Окружающий мир «Наша семья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Наша дружная семья.»





ФИО (полностью)

Зверяко Татьяна Александровна

Место работы

МБУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинска» Иркутской области


Должность

Учитель начальных классов


Предмет

Окружающий мир

Класс

2


Тема и номер урока в теме

Раздел «Общение» Наша дружная семья (1 урок темы)


Базовый учебник

Окружающий мир. Учебник: 2 класс / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.








Тема: «Наша дружная семья»

Цели:
1. Ввести понятие «семья», «дружная семья», «культура общения» во время беседы с детьми.
2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
3. Расширение кругозора учащихся, через небольшую справку о том, что такое семья; развитие воображения и мышления, через проблемную ситуацию, которую ставит детям учитель.

Планируемые метапредметные результаты Личностные: уметь адаптироваться к сложным ситуациям, развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Регулятивные: уметь контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: уметь анализировать, сопоставлять и обобщать, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создать условия для совместного решения учебной задачи, учимся работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. Планируемые предметные результаты: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких, формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока - урок моделирования и преобразования модели

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная работа
Оборудование:
- напечатанная тема урока, а так же термины «семья», «дружная семья», «культура общения»;
- плакаты «Наша дружная семья»;
- карточки «Собери пословицу», модель родословного дерева, карточки - признаки дружной семьи, листы самооценки
- иллюстрации, фотографии.

- презентация
- учебник

Ход урока


Этапы урока Деятельность учителя

  1. Оргмомент
Цели: - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностны УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению. - Прозвенел звонок для нас, Всех ребят позвал он в класс. Чтобы дети не ленились, С удовольствием трудились, Всем удачи пожелаем И урок наш начинаем. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.



2.Актуализация опорных знаний

Слайд 1Окружающий мир «Наша семья»





















3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Слайд 2 Окружающий мир «Наша семья»

Цели: - актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Учитель: слайд 1 Стены, крыша, окна в нём - Перед нами прочный дом. В доме кто встаёт так рано? Обо всех в заботах? Мама! Кто ещё живёт в домишке? Папа, дочка и сынишка! Отвечайте мне, друзья, Вместе кто они? Семья! Цели: - выявить место затруднения; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Рассмотрите фотостенд. Что изображено на фото? - Как вы думаете какая у нас будет тема урока? - Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.) С кем чаще? (родителями) Где это происходит? (В школе, на улице, дома) Прочитать на стр. 41 что мы будем изучать. Итак, тема урока «Наша дружная семья».(слайд 2) - Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? Ответы детей. Учитель: Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка. Чтение в учебнике. 3. Работа по теме урока Беседа, работа по учебнику Слайд 3 Окружающий мир «Наша семья»





Слайд 4 Окружающий мир «Наша семья» Слайд 5 Окружающий мир «Наша семья»

















Слайд 6

Окружающий мир «Наша семья»





























Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

Словарь Ожегова С.И.: Слайд 3
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д. Н.:
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Учитель: Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? Слайд 4
- До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании - отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

- Как появилось слово семья? Слайд 5

-Сейчас откройте учебник на странице 46 и посмотрите на рисунок.
-Кто изображен на рисунке?
(семья: мама, папа, брат и сестра, а так же собака и попугай)
- Чем они занимаются?
(папа с дочкой читают книжку, а мама с сыном изучают глобус)
- Ребята, обсудите в своей группе и скажите какой можно назвать эту семью и почему?
(эту семью можно назвать дружной, любящей, так как родители заняты со своими детьми одним общим занятием.)
- А вы со своими родителями делаете, что-нибудь вместе и если да, то что?
(вместе смотрим телевизор, готовим обед, делаем уборку)
- Ребята, что все-таки подразумевается, когда говоришь дружная семья?
(это когда все друг другу помогают и не ссорятся)
- Ребята, обсудите и скажите, что такое «культура общения»?
(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Как вы думаете, нужна ли она в семье и если да, то для чего?
(Она нужна для того, чтобы между членами семьи было взаимопонимание, уважение, а так же, чтобы семья была дружная)

-В любой семье взрослые и дети помогают друг другу. Так происходит и в семье Серёжи и Нади. Рассмотрите рисунки на странице 47.
- Скажите, как помогают взрослые своим детям? А ещё как могут взрослые помочь своим детям?
- А как дети помогают своим родителям?
Признаки дружной семьи. Работа в группах.

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на листе и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 6. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7. Вместе распределяют деньги на покупки. 8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9. У каждого свой кошелек. 10. У каждого члена семьи свое хозяйство. Проверка слайд 4.Первичное закрепление (работа в парах)















Слайд 7 Окружающий мир «Наша семья» Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - -организовать самопроверку по эталону. Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию: уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция. В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я - жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений - игр.

Игра « Кто кому кто?» Слайд 7

Ты кто для мамы?
Кто называет тебя сыном?
Ты кто для бабушки?
У папы есть мама. Кто она тебе?
У мамы есть сестра. Кто она тебе?
У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?



5.Физкульт- минутка Кто живёт у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два кота (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). 6. Продолжение работы по теме урока Самостоятельная работа с проверкой Слайд 8 Окружающий мир «Наша семья»











































Слайд 9



Работа в парах «Собери пословицу». Слайд 8 - Соберите пословицу, объясните ее смысл. 1ряд - На что клад, коли в семье лад. 2 ряд - Семья вместе, так и душа на месте.

уважение

понимание

любовь

согласие 3 ряд - В семье согласно, так и дело прекрасно. - Отгадайте загадку: дается человеку при рождении, пользуются им другие люди. Что это? - Зачем человеку имя? - Что такое отчество?

Итак, имя вам дали родители.
Отчество - от отца.
А фамилия - ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия - это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому.
К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.
Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Люди, живущие много лет назад.)
Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.)
Как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.)
Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, откуда она родом, не знаете? Очень жаль… Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи- своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную. А можно изобразить её так: Окружающий мир «Наша семья»

Самостоятельная работа с моделью дерева.
Сейчас мы с вами попробуем создать родословное древо своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой - ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
У каждого человека два родителя, бабушек и дедушек - четверо, прабабушек и прадедушек - восемь и т.д. Вот сколько у человека предков.

Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом)
Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты их рождения.
представление изображения своей родословной ученицы Наш одноклассник пытался выяснить историю своей семьи.

- Послушайте рассказ об истории своей семьи.

- Понравилась вам работа одноклассника? На следующем уроке посмотрим, что у вас получилось! Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями) - Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.. -А бывают ли другие семьи? Слайд фото класса- А можно ли наш класс семьёй? (На слайде фотография класса «школьная семья») ». - А почему нас можно назвать семьёй? (У нас общее есть дело и общие интересы)
- Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья - это не только группа родственников, но и мы с вами тоже - «семья.- И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
У. - Каковы ваши обязанности в семье?
Д….(Ответы учеников.)
У. - Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.



7.Рефлексия











































Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.- В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «Понимание».

Дружная семья

забота

доверие

счастье

помощь

дружба







- А как по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (Дети выполняют работу, звучит фонограмма песни «Родительский дом»). Большое сердце - это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердечек, в которых должны царить:

Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?


- Давайте подведем итог нашей работы: так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения? (ответы учащихся).

- Вот это большое сердце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти сердечки. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!

8. Подведение итогов урока

:

- Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
- Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
- Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.










© 2010-2022