Литературное чтение Технология продуктивного чтения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология продуктивного чтения.

Чтение - это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

(1 слайд)

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Основные причины низкой читательской активности (2 слайд)

  • усиление влияния средств массовой информации;

  • резкое изменение общественной жизни;

  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;

  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение - это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать - значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы - значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться.

3 слайд

Ученик говорит: «Я умею читать, а это значит, я могу использовать содержание текста:

  • для достижения собственных целей;

  • для развития своих знаний и возможностей;

  • для участия в жизни общества ».

В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения),

(4 слайд), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Обратимся к понятию «продуктивное чтение» (5 слайд)

Продуктивное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретацию, комментирование текста и мн. др.

Данная технология направлена на формирование ВСЕХ УУД. Умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; умения извлекать информацию из текста и др.

Основные принципы технологии продуктивного чтения (6 слайд)

1)Принцип деятельности - ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом , а субъектом деятельности).

2)Принцип непрерывности- преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

3)Принцип целостного представления о мире- содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

4)Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней- максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.

5)Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.

6)Принцип вариативности- развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7)Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Перечисленные дидактические принципы систематизируют идеи традиционной дидактики и обеспечивают целенаправленное решение задач развивающего обучения в общеобразовательной школе

(7 Слайд) Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем - партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Существуют определенные виды чтения на основе читательской деятельности (8 слайд).

  • ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение основного содержания текста);

  • изучающее чтение (извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);

  • поисковое/просмотровое чтение (нахождение конкретной информации, конкретного факта).

  • рефлексивное чтение (прогнозирование содержания текста до чтения и в процессе чтения);

  • диалоговое чтение (диалог с автором через текст: постановка вопросов к автору по ходу чтения, прогнозирование ответов на вопросы автора и т.д.);

  • комментированное чтение (усиление эмоций читателя, включение воображения, вычитывание подтекстовой информации и др.).

Технология продуктивного чтения используется не только на уроках литературного чтения, но русского языка, математики, окружающего мира.

Приведу примеры изучающего чтения текстов, определений и правил на уроках русского языка и математики. Целью которых является….уроков (9 слайд)

Цели чтения:

- глубокое понимание
- запоминание
- применение

Существует определенный алгоритм работы.

Алгоритм работы:

1.Определяем количество смысловых частей по количеству абзацев.
2.Задаем вопрос к каждой части.
3.Получаем "вопросный" план текста.
4.Пересказываем текст с опорой на план.
5.Представляем информацию в другой форме (рисунок, схема, опорный конспект).

(10 слайд) Приведу пример урока русского языка. Дано правило:

Предложения, которые состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), называются нераспространёнными. Наступила ночь.
Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные
члены, называются распространёнными. Наступила теплая ночь.

1) Как называются предложения, состоящие только из главных членов?

2) Как называются предложения, состоящие из главных
и второстепенных членов?

- нераспр.


+ вт.чл. - распр.

(11 слайд) Математика (1 класс)
Формы работы с текстом составной задачи.

Дана задача: На ветке сидело 5 синиц. К ним прилетели ещё 2. Сколько стало птиц?


  • Фронтальное жужжащее чтение

  • Повторное вычитывание текста, выделение ключевых слов с числовыми данными и заполнение схемы. Причём, работает плохо читающий ребёнок

( один-два).

  • Проверка заполненной схемы хорошо читающими детьми.

  • Составление плана решения через анализ схемы. (фронтальная работа).

  • Индивидуальная или парная работа детей по решению задачи. При этом те дети, которые могут пока решать только простые задачи, выполняют 1 действие, остальные идут дальше.

  • Запись решения на доске, объяснение полученного результата, все дописывают решение задачи до конца.

  • Объяснение решения более слабыми учениками.

  • Оценивание результатов.

Я Вас познакомила с основными этапами технологии продуктивного чтения, подробно остановилась на изучающем чтении на уроках русского языка и математики, а продолжит наш разговор о продуктивном чтении Сологуб Г.М.

© 2010-2022