Урок окружающего мира на тему Мы - граждане России (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2-м классе "Мы - граждане России" ("Начальная школа XXI века")

Цели:

  • познакомить обучающихся с правами граждан России и правами детей, документами, где оговариваются права россиян;

  • закреплять знания обучающихся о прошлом нашей Родины, об исторических личностях России;

  • развивать коммуникативные, организационные общеучебные умения;

  • развивать аналитическое и критическое мышление;

  • развивать внимание, память, речь;

  • расширять кругозор учащихся;

  • прививать любовь к родной стране;

  • воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам каждого человека;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации "Мы - граждане России" и "Права ребенка", таблицы, карточки.

1. Оргмомент (презентация "С чего начинается Родина, муз. сопровождение).

Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем с этой презентации?

На предыдущем уроке мы знакомились с прошлым нашей Родины.

Чем запомнились вам эти уроки?

Я бы хотела проверить ваши знания. Проведем небольшую проверочную работу.

Ответы записывайте в столбик.

2. Актуализация знаний.

1. Кто был первым русским князем? Рюрик.

2. Имя женщины княгини Ольга.

3. Предки русских людей Славяне.

4. Как звали сына княгини Ольги? Святослав.

5. Князь, которого убили древляне за жадность. Игорь.

6. Князь, получивший прозвище "Мудрый" Ярослав.

Проверьте свои ответы, (слайд 2) у кого все правильно возьмите красные кружочки. Кто допустил 1 или 2 ошибки - синие.

Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?

- Что такое Россия? (Государство) (слайд 3)

- В какой стране мы живем?

- Как называется главный город Российской Федерации?

- Кто стоит во главе государства?

- Кто знает, как зовут президента нашей страны?

- У нас есть и малая Родина. Как называется наш край? Кто является губернатором нашего края? (Виктор Толоконский) (слайд 4 пустой)

3. Введение в тему урока.

- Ребята, возьмите фломастеры и на листочках нарисуйте круг и прямую линию. Теперь сидящих за первыми партами ребят я попрошу выйти с рисунками к доске. Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Каждый человек живет в какой то стране. На 152 странице учебника вы найдете ответ на вопрос "как называют человека, который живет в той или иной стране?"

А вы являетесь гражданином нашей страны?

Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

А что значит "достойный сын"?

Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы ознакомимся с правами и обязанностями граждан.

4. Совместное открытие знаний.

Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать. А любите ли вы играть?

Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей)

- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)

- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя)

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры)

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане - ЗАКОНЫ. (слайд 5) Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 6) Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.

На доске:

Конституция

Права

  • На жизнь и свободу

  • На мед.

  • Обслуживание

  • На образование

  • На труд

  • На отдых

Обязанности

  • Соблюдать законы

  • Защищать свою Родину

  • Беречь природу

  • Платить налоги

  • Заботиться о своих близких,
    стариках и детях

5. Физминутка (слайд 8).

У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.

- О каком праве оленя говорится в первых строках физминутки? (Право на жилище и на отдых)

- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)

- Какова обязанность оленя по отношению к зайке? (Забота и защита слабых) (пустой слайд)

Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Выберите из данных прав те, которые можно отнести и к маленьким гражданам.

- Дополните список, на с. 157 учебника вы узнаете еще какими правами обладают дети.

- В нашем крае разработаны программы в поддержку детей "Одаренные дети" и "Дети сироты", которые защищают права данной категории детей.

А есть еще международная организация, которая приняла "Конвенцию о правах ребенка". Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает? (Договор)

(слайд 9)

6. Закрепление.

Игра "Заперщается, разрешается" (слайды 10-13).

Групповая работа (по 4 человека) карточки с заданиями.

- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представительгруппы выходит к доске отвечать)

1 группа

Прочитайте отрывок из сказик и определите, какое право нарушает сказочный герои:

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

2 группа. Каким правом решили воспользоваться дети?

Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, дети собрались искать своих родителей.

3 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…

4 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?

Все работы хороши, выбирай на вкус!

5 группа.

Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

6 группа.

Какое право дало возможность Балде устроиться на работу к попу!

7 группа. Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Взаимооценка (оцените работу соседа по парте символом)

7. Итог.

А теперь проверим вашу память. Какие новые термины вы узнали?

- Граждане

- Конституция

- Права

- Обязанности

- Конвенция (слайд 14)

Что они обозначают?

- Помогите мне сделать вывод:

Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:

- ребенок это или … (взрослый)

- мальчик или….(девочка)

- говорит на русском языке или …(на любом другом)

- живет на севере или…(юге)

Молодцы.

Оцените свою работу.

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.

7. Домашнее задание:

  • дома еще раз все повторить, поработать с учебником на с. 152-159;

  • ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нем было всем хорошо, разработайте в группах законы класса.

А ещё я вам предлагаю нарисовать свой паспорт. На одной странице нарисуйте свой портрет, а на другой изобразите пиктограмму "Мои права".



© 2010-2022