителя:

- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем сегодня повторять? Как догадались?

Охарактеризуйте звук М.

  1. Деление на МГ. ( по цвету стикеров) (1 мин)

1 группа - розовые

2 группа - жёлтые

3 группа - оранжевые

  1. Работа в МГ. (35)

1.Работа в тетради: запись числа, классной работы, прописывание букв Мм.

Словарная работа: записать ответы на вопросы ваших стикеров , которые собрались в группе.

2. Прогнозирование темы урока в процессе выполнения Задания №1. (2 мин)

Задание №1

- Откройте конверт, прочитайте карточки. Что это такое?

1 вариант

2 вариант

Мне купили щенка.

Мама ушла на работу.

Щенок жалобно скулил.

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

(ответы: 1 вар. - это набор предложений, 2вар. - текст)

- Почему вы так решили? Объясните?

* Оценивание по технике «Светофор»

(на столах у уч-ся лежат оценочные листы для группы и по группам, после выполнения первого задания они оценивают работу уч-ся в группе и работу групп при обсуждении вопросов)

Лист оценивание группы:

задания

группы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Группа№1

Группа №2

Группа №3


Правильно +

Неправильно -

Лист оценивания членов группы:

Задание

Ф.И.

№1

№2

№3

№4

№5

1.Алина

2.Асхат

3.Ильяс


и т.д.

Отлично

Хорошо

Плохо

Вопросы учителя: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

О чем мы будем говорить на уроке?

- Хорошо. Молодцы! Вы правильно назвали тему урока!

Работа в тетради: запишите текст. (стихотворение с карточки вариант 1)

Выполняем Задание №2. Прием «Ассоциация» (3 мин)

Откройте конверт, прочитайте карточку.

Работа на постере.

ключевое слово

«Текст»

а) уч-ся выполняют работу на постере

б) защита работ, прием «Презентатор»

в) оценивание

Учитель: Молодцы! Я еще раз хотела бы уточнить, какие части имеет текст?

(введение, основная часть, концовка)

- Каким словом можно заменить слово «части»? (структура)

- Сделайте вывод: чем мы будем заниматься на уроке?

- Что хотели бы вы узнать на уроке касательно темы урока?

Просмотр презентации «Текст»

3. Работа по теме урока.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы»

(дан текст, разрезан на смысловые части по структуре:

Задание: 1 гр. - определите вводную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

2 гр. - определите основную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

3 гр. - определите заключительную часть текста (концовку), установите и назовите признаки, по которым определяли.

  • Проверка и оценивание техника «Светофор»

Каждая группа наклеивает текст на лист с учетом выявленной структуры.

Техника «Конвейер». - Передача листов в группы по часовой стрелке.

  • Проверка и оценка работ по оценочному листу « Работа группы»

Выполнение Задания №4.

А) Прочитайте. Найдите вступительную часть текста. Можно ли по этой части предположить, что будет

дальше? Назовите основную и заключительную части. О чем идёт речь в каждой из них? В какой части

подводятся итоги всему сказанному?

Лесной оркестр.

На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услы-

шишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Свистят жуки и кузнечики. Бара-

банят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по сво

ему вкусу.

Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них - барабан, а вместо палочек у них - отличный креп-

кий нос.

Рыжая цапля-выпь ткнёт свой длинный клюв в воду да так как дунет в него! Бултыхнет вода, по всему

озеру гул, словно бык проревел.

А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьется ввысь да вниз головой оттуда с распущенным

Хвостом. В хвосте у него ветер гудит - ни дать ни взять барашек блеет над лесом.

Вот какой оркестр в лесу.

(В.Бианки)

Б) Как вы думаете, удалось ли автору передать звучание «лесного оркестра»? С помощью каких слов он

это сделал? Составьте по этому поводу три-четыре связанных между собой предложения. Запишите.

Упражнение «Посол» - согласование вариантов ответов с группами,

  • Оценивание групп, и в группах.

Выполнение Задания №5.

Творческая работа.

На столе каждой группы находится изображение животного (лисичка, зайчик, медведь), даны чистые листы.

Задание: На столе у вас герой вашего будущего рассказа. Напишите вводную часть рассказа.

(2 мин. - 3 хлопка)

Упражнение «Конвейер». Передача листов по группам. - Продолжите и напишите основную часть рассказа.

Опять передача листов - продолжить и написать концовку.

  • Проверка и оценивание творческих работ групп, оценивание в группе.

Дом.задание.

Написать сказку (рассказ) о домашнем любимце.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. (4 мин)

- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните, если ответите на вопросы самооценки. Для оценки вашей деятельности на уроке нужно посмотреть на оценочные листы.

В целом, свою оценку вы сделаете на нашей «Радуге» достижений, критерием оценки будет смайлик.

И ещё, ребята, я не зря подготовила сегодня текст о лесном оркестре, в нём есть такие строки «Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу».

- Как вы думаете, каким образом его можно соотнести с деятельностью нашего коллектива?

- Правильно, молодцы! Никто не должен стесняться, и тем более бояться, каждый может выдвинуть свою точку зрения и его выслушают, помогут «сыграть в общем оркестре». Удачного вам дня.





Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

А как долго я решала проблему с ИКТ! И все-таки я нашла выход!

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»

Вот так прошел мой первый урок по новым подходам!

Конечно же, во мне борются десятки противоречий: одни - за обновление в образовании, другие - за традиционные уроки. Но вывод я уже сделала: и там, там много недостатков, и еще хотелось бы узнать: как долго будут приживаться новые подходы и будут ли результаты такими, какими мы хотим их видеть?







Тема: Деление текста на части.

Цель: закреплять умение деления текста на части; повторить словарные слова; учить составлять предложения; выделять главные члены предложения.

Задачи:

  1. Образовательная: практиковать умения в делении текста на части.

  2. Развивающая: создать условия повторения пройденного материала.

  3. Воспитательная: воспитать умение работать как индивидуально, так и в коллективе.

Ожидаемые результаты:

1. Уметь называть делить текст.

2. Уметь составлять предложения.

3. Уметь использовать в процессе работы карту.

4. Уметь составлять вопросы.

Ход урока:

  1. Создание коллаборативной среды. (2 мин)

Учитель читает стихотворение:

Сегодня наш урок не прост!

Вы скажете, так в чем вопрос?

А ответ мой очень прост:

Это не нашествие,

Это путешествие.

Начинается игра

В путь, ребята, нам пора.

- Путешествовать мы будем по Городу «Знание». И что же мы возьмем с собой в путешествие?

(дети передают друг другу мяч и говорят: дружбу, старание, взаимопомощь, смекалку, улыбку, доброту, хорошее настроение и т.д.)

  1. Деление на МГ. (2 мин)

Прием «Муравейник» найди продолжение пословицы:

Красные стикеры:

Сначала думай ….. (а потом делай!)

Тише едешь …. (дальше будешь)

Желтые стикеры:

Учение и труд … (всё перетрут)

Без труда не вытащить и …. (рыбку из пруда)

Зеленые стикеры:

Ленивый ученик … (в почете невелик)

Здесь сорвалось…. (так там удалось)

Деление на МГ проходит по цвету стикеров.

  1. Основная часть урока. ( 36 мин)

1.Актуализация знаний.

- Что за предложения вы составляли в упражнении «Муравейник»? (пословицы)

- Что такое пословицы? Для чего они нужны?

- С какой буквы начинается слово пословицы.

- Как вы думаете, какую букву будем повторять в минутке чистописания?

- Охарактеризуйте звук П.

- Запишите пословицу, которая образовалась в паре.

Как вы думаете, ребята, в какой форме у нас будет проводится работа на уроке? (в парах)

- Сегодня мы будем учиться оценивать работу друг друга, а для этого необходимо внимательно следить за выполнением всех заданий и упражнений и оценивать объективно, за знания. Работать мы будем по маршрутным листам, карте города «Знание».

Конспект урока по теме «Деление текста на части»

2. Повторение изученного материала.

А) прием «Незаконченное предложение»

Текст - это группа…

Текст можно разделить…

Текст имеет …

Текст можно …

Основная мысль текста …

Оценивание в парах. (проверка по эталону)

Первая остановка: озеро «Словарное»

Дальше видим озеро,

Озеро глубокое,

Вплавь не переплыть,

И вокруг не обойти.

Ну а чтобы лодку взять

Надо нам слова спасти.

Работа в парах: записать словарные слова, выполнить взаимопроверку.

С.рока В.робей

яг.да л.исица

п.суда р.бочий

р.бота т.вар.щ

д.журный м . шина

к.пуста с.бака

з.вод т.традь

Взаимопроверка, оценивание в парах.

Вторая остановка: село «Предложение»

Вот раскинулось село.

Предложений в нем полно.

Точка и другие знаки,

В ряд стоят как забияки.

Вы на место их поставьте

Предложение составьте.

Из данных слов составить предложения. Выстроить предложения в логическую цепочку для образования текста.

1 группа: работы, осенью, много, колхозникам

морковь, и, картофель, срезать, надо, капусту, выкопать

убрать, полей, следует, богатый, с, урожай, вовремя

загрузка, успешно, овощей, в, фруктов, идет, и, хранилища

2 группа: большой, и, нашей, за, огород, школой, сад

много, в, ягод, саду

грядках, огурцы, на морковь, горох, растут

собирают, ученики, урожай, осенью, хороший

3 группа: раз, дом, один, загорелся

маленькая, в, была, доме, девочка

собаку, в пожарные, огонь, Боба, послали

минуту, горевшего, боб дома, через, вынес из девочку

(дети приклеивают составленные предложения на постер, защита у доски, дать название тексту, защита средними уч-ся) Оценивание - техника «Светофор»

Третья остановка « Яблоневый сад»

В мире каждый очень рад

Видеть яблоневый сад,

Яблоки-то не простые,

Яблоки-то наливные

Каждое дает заданье

Вам помогут воспоминанья.

Главные члены вы подчеркните

И тогда плоды берите.

Работа в парах. Дан текст:

Следы.

Пушистый снег накрыл деревья. На снегу видны следы зверей. К берлоге ведут следы медвежонка. На полянке оставлены заячьи следы.

- Прочитать текст. Перескажите текст друг другу.

Запишите в тетрадь, подчеркните главные члены предложения.

Взаимопроверка. Оценивание.

Четвертая Остановка «Гора Деление»

Гора деления -

Текста разделение.

Поделите предложенья

Вот и всё ваше решенье.

Дан текст, нужно разделить его на части, т.е определить его структуру.

ВЕСНА ПРИШЛА

Вот и зиме пришёл конец. Сразу за один день всё изменилось.

Ветер подул с южной стороны. Он пригнал низкие тучи. Укрыли

Они всё небо. И вот на землю полился первый весенний дождь.

А потом показалось солнышко и пригрело землю. Первыми отме- тили начало весны синицы. Они бойко летали по веткам. Птицы искали в складках коры жучков, червяков, а весело распевали.

(По Г.Скребицкому.)

Работа в парах. Оценивание.

Зачитывается каждой группой (слабый ученик). Оценивание групп.

Д/з. упр. 288 с.124

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Подсчет баллов по критериям. (5мин)

Техника «Дерево Достижений»

Листочки - я не совсем понимаю

Цветочки - я поработал сегодня хорошо

Плоды - для меня дело прошло полезно, плодотворно







Тема: Составление плана текста.

Цель: формировать умения составлять план текста.

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать умения составлять план текста.

  2. Развивающая: развивать навыки групповой работы, коммуникативные навыки.

  3. Воспитывающая: понимать, что хорошее отношение к друг другу - залог успешности.

Ожидаемые результаты:

  1. Уметь составлять план текста.

  2. Уметь составлять текст по плану.

  3. Уметь составлять дефформированный текст.

  4. Уметь работать в группе, рассуждать и отстаивать свою идею.

Ход урока:

  1. Создание коллаборативной среды.

  1. Упражнение «Молекулы» (2 мин)

  2. Упражнение «Ищи друзей» (3 мин)

Актуализация опорных знаний уч-ся. (учащиеся получают листочки, на которых записаны предложения описательного характера по временам года:

Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. ЗИМА На деревьях сверкает серебристый иней. Мороз щипает нос и щеки ребятишек.

Вот и пришла долгожданная весна. На пригорках зазеленела веселым блеском молодая трава. ВЕСНА Яркие солнечные зайчики весело сверкают в лужах. Стоит в ушах весенний звон, веселый гомон.

Наступила золотая осень. Веселыми, пестрыми стайками кружатся листья. ОСЕНЬ Все чаще стали идти затяжные холодные дожди. Умолкли птицы, попрятались жуки и бабочки.

Детям необходимо найти «друзей» по признакам, которые они определяют сами: весна, зима, осень.

  1. Деление на МГ. ( По временам года) (1 мин)

Прогнозирование темы урока.

  1. Работа в группах.

  1. Работа в тетрадях.

А) Минутка чистописания: 1 гр. - Вв, 2 гр. - Зз, 3гр - Оо

Словарная работа: образование антонимичных пар, используя названия времен года.

- Скажите, слова зима-лето, весна - осень, не наводят ли они вас на что-нибудь? (антонимы)

Скажите определение «антонимов».

  1. Задание №1 - составление текста из предложений.

- Что можно сделать с вашими предложениями? (Собрать в текст)

- Составьте текст. Какой заголовок можно дать вашему тексту? Что выражает заголовок текста?

* Записать полученный текст в тетрадь. Взаимопроверка.

Проверка текстов по группам. Взаимооценивание групп.

  1. Задание №2 - Конверт содержит листы с напечатанными планами текстов.

- Что перед вами?

А) 1. Гнездо скворцов на березе.

2. Родители улетели, скворчата остались одни.

3. Кот лезет на дерево.

4. Помощь друзей.

5. Неудачная охота.

Б) 1.Появление у нас котенка.

2. Его внешний вид.

3. Характер моего любимца.

4. Моя дружба с ним.

В) 1.Яркий день весны.

2. Описание снега.

3. Первые проталины.

4. Веселый шум грачей.

- Как вы догадались что это план? Чем мы будем заниматься на уроке?

* По данному плану придумайте заголовок. Что он выражает?

* Кратко расскажите содержание предполагаемого текста.

Оценивание ответов группами. (техника «Светофор»)

  1. Задание № 3 Учащиеся получают листы с одинаковым текстом.

От станции до города дорога была прямой. По обоим сторонам

дороги росли тополя. Они украшали дорогу, радовали глаз. Кто

же посадил эти тополя?

Однажды мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из

веточки может вырасти дерево. Об этом рассказал другу.

Ранней весной люди обрезали тополя. Мальчики собрали все

веточки и поливали их.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на

дороге. Как много хорошего для земли могут сделать золотые руки.

- Что перед вами? (Текст)

- По каким признакам определили? Придумайте заголовок. (Тополя)

- Почему именно такой заголовок вы решили дать этому тексту?

- Составьте план к тесту.

(1.Украшение дороги.

2. Статья.

3. Молодые деревья.

4. Чудесная аллея.)

- Что учитывали вы при составлении плана?

Взаимооценивание групп, техника «Светофор».

  1. Задание № 4 Эссе «Интересные уроки»

Эссе будет являться суммативным оцениванием по серии последовательных уроков по теме «Текст», а также обратной связью, для выявления мотивации обучения учащихся в дальнейшем.

К эссе был предложен план:

  1. Обычные уроки.

  2. «Другие» уроки.

  3. Мне больше нравятся…

  4. Я хотел бы…

  1. Рефлексия. «Смайлы»

Выборочное зачитывание эссе « Интересные уроки» .

Тема: Работа с дефформированным текстом.

Цель: формировать умения составлять дефформированный текст.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать навыки работы с деформированными предложениями и текстом.

Развивающая: развивать навыки критического мышления.

Воспитывающая: довести до сознания детей, что действия каждого ученика важны и ценны.

Ожидаемый результат:

  1. Закрепят умения составлять дефформированные предложения.

  2. Уметь составлять дефформированный текст.

  3. Уметь работать индивидуально и в группе.

  4. Уметь оценивать работу участников учебного процесса.

Ход урока.

  1. Создание коллаборативной среды.

  1. Разминка. Упражнение «На воздушном шаре» (2мин)

(на воздушном шаре я лечу в….(страна) и беру с собой ….(имя друга)).

  1. Деление на МГ.

Деление на малые группы проходит под девизом «Я такой же!»» ( по форме и цвету стикера)

Разработка правил работы в группе.

  1. Основная часть урока.

  1. Мозговой штурм. Стратегия «Кроссворд»

Конспект урока по теме «Деление текста на части»





  1. Актуализация опорных знаний. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

-Понравилось ли решать кроссворд? Почему? О чем он вам напомнил?

Что пришлось вспомнить?

Чистописание: пропишите удвоенные согласные.

Словарная работа: запись слов с удвоенной согласной.

  1. Стадия вызова:

- Сегодня мы будем бригадой строителей. Каждый из приложит усилия, чтобы построить красивый, крепкий дом. С чего начинают строить дом? (с фундамента)

- Какой фундамент должен быть у нас? На чем основываться?

(на слаженной работе, и на знаниях)

  1. Повторение изученного материала. Прием Джигсо.

(На доске нарисован прямоугольник - основа фундамента, карточки с определениями - кирпичи фундамента. Необходимо выбрать нужный «кирпич» и залить фундамент.

Т Е К С Т

группа предложений



- группа предложений

Связаны по смыслу; имеет структуру; имеет заголовок; набор предложений; различное содержание; не связаны друг с другом; не имеет заголовок; имеет вводную часть; не имеет вводную часть; не имеет структуру и т.д. + свободные карточки.

К доске выходит группа слабых учащихся. Они выбирают выражения подходящие к ключевому слову, «заливают» фундамент.)

  1. Работа по новой теме.

«Возведение стен» Составление дефформированных предложений.

Каждому ребенку в группе дано дефформированное предложение под определенным номером. Дети составляют свое предложение.

Далее дети переформировываются в 4 группы по № предложения, в группе они обсуждают и находят наилучший вариант предложения. На разрезанных карточках у детей записаны слова их предложения, они их склеивают в нужном порядке, вывешивают на доску.

№ 1 ручью енот жильё выбирает к или поближе к речке

№ 2 сам но их роет не

№ 3 енот барсучьи часто в старые забирается норы и лисьи

№ 4 живет енот в дуплах и норах деревьев

Потом возвращаются в прежние группы и из имеющихся предложений составляют текст. В процессе выявляются ошибки в воздании текста (начало и конец предложения, повторение слов в тексте и др.)

«Возведение» крыши. Прием « Тонкие и толстые вопросы»

- Всё ли в порядке с нашим домом? Почему? Как вы думаете, что должно быть завершением в построении нашего необычного дома? (крыша - заголовок). Подберите заголовок к нашему тексту. Какие еще могут быть варианты зголовка?

6. Работа с дополнительной информацией. (ОиТ)

-Хотелось ли вам еще что-нибудь узнать о животном еноте? (Сильные уч-ся подготовили материал из интернета о енотах, где подробнее рассказали о вреде и пользе этих животных ( работа с сотовым телефоном).

Оценивание в течение урока техника «Светофор»

Дом.задание: из информации сети «Интернет» написать рассказ о лесном животном.

  1. Рефлексия.

  1. Тест «Дерево Блоба»

- Как вы себя чувствуете, работая в группе?

- Понятен ли вам прием Джигсо. Нравится ли?

  1. «Пьедестал Успеха»

- Оцените свою работу на уроке и понимание учебного материала по таблице критериев.

Знаю - Умею применить - 1 место

Знаю - Не могу применить - 2 место

Не знаю - Не умею. - 3 место



© 2010-2022