Устный журнал к предмету устная речь для учащихся 3 классов на тему: Наша речь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал к предмету устная речь для учащихся 3 классов

Тема: «Наша речь» Цель и задачи:

  1. Привить любовь к изучению родного языка.
  2. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Учить правильно употреблять слова-синонимы и крылатые выражения.
  4. Воспитывать культуру речи, эстетический вкус.

Оборудование: плакаты с названием страниц, картинки, портреты писателей и поэтов.
Ход занятия:
  1. Организационный момент.

  1. Основная часть.
Слово учителя: С первых дней жизни человек слышит речь близких ему людей: мамы, папы, бабушки и т.д., как бы впитывает в себя интонацию их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя 1 год он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него. Так, постепенно, малыш овладевает речью. К 7 годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю оставшуюся часть своей жизни. «Могуч и прекрасен русский язык» На нем говорили многие замечательные люди: писатели, поэты, музыканты, артисты, космонавты. (примеры) Послушайте, что о русском языке говорили выдающиеся люди: (демонстрация портрета) А.С. Пушкин призывал любить и изучать свой язык. «Русский язык - утверждал он, - имеет превосходство перед всеми европейскими языками: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это звучный и выразительный язык, гибкий и меткий в своих оборотах и средствах. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность. В нем отразились все лучшие качества творца и носителя русского народа. (демонстрация портрета) Л.Н. Толстой. «Русский язык - настоящий, сильный - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой.». А.Н. Толстой. Русский создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. И. Тургенев. Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.

1 страница - «Учимся говорить». Послушайте пословицы об этом, объясните значение. (на доске плакаты с пословицами) А) Сначала подумай, потом говори. Б) Доброе слово человека, что дождь в засуху. В) слово не воробей, выскочит - не поймаешь. Г) Меньше говори, больше твори. Проведем игру «7 и 1». Задание: Назвать пословицы, где употребили числа 7 и 1.

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  3. Семеро с ложкой, один с сошкой.
Слово учителя: Наша речь должна быть эмоциональной, выразительной, мы последовательно учимся рассказывать о событиях; составляем интересные рассказы. И всему этому мы учимся в школе. (звучит песня «Чему учат в школе») Нашу страну населяют люди разных национальностей, но все они говорят на русском языке. Он язык нашего ОБЩЕНИЯ. Его с интересом изучают и за границей. Послушайте о этом стихотворение. (читает учащийся) И однажды пушкинские строки На моем, на русском языке Прочитал в Гайд-парке, хмурый докер, Силу потерявший на войне. Строки шли как волны, выше, круче. Слушал парк, дыханье затая, И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я, Не кокетства музыки капризной Не эстетов стихотворный крик Это был язык моей Отчизны, Точный, самый правильный язык. Слово учителя: Когда мы в классе сочиняем рассказы, пишем изложения, необходимо следить за тем, чтобы рассказ был последовательным, и не повторялись одни и те же слова. Их нужно заменять близким по смыслу - СИНОНИМАМИ. Задание для учащихся:
  1. Подобрать синонимы к словам:
Доктор - врач Работа - труд, дело Стужа - холод, мороз Солдат - воин, боец Дитя - ребенок Артист - актер Летчик - пилот Несчастье - беда. Итог выполненной работы и пожелание учителя: больше и интереснее составлять рассказов, используя СИНОНИМЫ. Некоторые слова пришли к нам из далеких времен и стран.

(«Слово о словах»)

2 страница - «Волшебные слова»

(звучит музыка Грига, показ портрета)

  1. Слушание музыки,

  2. Слово учителя о композиторе.
  3. Словесное рисование картин природы - «Утро в лесу».
Мы употребили прекрасные слова. В русском языке много и волшебных слов.
  1. Какими словами мы начинаем утро?
  2. Произнося их, что мы желаем людям?
Здравствуйте - это пожелать быть здоровым, радостным на весь день. (зачитывается стихотворение В. Корокина) «Я и солнышко». Солнышко ясное встало, - Доброе утро! - сказало - Доброе утро! Кричу я прохожим Веселым прохожим На утро похожим. Но если проснешься - А дождик в окно Стучит да стучит. И без солнца темно? - Доброе утро! - Друзья, все равно! - Придумано мудро… Доброе утро. Какими еще волшебными словами мы приветствуем друг друга. (учащиеся называют приветствия) А вот мальчик Петрусь не знал как пользоваться «волшебными и вежливыми словами». Стихотворение. Обещал отцу Петрусь: Я за вежливость возьмусь, Буду всех благодарить Первым «здравствуй» говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит - утром у сторожки, Дремлет сторож на порожке, На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: - С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок - Убирайся, постреленок! Нес вожатый стопку книг А Петрусь с ограды - прыг! Чуть не сел ему на плечи - Извините, добрый вечер! - Ты! - вожатый закричал, И невежа и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он? Вопросы к учащимся:
  1. Вежлив ли был Петя?
  2. Как ему нужно было поступить?
(звучат частушки о вежливости) Слово учителя: Формулы приветствия связывают нас друг с другом, приближают к радости человеческого общения. (чтение с доски учащимися формулы прощания) - До свидания! Прощайте! - Всего хорошего! Всего! - Пока! Будь! - Разрешите попрощаться! - Позвольте откланяться! (кто и когда так прощается) Какие еще волшебные слова знаете? (звучит песня «Волшебные слова»)

3 страница - «Крылатые выражения»

  1. Слово учителя о том, что такое «крылатые выражения». (в них выражается мудрость мысли)
  2. Знакомство с постоянно употребляемыми образными выражениями.
  3. Выполнить задание (на доске запись).
А)Раскрыть смысл выражений: - рукой подать (близко) - через час по чайной ложке (медленно) - морочить голову (обманывать) - засучив рукава (хорошо работать) - опустив рукава (плохо работать) - прикусить язык (замолчать) - выбросить из головы (постараться забыть) - светлая голова (умный, думающий человек) - как снег на голову (неожиданно, внезапно) - ходить на голове (озорничать, шалить) - ни пуха, ни пера (пожелать удачи) Б) Составить с ними несколько предложений. 4. Обобщающее слово учителя об употреблении в речи крылатых выражений.

4 страница - «Занимательная»

  1. Отгадывание ребусов.
  2. «Бюро находок»
Ответьте, кто из героев здесь был и что оставил. Букварь (Буратино) Корзину с пирогами (Красная Шапочка) Буденовку (кн. А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш») Кастрюлю с кашей - (кн. Н. Носова «Мишкина каша»)
  1. Обобщающая беседа с учащимися:
Сегодня мы перелистали странички устного журнала. Какие? «Язык - это история народа. Поэтому-то изучение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью» (А. Куприн) Русский язык - это, прежде всего, Пушкин - нерушимый причал русского языка. Любите, изучайте свой родной язык. Книги помогают нам в этом. Ведь книга - источник знаний. - Я к вам обращаюсь, товарищи-дети, Полезнее книги нет вещи на свете Пусть книги друзьями заходят в дома Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (звучат песни о музыке, о книге)



© 2010-2022