Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин. Кабан (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Е. Чарушин « Кабан » Цели: 1) расширить знакомство с творчеством Е.И. Чарушина на материале рассказа « Кабан »; 2) познакомить учащихся с особенностями поведения животных ; 3) развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие навыков осознанного , выразительного чтения; 4) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера. Тип урока: комбинированный Оборудование: портрет Е.И. Чарушина, книги автора, кодоскоп, магнитофон, таблица « Дикие животные », книга « От медведя до ежа ». Ход урока. I. Орг. момент. II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »). -Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она? -Почему я начала урок с этой музыки? ( Мы изучаем тему « Природа и мы ». -С каким произведением по этой теме мы познакомились? ( М. Пришвин «Выскочка ») -О ком это произведение? ( О животных) III. Проверка д/з. -Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа (запись на пленке кодоскопа). 2.Сороки - воровки. 3.Бесхвостая Выскочка. 1. Веселая собачка Вьюшка. -Перескажите по этому плану. -Какой эпизод вам наиболее понравился? Прочитайте. -Что полезного вы взяли из этого рассказа? IV. Сообщение темы и целей урока. -Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина « Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных. V. Работа над новым материалом. 1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина. -Что вам известно о жизни этого писателя? -О чем пишет Е.И. Чарушин? ЕКонспект урока по литературному чтению Е. Чарушин. Кабан (3 класс).И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И.А. Чарушин , известный русский художник -архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику - иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы (анималистический рассказ , animal - животное ) о животных, их повадках. -Какие рассказа Е.И. Чарушина вы читали? 2.Подготовка к восприятию. -Как называется рассказ, который мы будем читать? ( « Кабан ») -Как вы думаете, о чем это произведение? -Что вы знаете о кабане? (ответы детей) ( Кабан - это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди - самый сильный. Летом - по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот). -Посмотрите на иллюстрацию. О чем это произведение, судя по иллюстрации? -Проверим свои предположения, послушав рассказ. 3.Первичное восприятие (читает учитель). 4.Проверка первичного восприятия. -Какое впечатление произвел рассказ? -В какой момент вы волновались? -Что вызвало улыбку? -Оправдались ли наши предположения? -Кем является мальчик - художник? (Чарушин) Физпауза (под музыку, упражнения для глаз) 5.Словарная работа: загородка, стегает. Баловство, запер. Акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень - Объясните значения слов, подберите синонимы, антонимы. 6.Самостоятельное чтение. ( жужжащее чтение) ( перед чтением - задание) -Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ. -О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части? -Какие звери и птицы жили в зоосаду? ( Олень, ягуар, слон, волки, гималайский медведь, журавль - красавка, серый журавль, кабаны) -Сколько было кабанов? (шесть) 7.Речевая разминка (скороговорка). От топота копыт пыль по полю летит. 8.Повторное чтение (« цепочкой »). а) Чтение и анализ 1-ой части. -Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный момент (от начала до слов « интересно мне рисовать! ») -Чем занимался в зоосаду автор? -В какое время происходи событие? -Что вы узнали нового интересного о животных? -Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду) б) Чтение и анализ 2-ой части. ( от слов « … Рисую ..» до « … вспотел я со страху …») -Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это? -Прочитайте описание кабанов? -Чем они напугали автора? (сжевали краски) -Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте. -Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле ») в) Чтение и анализ 3-ей части. -Почему автору стало стыдно? -Что значит « ручные » кабаны? -Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. ( Простыми свиньями). -Озаглавьте эту часть (« Опасность миновала ») (план записан на доске). 9.Работа с иллюстрацией. - Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста. 10.Пересказ. -Какими словами начинается рассказ? ( « Я рисовал животных …») - Кто рисовал? (Чарушин) -От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица) 11.Идейно-эстетический анализ. -С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно - насмешливым, с юмором) -О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости) -Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал). -Важно с детства учиться контролировать свой страх. Не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Ему не следовало изображать тореадора перед бушующим быком, и он сумел это сделать, и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих. -Что полезного вы вынесли из этой истории? -Какие пословицы подходят к этому рассказу? У страха глаза велики. Трусливому зайцу и пень волк. Волков бояться - в лес не ходить. Трус своей тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Кто дрожит - тот и бежит. -Какой порок высмеивают пословицы? 12.Обзор книг Е.И. Чарушина, рисунков. -В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен? Почему? (представление иллюстраций сына Е. Чарушина - Никиты Чарушина) VI. Подведение итогов. -Над каким произведением мы работали на уроке? VII.Д/з с. 93 - 96 пересказ, сочинить рассказ о животном.

© 2010-2022