Статья на тему Роль игры в воспитании, обучении и развитии младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль игры в воспитании,

обучении и развитии

младших школьников














Игра - незаменимое средство воспитания у ребенка творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, упорство, настойчивость, которые в дополнение к интеллекту, приобретенным умениям и навыкам составляют творческую направленность личности. Она должна приносить радость. В игре можно и нужно воспитывать волю и настойчивость в борьбе, умение выигрывать и переживать проигрыш, побеждать и быть побежденным, не теряя при том чувство собственного достоинства, бойцовских качеств. На большие педагогические возможности игры и необходимость разработки методов руководства игровой деятельностью детей в свое время указывали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко. Они отмечали, что игра есть потребность растущего организма. Игра - не только форма и метод воспитания, но и критерий, по которому определяется уровень развития ребенка. Часто взрослые упускают из виду тот факт, что ребенок не только готовится жить, но уже живет своей полнокровной жизнью в игре, и эта жизнь имеет свои права и потребности. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. В зависимости от характера, содержания и формы проведения, места, занимаемого в жизни ребенка, все игры делятся на две группы: творческие (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные) и игры с правилами, создаваемые специально для детей взрослыми (дидактические, подвижные, спортивные, настольно-печатные, игры-забавы). К творческим играм относятся игры, создаваемые детьми самостоятельно, без прямого руководства со стороны взрослого. В них реализуются мечты, стремления, неосознанная потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых. Принимая на себя определенные роли, дети отражают окружающую их социальную действительность, труд и быт людей, их взаимоотношения в процессе трудовой деятельности Развитие игры дает возможность полететь в космос, стать легендарным капитаном, охранять границу, быть учителем, врачом, шофером и т.д. При этом ребенок не только отражает действительность, но и перестраивает ее. Творческая игра внешне кажется беззаботной и легкой, на самом же деле она требует от ребенка большой отдачи, проявления выдержки, самостоятельности, затрагивает все стороны личности, требует активности мысли, трудовых умений, наполнена нравственным содержанием, богата эмоциями, искренними чувствами, формирует эстетическое отношение к действительности, развивает физические качества, выносливость. Она предполагает наличие определенных знаний и представлений об окружающей социальной действительности и определенного уровня развития внимания, восприятия, чувств, воображения, памяти, мышления, речи, и в то же время она сама является ценнейшим средством их развития. Широкое использование в игре предметов-заменителей позволяет ребенку в дальнейшем овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла чертежей, карт, схем, моделей, символов, знаков. Сложная переработка полученных представлений, дополнение одних образов элементами других - необходимая ступень развития подлинно творческого воображения. Все творческие игры детей имеют коллективный или групповой характер. В них ярче, чем в обычной жизни проявляются межличностные зависимости и общее оценочное мнение, и ребячье понимание чести. Ведь дети дорожат доверием товарищей и если уже кому-то из них поручили ответственную роль, то они с особым старанием выполняют ее, стремясь сохранить и упрочить хорошее мнение о себе. Игра - школа овладения культурой общения в жизни, в ней формируются такие качества, как общительность, доброта, взаимопонимание и т.д. Игра - серьезная, настоящая жизнь ребенка, в основу игровых взаимоотношений кладутся реальные ценности. Источником содержания творческих игр является как стихийный опыт ребенка, так и представления об окружающей социальной жизни, получаемые в процессе обучения, экскурсий, прогулок, чтения произведений художественной литературы, просмотр фильмов, телепередач. В практике работы с младшими школьниками хорошо зарекомендовали себя игровые приемы, связанные с введением в обычную школьную жизнь игровых персонажей, например, Петрушки, Незнайки, Буратино и т.д. Вредна погоня за ложной занимательностью. Недопустимо и навязывание детям игры, которую они не принимают. И последнее условие, на которое указывают исследователи детской игры, - развитие игровых интересов. Интерес к игре есть у всех детей, и формируется он в процессе их деятельности. При этом руководство данным процессом учитель не планирует, оно осуществляется интуитивно и зависит от профессионального мастерства педагога, его умения незаметно подсказать детям выход из конкретной ситуации, соблюдая при этом такт и сохраняя детскую самостоятельность. К группе игры с правилами, прежде всего учебные дидактические игры, специально созданные взрослыми и исследуемые в учебном процессе под непосредственным руководством педагога, подвижные настольно-печатные игры, а так же загадки, шарады, ребусы, головоломки, игры-забавы, используемые для проверки знаний, развития находчивости, смекалки, формирования творческого мышления. Главная их особенность - наличие четко определенной дидактической задачи, регламентация деятельности детей специально предписанными правилами. Игровой замысел помогает сохранить самостоятельность детей, наполнить обучение эмоционально-познавательным материалом. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей. Основная форма обучения в школе - урок. И применяется дидактическая игра как самостоятельный метод, а в определенных случаях - как дидактический прием. Дидактическая игра имеет свои особенности: обучение ведется средствами активной и интересной для детей деятельности, в которую привносится элемент новизны, удивления, соревнования. В определенной роли дети легко и радостно выполняют довольно сложные для них в обычных условиях умственные или физические упражнения, что создает предпосылки для постоянного перехода от непроизвольной деятельности к произвольной. Дидактические игры, игровые упражнения и приемы позволяют повысить детскую восприимчивость, вовлекают в активную умственную деятельность пассивных учащихся, помогают учителю разнообразить методы работы, снижают утомляемость ребенка, вносят занимательность в урок. Игра - это поиск и открытие, высокий эмоциональный подъем, увлеченность и радость. Ученые доказали, что если ребенок с увлечением занимается умственной деятельностью, перегрузка не наступает даже при затрате на выполнение задания достаточно большого отрезка времени. И, наоборот, ребенок быстро устает, выполняя легкие, но однообразные упражнения, поскольку в этот процесс не включены положительные эмоции (удовольствие, радость, удивление). Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила. Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного. Правила направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи. Он помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организованный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует честности, усвоения способов и культуры общения, ответственности, точности. Руководство дидактической игрой всегда осуществляет сам педагог. Он сам участник игры. Он ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает результаты. Руководство дидактической игрой требует такта и мастерства. Объединяя две формы деятельности - игру и обучение, педагог должен сохранить самостоятельный характер игры, ту радость и удовольствие, которые она дает ребятам, и одновременно добиваться, чтобы у детей формировались запланированные знания, умения и навыки, и осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной активности, нравственном становлении личности. Очень важно не разделять учение и игру, поэтому в использовании игрового метода необходимо сразу ставить перед детьми игровую задачу. Очень ответственный момент - отбор программного содержания для дидактических игр, четкое определение дидактических задач на основе принципа комплексного подхода к развитию личности. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения или облегчения ее, органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом обязательно выделить те задания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у детей. При проведении самой игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение. Объяснение игры детям должно быть эмоциональным, кратким, логичным, понятным. Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для учителя это показатель развития детей, а для учеников - их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, достоинства, уверенности в своих силах.









© 2010-2022