- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему В царстве грибов
Конспект урока на тему В царстве грибов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зибцева М.А. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир 3 класс (1 - 4)
по программе А. А. Плешакова
Учебник «Мир вокруг нас». 3кл. 1 ч.
Учитель начальных классов
МОУСОШ с.Цалык
Зибцева М.А.
Тема урока: В царстве грибов
Цели урока:
-
Дать сведения о разнообразии и строении грибов
-
Классифицировать грибы
-
Познакомить с правилами сбора грибов
-
Показать пользу грибов для лесного сообщества
-
Развивать речь, умение работать самостоятельно, высказывать своё мнение
-
Создать условия для развития умения выделять главное, логически излагать мысли
-
Воспитывать бережное отношение к природе, уважать мнение своего собеседника
Ход урока:
Организационное начало.
- Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день! У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. (слайд1)
- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
Узнаем сводку погоды.
Сообщение синоптиков.
а) Прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)
Хочу пригласить вас сегодня в лес. (слайд2)
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для того, чтобы разгадать некоторые лесные тайны. Побываем в одном загадочном лесном царстве.
Постановка проблемы. -Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа? (слайд3)
Царства
Животных Растений Бактерий Грибов
-Представители каких царств можно увидеть в лесу? (растений, грибов)
-Где же место грибов в природе?
Грибы - это растения или животные? - Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке и сделаем для себя несколько открытий. Актуализация знаний.
- Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах.
-Назовите части растений.
-А какие части есть у гриба? (слайд4)
Новое знание. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными. Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.) А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. (5 слайд.) Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова. По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов - гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками - подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен - маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель.
- Берёза - подберёзовик
- Дуб (в бору) - боровик (белый гриб)
- Осина - подосиновик
- Сосны - маслята
- Старые пни - опята
Строение и грибов.
Что общего у всех названных вами грибов? (у них есть шляпка и ножка).
Как их можно назвать? (шляпочные) (6 слайд.)
Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ - они похожи на зонтик. - А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? - (слайд 7) (пластинчатые - нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые - похожа на губку). - А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы - это трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик (слайд 8) Среди представленных здесь грибов есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. - Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? (слайд 9)
-На какие группы можно разделить грибы? (слайд 10)
ГРИБЫ
СЪЕДОБНЫЕ
НЕСЪЕДОБНЫЕ
ЯДОВИТЫЕ - Прочитаем 1 абзац на стр.120. - Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Шампиньонов существует три вида: обыкновенный, лесной, полевой. Все они очень схожи между собой. По питательности их приравнивают к мясным продуктам. В наших местах при благоприятных погодных условиях растут с конца апреля до ноября. Похожий на шампиньон его двойник ядовитый гриб - бледная поганка. Отличие - у шампиньона пластинки розовые, затем темнеющие до черноты, у бледной поганки они белые и с возрастом не меняются. Второй вредный двойник шампиньона - ложный шампиньон, при изломе - желтоватая мякоть и запах карболки. (слайд 11) Физминутка «Грибы» Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два - грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками)
Первая помощь при отравлении грибами.
-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. (слайд 12)
- В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
-Как правильно собирать грибы? Прочитаем памятку.
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. -Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. Так лоси лечатся мухоморами. (слайд 13,14) А ещё всякий гриб - это дом для маленьких обитателей леса. Для кого? - Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы - с.119. (слайд 15,16) Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко. - Найдите среди них шляпочные и назовите их. -Какие грибы растут в Северной Осетии? (слайд 17) Наиболее ценные виды грибов, произрастающих на территории нашей республики это вешенки «тæрсы соко», растущие на погибающих деревьях. А в Унальском районе мухоморы встречаются намного чаще, чем другие грибы. - А вот это - грибы-карлики (слайд 18). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. Взяв в руки заплесневевшую корку старого хлеба, скажешь ли ты, что на ней выросли грибы? Вряд ли! А ведь это, действительно, так. Плесень - это гриб. Называется этот плесневый гриб "мукор". С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин - это очень нужное лекарство. Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. В 1941 году ученые и врачи научились получать это вещество из гриба и создали лекарство пенициллин. Пенициллин был первым среди антибиотиков - лекарств, которые подавляют развитие болезнетворных бактерий. Роль грибов в природе: - Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 19) -Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю) - Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда) (слайд 20) - А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения) - А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет) (слайд 21) - Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества) - А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами) - И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) - (слайд 22). - Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, возле деревьев). - Давайте прочитаем учебник на странице 118. - Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества) (слайд 23). - Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные? - Можно ли сказать, что грибы - это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться). (слайд 24).
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство. - Грибы относятся к третьему царству природы. (слайд 25).
Обобщение знаний. - Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно. И на следующем уроке мы продолжим разговор о грибах. (слайд 26).
Итог урока.
- Кому было интересно на уроке? (слайд 27). - Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали. - А что вы уже знали раньше? - Что понравилось делать? - Что было трудно? - Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный. Домашнее задание. (слайд 28) 1.Рассказ о грибах читать (с. 120-121) 2.Памятки выучить (с.122)
Словарь:
Споры - микроскопические зачатки низших и высших растений, которые служат для размножения.
Гифа - нитевидное образование у грибов, состоящее из многих клеток или содержащее множество ядер.
В почве у гриба расположена грибница. По существу, она и есть гриб, а не то, что мы привыкли считать грибом.
Плесень - это крошечный грибок, очень быстро разрастающийся.
Грибы, которые мы собираем в лесу, - лишь плодовые тела растения. Само же растение - грибница, или мицелий, находится под землей.
Мукор - это плесневый гриб.
6