Рабочая программа кружка Умелые ручки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-




УТВЕРЖДЕНА


Приказ по №__ от «__»____2013 г.

Директор


____________




Образовательная программа

«Умелые ручки»



Возраст детей: 7 - 8 лет

Срок реализации программы: 1 год









Учитель Воронова Е.И.
















2013-2014г.

Пояснительная записка Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, пластилина и бисера. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий». Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Новизной и отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 лет до 8 лет. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о доступности для младших школьников объектов труда. Цель: Способствовать развитию познавательной, конструктивной, творческой способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  • Использование в работе различных материалов (бумага, пластилин, бисер);
  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд;
  • Правильное использование цветовой гаммы.
  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха.
Формы занятий:
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа.
Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе. Продолжительность занятий строится из расчета 33 часа (один час в неделю). Итоги занятий могут быть проведены в форме отчетной выставки. К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
  • Название и назначение материала - бумага, пластилин, бисер;
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
  • Анализировать под руководством учителя изделие;
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Тематическое планирование и содержание программы.

№ п\п

тема

Количество часов





всего


1 Вводное занятие

1

4.09


2 Работа с бумагой

7




Поделка «Солнышко»

1

11.09



Оригами «Моя улица»

1

18.09



Вырезание снежинок

1




Поделка «Красивая рамка

2




Поделка «Воздушный аквариум»

2



3 Работа с пластилином

12




Я леплю из пластилина, с чего начать

2




Исходная форма - шар

1




Исходная форм - цилиндр

1




Исходные формы - шар, цилиндр

1




Исходная форма- жгут цилиндрический

1




Исходная форма - конус

1




Композиция

5



4 Работа с бисером (бисероплетение)

12




Экспериментирование с цветом

1




Цепочки «Крестик»

2




Цепочки «Колечко»

2




Поделка «Божья коровка»

2




Поделка «Дельфиненок»

2




Поделка «Человек марионетка»

3



5 Отчетная выставка лучших работ

1



6 Итого:

33




Содержание курса: Вводное занятие: Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка; требования к поведению учащихся во время кружка; соблюдение порядка на рабочем месте; соблюдение правил по технике безопасности. Работа с бумагой: Беседа о том, как работать с бумагой и что можно сделать из бумаги, какие инструменты при этом использовать. В какой последовательности выполнять задание. Что такое оригами? Практическая работа: изготовление поделок солнышко, моя улица, воздушный аквариум, вырезание снежинок, изготовление новогодних поделок. Работа с пластилином: Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Объяснить детям какое состояние пластилина считается рабочим, каким свойством обладает пластилин. Практическая работа: изготовление отдельных элементов - шар, цилиндр, конус, изготовление игрушек из этих отдельных элементов, составление композиций. Работа с бисером: История бисера и его применения, виды, приспособления и инструменты. Практическая работа: плетение узоров крестик, колечко; Изготовление поделок божья коровка, дельфинчик, человек марионетка. Отчетная выставка: Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки.

Методические рекомендации Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учиться устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент,- все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда. Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа. 1 этап - знакомство со свойствами материалов. 2 этап - обучение приемам изготовления. 3 этап - изготовление поделок. Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

  1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к зрительной памяти.
  2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
  3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
  4. Домашнее задание: самостоятельная лепка по образцу, выполненному в классе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Учитель может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей.
Лепка изделия по нотации. Нотация - это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее: 1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним. 2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате 3.Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. 4.Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. 5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Для работы с бисером потребуются; капроновые нити, леска, стальная проволока различного диаметра, тонкие иголки. Капроновую нить на которую будет нанизываться изделие, перед началом работы можно навощить. В этом случае нить приобретает определенную жесткость и меньше путается. Если в плетении используется крупный бисер с большими отверстиями, можно взять двойную нить. На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жесткую конструкцию. Для работ, выполненных из прозрачных бисеринок, больше подходит леска, а мелкие непрозрачные зерна хорошо набирать на проволоку. Приступая к работе, бисер нужных цветов насыпать на светлую ворсистую ткань, своеобразную «палитру». На такой ткани бисеринки не перекатываются в разные стороны, их удобно набирать на иглу. Для учебных работ лучше всего использовать бисер средней величины с большими отверстиями, а нить брать не больше одного метра. Изделия из бисера можно низать в одну, две и более нитей. Использование в работе большого числа нитей делает ее утомительной, хотя в большинстве случаев изделия, выполненные таким способом, практически не отличаются по внешнему виду от украшений, снизанных в одну- две нити, поэтому целесообразно освоить в начале более простые способы бисероплетения.















































Литература

  1. Артамонова Е., «БИСЕР»,- Москва 2005 г.
  2. Глазова М., уроки лепки из пластилина для начальных классов. 2009 г.
  3. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» -2000 г.
  4. Лындина Ю. «Фигурки из бисера»-2008 г.
  5. Магина А. «БИСЕР. Плетение и вышивка» ОЛМА-ПРЕСС, 1998 г.
  6. Церулик Н.А., Просняк Т.Н. Технология. Умелые ручки 1 класс, издательство «Федоров»- Саратов: 2008 г.


© 2010-2022