Урок развития речи Дикие и домашние животные. Сравнение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию речи.
Класс: 3.
Тема. Дикие и домашние животные. Сравнение.
Цели. І. Образовательные: - обобщение знаний учащихся о диких и домашних животных на основе сравнения зайца и кролика. ІІ. Развивающие: - коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации; - развитие связной речи. ІІІ. Воспитательные: - воспитание мотивации к учению.
Оборудование для учителя: Ι.- презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»; - контурные изображения зайца и кролика; - рисунки зайца и кролика, в которых показаны различия этих животных (1-кролик чёрной окраски и заяц белой окраски, 2- кролик в клетке, рядом с домом человека и заяц в лесу); - фигурка Максика (герой из учебника «Развитие речи»); - карточки «общие признаки», «отличия»; - карточки - символы «Где живёт?», «Какого цвета?», «Чем питается?», «Чем покрыто тело?», «Какого размера?», «Как передвигается?»; - карточки с контурными изображениями зайца и кролика с подписями «заяц», «кролик» (задание на самоподготовку); ΙΙ.для детей с глубокой умственной отсталостью (*Алла и Саша): - набор картинок «Животные», - коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные», - аппликации «Зима», «Лето», клей, клеёнки, - контурные изображения морковок, карандаши оранжевого цвета, - части тела зайца, вырезанные из картона, - контурное изображение зайца, выполненное из точек (задание на самоподготовку), для учащихся: - карточки «форма тела», «размер», «мех», «способ передвижения», «питание», «цвет», «место обитания»; - карточки с предложениями (у каждого ученика) Заяц маленький и кролик… . Заяц пушистый и кролик … . Заяц прыгает и кролик … . Заяц … , а кролик … . Заяц живёт … …, а кролик … …. … … . Заяц - это … животное, а кролик - это … …. .

Ход урока.
Ι.Организационный момент. 1) Проверка готовности к уроку. - У кого на партах карточки, прочитайте по цепочке, что на них написано. - К уроку вы готовы. … 2) Психологический настрой на работу. - И настроение у нас? - Отличное! - А улыбки? - Дело привычное! - Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора!
ΙΙ. Введение в тему.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»
- Начнём урок с весёлой игры «Кто как голос подаёт?». Слайды:
  1. Корова
  2. Курица
  3. Петух
  4. Свинья
  5. Волк
  6. Лошадь
  7. Коза
  8. Гусь
  9. Кошка
  10. Собака
- Как одним словом назвать тех, кого видели на экране? (животные) 2) Игра «Кто лишний?» - А сейчас внимательно посмотрите на экран и скажите, кто среди этих животных лишний? Слайд: Собака, свинья, корова, заяц. - Почему заяц лишний? (заяц - это дикое животное, а собака, свинья и корова - это дикие животные) - Каких животных называют домашними?
- Теперь назовите, кто лишний? Слайд: Медведь, лиса, кролик, белка. - Почему кролик лишний? - Каких животных называют дикими?
- Какие же животные оказались лишними? (заяц и кролик) - Правильно. Слайд: заяц, кролик.
ΙΙΙ. Сообщение темы, целей урока. - Итак, тема нашего урока (слайд) « Дикие и домашние животные. Заяц и кролик. » Или я ошибаюсь? …, прочти тему урока.
*- Сейчас Алла и Саша без труда нам найдут среди животных зайца. (Набор картинок «Животные»)
- А вы, ребята - молодцы - правильно определили, где заяц, а где кролик. Не зря мы о них говорили на прошлых уроках!.. А никто не заметил, что Максика не было с нами на этих уроках. (Появляется фигура Максика на доске.) И вот, что случилось: в школе Максику дали задание нарисовать кролика и зайца. Рисунки у него получились красивые. (Показ контурных изображений зайца и кролика.) Но вы сможете определить по ним, где заяц, а где кролик? (нет) - Почему? (одинаковые по форме) - Давайте поможем Максику правильно выполнить задание. А для этого расскажем ему, в чём отличия зайца и кролика (карточка «отличие» - на доску) и какие общие признаки есть у зайца и кролика (карточка «общие признаки» - на доску).
ΙV. Актуализация знаний. 1) - Кто был внимательным, какой общий признак зайца и кролика мы уже назвали? - У кого карточка со словами «форма тела»? - Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)
*- Проверим, нашли ли Алла и Саша зайцев среди животных. - Чтобы правильно выполнить следующее задание, внимательно послушайте ребят.
2) Слайд: заяц. - Кто это? - Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого размера?»). - Кто может ответить на этот вопрос? - Заяц маленький. А какое дикое животное большого размера вы знаете? Слайд: кролик. - А кролик какого размера? - Назовите домашнее животное большого размера.
*- Сейчас Алла положит в большую коробку больших животных, а Саша в маленькую коробочку поместит маленьких животных. (Коробки маленькая и большая, набор картинок «Животные».)
- Итак, мы с вами выяснили, что заяц и кролик маленькие. Слайд: заяц, кролик. - Значит заяц и кролик по размеру одинаковые или разные? -У кого карточка со словами «размер»? - Помести её в нужный столбик. («Общие признаки»)
3) Слайд: заяц. - Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем покрыто тело?»). - Ответьте на вопрос. Слайд: кролик. - А чем покрыто тело кролика? Слайд: заяц, кролик. - И у кролика и у зайца тело покрыто мехом. - У кого карточка со словом «мех»? - В какой столбик нужно поместить карточку? («Общие признаки»)
*- Проверим, правильно ли справились с заданием Алла и Саша. -Слушайте внимательно ребят, чтобы хорошо выполнить и следующее задание.
4) Слайд: белый заяц. - Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого цвета?»). - Ответьте на вопрос. - В какое время года заяц белый? - Для чего зимой заяц становится белым?
- Какого цвета заяц летом? - Правильно, летом заяц серый. Слайд: заяц летом. - Почему летом он серый?
*- Саша, выбери картинку, на которой изображена зима (аппликации «Зима», «Лето») - Зайца какого цвета ты сюда поселишь? (фигурки зайца белого и серого цвета) - Алла, какое время года изображено на картинке? (аппликация «Лето») - Зайчика какого цвета ты сюда поселишь? (фигурка зайца серого цвета) - Приклейте зайцев на картинки.
Слайд: кролики разной окраски. - А вы, ребята, скажите мне, какого цвета бывают кролики? - Зимой меняется ли цвет меха у кроликов? Слайд: кролик и заяц. - Значит по цвету заяц и кролик одинаковые или разные? - У кого карточка со словами «цвет»? - Помести в нужный столбик. («Отличия»)

5) Слайд: заяц. - Задайте вопрос о зайце по карточке («Как передвигается?»). - Как зайцы передвигаются, мы не скажем, а покажем.
Динамическая пауза. Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-скок, прыг-скок. И … под кусток.
Ведь лиса идёт по лесу. Слайд: лиса. Кто там скачет, интересно? Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут. Слайд: зайцы. Прыг-скок, прыг-скок Под кусток … и молчок.
- Как же передвигаются зайцы?
Слайд: кролик. - А кролики как передвигаются? - Итак, и кролик, и заяц прыгают. - У кого карточка со словами «способ передвижения»? - Помести в нужный столбик. («Общие признаки»)
6) Слайд: заяц, кролик. - Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем питается?»). - Ответьте на вопрос. - А из сказок, стихов, загадок мы знаем, что очень любят кушать зайцы?
*- Вот такие морковки я вырезала, но не успела их раскрасить. Алла и Саша, помогите мне красиво и аккуратно раскрасить эти морковки. (Контурные изображения морковок, оранжевый карандаш.)
- А вы, ребята, подскажите мне, можно ли сказать, что кролик питается тем же, что и заяц? - У кого карточка со словом «питание»? - Питание - это общий признак или отличие? - Помести карточку в нужный столбик. («Общие признаки»)
7) Слайд: заяц в лесу. - Задайте вопрос о зайце по этой карточке («Где живёт?»). - Значит, заяц - это дикое или домашнее животное? - Почему заяц - дикое животное? (живёт в лесу)
*- Алла, возьми высокую ёлку. (Высокая и низкая ёлки, вырезанные из бумаги.) - Приклей эту ёлку на свою картинку. - Саша наклеит низкую ёлку на свою картинку.
Слайд: кролик в клетке. - А остальные скажут мне, где живёт кролик? - Значит, кролик какое животное? - Почему кролик - домашнее животное? Слайд: кролик в клетке и заяц в лесу. - Значит, место обитания кролика и зайца одинаковое или разное? - У кого карточка со словами «место обитания»? - Помести её в нужный столбик. («Отличия»)
*- Мы с вами составили таблицу. И Алла с Сашей выполнили свою работу. Давайте посмотрим, какие аппликации они сделали. - Это кто? - Какое время года? - Какого цвета заяц летом / зимой? - Где живёт заяц? - Молодцы! Со своими заданиями прекрасно справились. Вижу, что всё вы знаете о зайце. Теперь сможете справиться и с таким заданием: из частей соберите фигурку зайца.
8) - А мы продолжаем разговор. Итак, у нас получилась таблица, в которой мы показали, что общего у зайца и кролика и чем они отличаются друг от друга. Общие признаки.
Отличия. Форма тела. Цвет. Размер. Место обитания. Мех.
Способ передвижения.
Питание.
Давайте рассмотрим зайца и кролика, которых нарисовал Максик. Посмотрите, форма тела у зайца и кролика одинаковые, размер одинаковый. Максик даже смог изобразить, что тело зайца и кролика покрыто мехом. То есть мальчик показал в рисунках только общие черты зайца и кролика. Но мы-то и отличия этих животных знаем. Повторите первое отличие. - Что же может сделать Максик, чтобы одно из животных стало кроликом? (раскрасить кролика) - Правильно. Вот как мог Максик раскрасить кролика. (Рисунок с контурным изображением кролика заменяется рисунком кролика чёрной окраски.) Теперь мы видим белого зайца и чёрного кролика… А может быть это белый кролик и чёрный кролик? (да) - Опять мы не можем точно сказать, где здесь кролик, а где заяц… Назовите мне второе отличие зайца и кролика. - Что ещё можно дорисовать, чтобы все увидели, где заяц, а где кролик?(лес - на рисунке, где заяц; клетку или дом человека - на рисунке, где кролик) - Правильно, вот какие рисунки (показ) должен сделать Максик, чтобы его зайца и кролика можно было отличить. Теперь Максик правильно справиться со своим заданием.
9) - Думаю, и вам будет интересно выполнить такое же задание на самоподготовке. В конце урока я раздам вот такие картинки (контурное изображение зайца с подписью «заяц», контурное изображение кролика с подписью «кролик»). Те, кому попадётся картинка со словом «заяц», что должны будут дорисовать? - Как на рисунке покажете, что это кролик?
*- Алла и Саша должны будут обвести по точкам фигурку зайца.
V. Закрепление. - А сейчас выполним более сложное задание - составим предложения об этих зайце и кролике (рисунки). Для этого вставьте нужные слова вместо точек. Слайд: Заяц маленький и кролик… . Заяц пушистый и кролик … . Заяц прыгает и кролик … . Заяц … , а кролик … . Заяц живёт … …, а кролик … …. … … . Заяц - это … животное, а кролик - это … …. . (Работа с текстом. *Алла и Саша повторяют словосочетания о зайце.)
VΙ. Итог урока.
  1. Анализ работы учащихся на уроке.
  2. Выставление отметок.
  3. Слайд: Молодцы!
© 2010-2022