Урок окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательных способностей через исследовательскую деятельность на уроке окружающего мира в начальной школе.



Ребенок - существо любознательное. Познавательные возможности его велики. А объект познания - весь мир. Наблюдение, эксперимент, моделирование, обобщение, сравнение - это трудный путь познания, путь поиска истины. Я считаю, исследовательская работа - это наиболее перспективный путь получения знаний, который позволяет включить каждого ученика в целенаправленную творческую деятельность. Исследовательская деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Программа обучения учебно - исследовательской деятельности должна начинаться с тренинговых заданий. Считаю, что никакого исследования не проведут младшие школьники, если их этому специально не обучать, нужны специальные занятия по приобретению учащимися знаний, умений и навыков исследовательского поиска. На уроках, во внеурочной деятельности мои ученики овладевают умениями видеть проблемы, ставить вопросы, изучают методы исследования. Каждому из этапов исследовательской деятельности на уроке соответствуют свои приемы, которые я могу корректировать, исходя из целей и задач урока. Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира, построенного на деятельностной, активной основе, через организацию учебного исследования детей в группах. Тема: «Жители пресного водоема.» Цель: Познакомить детей с разнообразием обитателей пресного водоема. Задачи: 1. Научить распределять животный и растительный мир пресного водоема в группы по месту их обитания. 2. Продолжить развивать творческие, исследовательские способности учащихся через умственные действия (наблюдение, сравнение, анализ, обобщение). 3. Формировать навыки сотрудничества и участия в работе групп, умение распределять роли в общем деле. Оборудование: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 2 класс, раздаточный дидактический материал с изображениями животных и растений, справочники «Животный и растительный мир водоемов», «Моря и океаны», макет с изображением водоема, персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран. Ход урока. I. Организационный момент.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится! Сегодня у нас с вами необычный урок, вы будете не просто учениками, а исследователями. Вы будете работать в группах, поэтому постарайтесь быть дружными, а я желаю вам хорошего настроения.

II. Мини - исследование.

1) Создание проблемной ситуации.

(Слышен звук текущего ручейка.) - Слышите? Из-под земли пробил родничок. Вода все время прибывала, ее становилось больше и больше. И образовался водоем. (Появляется макет с изображением водоема, который еще не заселен пресноводными обитателями.) - Как мы его можем назвать? (озеро, пруд, река) - Какая вода в этом водоеме? (пресная) - О том, что появился новый водоем прослышала одна акула, собрала всех своих друзей - и они направляются к нам. Слайд 1 с анимациями (едет на поезде акула со своими друзьями). - И вот поезд с пассажирами прибывает на станцию «Водоем». Слайд 2 (на вокзале «стоят» животные, они все хотят поселиться в водоеме).
- А как у нас много сегодня гостей! Акула считает, что все ее друзья могут жить в нашем водоеме. 2) Выдвижение гипотез. - А вы как считаете, кто сможет жить в пресном водоеме? (Ученики выдвигают свои гипотезы.)

3) Выбор метода исследования. - Давайте проверим ваши гипотезы. Для этого выберем метод исследования. Какими методами мы можем воспользоваться? (Метод работы со справочной литературой, собственные наблюдения.) -Какова цель вашего поиска? ( Кто живет в пресном водоеме.) Слайд 3 (Тема урока «Жители пресного водоема». - Сегодня мы будем изучать жителей пресных водоемов. 3) Практическое исследование (в группах). - Выберите справочники, с которыми вы будете работать, при необходимости воспользуйтесь инструкцией «Как пользоваться справочником». И не забывайте, что у вас есть свой жизненный опыт, свои наблюдения. Водоем - это большой двухэтажный дом для животных и растений, и каждый из них проживает в удобном месте: одни живут на верхнем этаже водоема - ближе к солнцу, а другие любят прохладу и живут на нижнем этаже. 1-я группа - «Кувшинки» - вы будете заселять жителей верхнего этажа водоема, т.е надводных животных. 2-я группа - «Подводники» - жителей нижнего этажа водоема, т.е подводных животных. Акула сказала, что по одну сторону от нее стоят те, которые хотят жить под водой, а по другую сторону - над водой. Картинки с изображением наших гостей я сложила в конверты. Возьмите их, познакомьтесь с каждым из гостей. По итогам исследовательской работы вы должны прикрепить картинки с изображениями животных и растений, которые могут жить в пресном водоеме на макет. Для решения этой задачи нам необходимо распределить роли: один ученик - делает выборку из справочной литературы по пресноводным жителям, другой ученик - записывает найденную информацию и представляет нам результаты поиска, третий - «поселяет» пресноводных жителей в водоем. Приступайте к работе. (Практическое исследование - самостоятельная работа детей в группах.) 4) Представление результатов исследования обеих групп. Слайд 4 (на вокзале стоят те животные, которых дети не выбрали для макета).
5) Формулировка вывода. - Сегодня не всем повезло поселиться в нашем водоеме. Какие же причины помешали этому? - Почему кошка, курица никогда не смогут подружиться со щукой, раком? (Не все животные могут жить в водоеме, каждое из них приспособлено к своему месту обитания.) - А что же делать нам с акулой и оставшимися ее друзьями? (Посоветуем найти другое место жительства.) Слайд 5(возвращение акулы и ее друзей).
- Пожелаем им счастливого пути! 6) Сравнение результатов с материалом учебника. Сейчас давайте сравним полученные вами знания из справочников с материалом учебника. Откройте учебник. Подтверждаются ли гипотезы о жителях водоема материалом учебника? - А кого забыли упомянуть в учебнике, кто стал для вас открытием? III. Итог урока. (Слышен звук ручья и пение птиц.) - Вы слышите, наш водоем зажил. Что мы с вами сможем сделать, чтобы он всегда радовал нас своими звуками, красотой, чистой водой? (беречь природу) - Да, природа земли богата, но очень ранима, и дело каждого человека - заботиться о ней, беречь и охранять родную природу!
Надеюсь, что представленный практический опыт организации учебно-ис-следовательской деятельности будет интересен и полезен моим коллегам.

© 2010-2022