Конспект урока по окр. миру на тему: Что создавалось трудом рабочего?

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки 59-60
ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ ТРУДОМ РАБОЧЕГО? Цель: познакомить учащихся с понятиями «капиталист», «рабочий». Оборудование: рисунки с изображением ремесленных изделий.

Ход урока

I. Организационный момент. II. Повторение пройденного и проверка знаний. - Соедините стрелкой ремесленника с изготовленным им изделием.

Ткач Ювелир Гончар Плотник Стеклодув Башмачник

Конспект урока по окр. миру на тему: Что создавалось трудом рабочего?

- Расскажите о ткачестве и прядении. III. Знакомство с новым материалом. 1. Инсценирование «Разговор у костра». Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, как работалось людям на заводах и фабриках в далеком прошлом. - Давайте перенесемся с вами в XIX век и послушаем разговор трех подростков, живших в то время. 1-й ученик. Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать. А бабушка прислуживала в барском доме. Часто мне приходилось ей помогать. Как в 1861 г. мы радовались воле. Теперь-то, думали, будем работать на себя, прощай, господский двор и барское поле. Но радость наша оказалась преждевременной. Не смогли мы прокормить семью с того клочка земли, что стал нашим после 1861 г. Да к тому же не было у нас лошади. Как весна, так не на чем поле пахать. Помыкались несколько лет, да так и бросили свое хозяйство, подавшись в город к дальним родственникам. Долго отцу пришлось ждать, пока появится место на заводе. Наконец взяли его в литейный цех. Тогда и переехали мы от родственников жить в барак, построенный для рабочих хозяином завода. Не только мы, но большинство рабочих жили тогда в заводских постройках. Только некоторые смогли построить небольшие дома. 2-й ученик. Мы тоже жили в бараке, мой отец работал на заводе. Бараки были разные, в нашем - ни комнат, ни перегородок, а во всю длину тянулись сколоченные из досок нары - деревянные помосты, на которых спали. На нарах лежали хозяйские матрацы - большие мешки, набитые сеном. Простыней ни у кого не было. Укрывались самодельными одеялами, сшитыми из разноцветных лоскутков. На лучшее денег не хватало. Народу в бараке всегда полным-полно. Душно, шумно. Плачут ребятишки, кто-то играет на гармошке, кто-то ругается с женой, кто-то гремит кастрюлями, готовит еду, кто-то стирает, а кто-то, не обращая внимания на шум, спит, вернувшись после ночной смены. Работали на заводе в три смены. На работу выходили по заводскому гудку. Уйдя на завод рано утром, мой папа необязательно возвращался домой с началом второй смены. Работали и по 15, и по 17 часов. За день тяжелого труда платили по 40-50 копеек. Перерыва на обед для рабочих не было. Наскоро перекусывали у своих рабочих мест тем, что брали из дома, и снова за работу. Кому-то еду приносили жены и дети. Вскоре и я стал в узелке носить отцу обед. 3-й ученик. А меня как-то отец взял с собой в цех. Когда я вошел, увидел большое полукруглое помещение с закопченными стенами и выбитыми стеклами. Но даже без стекол в цехе было жарко, пахло гарью и горячим металлом. Ведь днем и ночью здесь пылали плавильные печи. Когда мне исполнилось 12 лет, отец хотел устроить меня на завод. Но мать уговаривала отца не отдавать меня на завод. Я был худым и слабым, часто болел. А на заводе мальчики моего возраста работали по 10 часов. Платили им по 15 копеек. И тогда родители решили определить меня в чайную. С хозяином ее договорились, что я буду работать там за еду и небольшую плату. 2. Беседа «Капиталисты и рабочие». - Кого называли рабочими? - Что вы можете сказать о жизни рабочих того времени? - Сколько они получали за свою работу? - Мало это или много? Посчитайте, если фунт (фунт = 400 г) сливочного масла стоил 38 к., сахара - 14 к., пшеничной муки - 6 к., литр молока - 8 к. - Как жили хозяева заводов и фабрик? - Может быть, кто-то знает, как их называли? - Хозяева всех этих богатств назывались капиталистами - владеющими капиталом. Спустя годы положение рабочих изменилось. Они протестовали, устраивали забастовки, прекращали работу. В конце XIX века взрослые рабочие работали уже не 15-17 часов, а 10-11, подростки же 12-15 лет - не более 8 часов. В рабочих поселках строились больницы, школы. Крупные заводы могли позволить лечить рабочих и членов их семей бесплатно, давать детям начальное образование. 3. Беседа по тексту «О фабриках и заводах» на с. 96-97. - Что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?

IV. Итог урока. - Что нового, интересного узнали на уроке? - С какими историческими событиями ознакомились? Домашнее задание: подготовить пересказ текста учебника на с. 95- 98.



© 2010-2022