- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы над проектами
Из опыта работы над проектами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Вилкова Н.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
/ Из опыта работы учителя начальных классов Вилковой Н.Н./
Современная система образования должна подготовить людей,приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий.Одним из важных умений современного человека является поиск информации, переработка и использование её в определённых целях. К сожалению, многие учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться. У них отсутствует мотивация к учению, интерес к получению новых знаний. С целью формирования положительной мотивации к учению я активно использую проектную деятельность. Проект- это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев. К организации проекта предъявляются следующие требования:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
- Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся - одноклассников, родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
- Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
- Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.
- Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. Этапы работы над проектом в начальной школе: I этап - мотивационный. Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы; II этап - планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности. III этап - информационно - операционный (выполнение проекта) Ученики:
- собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Ученики творчески подошли к выполнению задания. Важный этап реализации этого проекта - это его презентация. Конечный продукт- изготовление книжки-малышки. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказали и показали свою работу классу. Ещё в первом классе совместно с учителем и родителями учащаяся Паничкина София начала работу над долгосрочным проектом «Книга-альбом «Мой родной край». С презентацией первой главы «Растительный мир Черноморского района» София выступила на секции МАН и заняла второе место. В 2016 году мы продолжим работать над второй главой книги-альбома «Животный мир Черноморского района». В октябре 2015 года мы провели работу над созданием проекта « Мои питомцы». Дети оформили работу на листе А-4 и защищали свои проекты перед классом. Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
4