- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование 4 класс по ФГОС школа России
Тематическое планирование 4 класс по ФГОС школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лазарева Ж.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012 Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса/ВИПКРО, Владимир, 2010 Учебно-методическое пособие по курсу ОРКСЭ. Часть 1/ВИПКРО
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» -формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю. Основные содержательные модули курса: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом. Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
- развитие способностей младших школьников к общению в политичной и
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики».
Требования к результатам обучения Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы
Дидактические
материалы
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. - М.: Просвещение, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
№
Темы
по ОРКСЭ
Кол- во часов
Тип урока
Характеристика деятельности
Вид контроля на уроке
Планируемый результат
Домашнее задание
Дата
План
Факт
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
Россия - наша Родина.
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Рассказать членам семьи об известных людях.
II.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть I.
16
Что такое светская этика?
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами культура».
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание.
Мораль и культура.
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы.
Особенности морали.
1
Урок введения новых знаний
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры
5-6
Добро и зло.
2
Урок введения новых знаний
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
Понимать и сопереживать чувствам других людей.
Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
7
Добродетели и пороки.
1
Урок введения новых знаний
Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
8-9
Свобода и моральный выбор человека.
2
Урок введения новых знаний
Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
10
Свобода и ответственность.
1
Обобщение
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.
11
Моральный долг.
1
Урок введения новых знаний
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
Уметь осознавать ценности человеческой жизни.
Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
12
Справедливость.
1
Урок введения новых знаний
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.
13
Альтруизм и эгоизм.
1
Урок введения новых знаний
Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14
Что значит быть моральным?
1
Урок введения новых знаний
Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным - это значит …»
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло».
15
Дружба.
1
Урок введения новых знаний
Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
16
Творческие работы учащихся.
1
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
17
Презентация творческих работ.
1
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
18
Род и семья - исток нравственных отношений
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Род, фамилии, семья.
Самостоятельная работа
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39.
19
Нравственный поступок
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Поступок, нравственный поступок.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41.
20
Золотое правило нравственности
1
Комбинированный урок.
Золотое правило нравственности
Самостоятельная работа
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42, 43.
21
Стыд, вина и извинения
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Стыд, вина.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44,45.
22
Честь и достоинство
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Честь, достоинство.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46,47.
23
Совесть
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Совесть
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 48, 49.
24
Нравственные идеалы
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Богатыри, правила честного поединка.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51.
25
Нравственные идеалы
1
Комбинированный урок
Рыцари, джентльмены, леди.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Работа с текстом учебника, заданиям, стр.52, 53.
4 четверть
26
Образцы нравственности в культуре Отечества
1
Комбинированный урок
Труженик, патриот, воин, активист.
Самостоятельная работа
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55.
4 четверть
27
Этикет
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.
Самостоятельная работа
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57.
28
Семейные праздники
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Праздники, возникновение праздников.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 58, 59.
29
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Жизнь человека.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61.
30
Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству
1
Комбинированный урок
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
Учебник стр. 62, 63.
31-34
Итоговый урок
4
Итоговый урок
Участвуют в диспутах
учатся слушать собеседника и излагать своё мнение
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку