Урок литературного чтения К. Бальмонт Осень

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: формирование читательской компетентности

Обучающая: учить учащихся работать с поэтическим текстом, формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать литературное произведение, познакомить с литературным приемом- олицетворение, формировать умение работать в группе.

Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, рассуждать, доказывать, умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства, ключевые компетентности учащихся: коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая.

Воспитывающая: формировать культуру эмоционального восприятия и понимания лирического произведения, воспитывать культуру общения и умение сотрудничать, учить оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Ключевые компетенции:

Коммуникативная: формирование навыков работы в группе, взаимодействия с окружающими.

Учебно-познавательная: умение планировать свою деятельность, своих одноклассников, группы, проводить рефлексию.

Ценностно-смысловая: формирование ценностных ориентиров учащихся через стихотворения русских поэтов, живопись, музыку.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Единица содержания: способы передачи чувств и настроений в произведениях искусства на одну тематику (приемы анализа стихотворения с использованием художественных средств языка по вопросам учителя)

Учащиеся знают: художественные приемы: эпитет, сравнение

Учащиеся не знают: творчество К. Бальмонта, художественный прием- олицетворение.

Оборудование: доска, учебник, карточки, рабочая тетрадь, электронная энциклопедия, ПК, толковый словарь Ожегова С.И., магнитофон, таблички с названиями художественных средств, картина Левитана «Золотая осень», картина Остроухова «Золотая осень», музыкальная запись Чайковский «Ноябрь»

Подготовка к уроку: учащиеся рисуют рисунки об осени, подбирают, пословицы, поговорки, народные приметы.

План урока:

Содержание этапов урока

Задачи

1.Подготовительный этап.


  • Развивать умение ставить учебную задачу

  • Мотивация на конечный результат

2.Применение знаний

  • Настроится на восприятие стихотворений

  • Развивать речь, коммуникативные способности

  • Проанализировать стихотворение по вопросам учителя

  • Познакомиться с новым художественным средством - олицетворение

  • Развивать умение оценивать деятельность одноклассников

3.Итог на рефлексивной основе

  • Провести рефлексию

  • Развивать умение оценивать свою деятельность

4. Домашнее задание

Предполагает контроль учащихся, затем последующую коррекцию.

  • Учиться выражать свои чувства, используя художественные средства

  • Развивать творческие способности учащихся

  • Учиться выразительно рассказывать стихотворение



Ход урока:

І. Подготовительный этап.

-Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

1.Всех наградила,

Всё загубила

2. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

- Почему с первого раза не могли отгадать загадку?

- Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. Мы приступаем к изучению нового раздела нашего учебника «Унылая пора! Очей очарованье»

- А вы знаете, кто является автором этих строк? (дети отвечают) С этим стихотворением мы познакомимся на следующих уроках.

-Что вы знаете об осени?

- Все, что вы назвали, все это мы видим А какие это знания?

- А еще, ребята, осень можно чувствовать. С помощью чего или как можно чувствовать вы знаете?

- Оцените себя на данном этапе урока

- Так какая будет цель у нас на уроке? (дети отвечают)

- Каждому человеку осень открывает свои секреты по-особому, всякий находит в осени что-то близкое его душе. Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихов, сколько об осени. Каждый поэт видит осень по- своему, замечает, то, что особенно его поразило, взволновало. И получается, что у осени сотни ее стихотворных портретов и на всех она разная.

- А может из вас кто-нибудь вспомнит стихи из программы прошлых классов?

- А может кто-то знает еще стихи об осени?

- Вот сейчас мы на примере стихотворений разных авторов увидели, что у осени много примет. А если мы вглядимся, то увидим, что все деревья и кусты прямо увешаны осенними приметами с ветвей клена и ясеня свешиваются крылатки и ждут, когда их подхватит ветер. Ветра поджидают травы: все растения заботятся о том, чтобы их семена рассеялись подальше. Много в лесу семян. А вот ягоды в лесу закончились - это тоже примета осени.

- А, сейчас мы познакомимся еще с одним лирическим произведением об осени, которое находится у нас в учебнике. Автор этого произведения тоже описал приметы осени.

- Кто написал произведение? Знаете ли вы этого автора? А как правильно произнести его фамилию?

Работа с электронной энциклопедией

- А где можно узнать? (работа с электронной энциклопедией) Что можно еще узнать в энциклопедии?

- Я расскажу вам о жизни и творчестве поэта, а вы определите, в какой последовательности я вела рассказ.

- Константин Дмитриевич Бальмонт русский поэт. Родился в дворянской семье. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет. Мать познакомила его с образцами лучшей поэзии. «Первые поэты, которых я читал, были Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Бальмонт много путешествовал. Переехав жить во Францию, он постоянно тосковал по родине. Покинув Россию, он помнил «ее душистые поля, берег любимой реки, ему постоянно слышится: «Вернись. Пора». Поэт писал: «Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский». «Как, верно, очаровательно сейчас в русском лесу, в русской деревенской глуши». Вот где бы я хотел быть», - говорит в письмах Бальмонт.

Составление плана (на доске записаны пункты в разброс: воспоминания о России, тоска по родине, детские годы)

Физминутка

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули- ветер сбивает листву.

В сторону руки, плавно помашем- это так птицы летят.

Вот они сели, прощаясь с нами, крылья сложили назад.

Глазки закрыли, глазки открыли- это к нам осень пришла.

Вправо посмотрим, влево посмотрим, что она нам принесла

ІІ. Применение знаний

Учитель читает стихотворение на фоне музыки

- Какие чувства испытали, слушая это стихотворение?

-Какая осень изображена в стих-и?

- Какие художественные средства использует автор?

-Найдите в стихотворение те места, где поэт говорит о природе, как о живом существе. (олицетворение)

- О каких приметах осени поэт упоминает в стихотворении?

- Известно, что слово примета имеет два значения.1. отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-что-нибудь.2. в суеверных представлениях: явление, случай, как предвестие чего-нибудь. В народе эти приметы называют народными. А вы знаете такие приметы?

Работа в группах

- Сейчас вы поработаете в группах. Какие правила мы должны помнить?

-Какое основное настроение стихотворения?(работа в группах, даются понятия: грустное, мечтательное, тревожное, радостное, светлое, печальное, восторженное)

Перечитайте стихотворение и найдите слова передающие настроение автора.

- Что непонятно?(благовонье)

-Попытайтесь объяснить это слово. Где можно узнать?( работа со словарем, с электронной энциклопедией)

(Пока один работает, проводится выразительное чтение, работа с тетрадью)

Работа в тетради

- Как надо читать это стихотворение? На какие слова стоит сделать акцент?

Работа с учебником. Выразительное чтение.

- Кто лучше смог передать «осеннее настроение поэта»?

Сообщение учащегося, работающего со словарем

Благовонье- это сложное слово, образовавшееся из сочетания благая вонь. Слово вонь в старину означало запах, а благая вонь - приятный запах. В древности благовониями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Ими очень дорожили. Благовония приносили в жертву богам, умащивали-натирали)ими дорогих гостей, новобрачных. Отсюда пошло выражение «умаслить кого-то», то есть задобрить, расположить к себе.

Работа в группах

- 1 группа подчеркните слова, которые помогают услышать звуки осени?

-2группа подчеркните, слова, которые помогают увидеть цвет осени? Сделайте вывод

- Оцените, как работала ваша группа по плану

- Давайте проверим все, что мы сказали. Помните я вам говорила о приеме литературы Звукопись. Работа в парах. (1-е,2-а,3-о,4-и,5-я,у, 6-преобладающий согласный)

-Используя эти краски, какие вы бы нарисовали картины? Давайте посмотрим, как вы это сделали дома?

-А теперь скажите, вы это увидели или почувствовали? Так как еще можно почувствовать осень?

-А теперь давайте посмотрим, как это делают профессионалы? Как их называют.(работа с картинами художников)

-А теперь, представьте, что вы музыканты, сидите в своем доме у окна и рассматриваете эти пейзажи. Какую музыку вы сочинили к первому пейзажу? Ко второму? А как называют, тех кто сочиняет музыку?

- А теперь послушайте произведение, которое написал П.И. Чайковский

- Какое название вы бы дали этой музыке?

-А автор назвал ее «Времена года» «Ноябрь»

-Какое настроение возникло после прослушивания?

-А теперь скажите, вы это увидели или почувствовали? Так как еще можно почувствовать осень?

- К какой картине подходит это произведение?

ІІІ. Итог на рефлексивной основе

- Сегодня на уроке мы с вами проследили, как одно и тоже явление природы- осень- изображают поэты, композиторы, художники.

- Напишите синквейн по теме нашего урока. (Учитель раздает разноцветные листы бумаги, вырезанные в форме листочков. Правила написания синквейна на столах учащихся)

-Так какая цель у нас была на уроке?

- Оцените себя на данном этапе урока?

-При помощи чего можно передать свои ощущения, настроение, чувства?

- Что узнали нового?

ІV. Домашнее задание.

(Задания, выделенные жирным шрифтом- обязательно, остальные - по выбору учащихся. Задания раздаются на листках)

  • Стихотворение наизусть.

  • В своих стихотворениях об осени найти все нам известные художественные средства и попробуйте определить цветовой рисунок и его соответствие с вашим стихотворением.

  • Нарисовать рисунки в соответствии с цветовым рисунком в стихотворении.

  • Попробуйте сочинить стихотворение, используя данные рифмы и известные художественные средства


© 2010-2022