Урок обучения грамоте. Буква Ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте.Буква Ж.Урок обучения грамоте.Буква Ж.Урок обучения грамоте.Буква Ж.Урок обучения грамоте.Буква Ж.Урок обучения грамоте.Буква Ж.Ход урока



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Теоретическое обоснование


1

2

3

4


1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята.

Каким бы вы хотели увидеть сегодняшний урок?

-Чего вы ожидаете от него?

А теперь проверьте всё ли у вас готово к уроку? Встаньте ровно возле парт. Я слушаю, как присаживаются дети первого ряда, второго, третьего. Молодцы!

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Постановка учебной задачи

Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребята, а попробуйте сейчас отгадать загадку.

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын - …. (жираф)

Какой звук вы слышите в слове «жираф»?

Какой он?

-Молодцы, ребята!

-Ребята, вы догадались, какая будет сегодня тема нашего урока письма? Какую букву мы сегодня будем с вами писать?

- Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву "Ж", научимся соединять ее с другими буквами.

Учащиеся отвечают, что это слово-жираф

Слышим звук [ж], (согл., зв., тв., пар.)

Учащиеся отвечают, что это-буква Ж

Познавательные УУД

(формировать умение различать звуки и буквы, развивать у детей фонематический слух) Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)

3. Повторение правил посадки.

-Ребята, давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при письме.

-В первую очередь, это посадка. Кто мне может сказать, как нужно сидеть? Где должны стоять ноги? Как должен стоять стул? Где у нас находятся локти? Обратите ваше внимание на плакат о правильной посадке учащихся.

-Как лежит тетрадь на парте?

-Как нужно правильно держать ручку? Покажите мне.

-Правила мы вспомнили, теперь можем приступать к работе.

Учащиеся называют следующие правила:

- при письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтобы не сутулиться во время работы, локти лежат на парте.

-Тетрадь у нас лежит под наклоном, уголок направлен на себя.

-Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху. Показ детьми.

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности

а) Работа в прописях

Выполнение элементов буквы

- Откройте прописи на странице 16.

Посмотрите на рисунок.

Кто на нем изображен?

Что вы о нем знаете?

Где он живет?

Чем он питается?

А почему у жирафа такая длинная шея?

Давайте его раскрасим. Для этого вам понадобится 4 цветных карандаша: желтый, коричневый, зеленый и синий.

А знаете ли вы, следующие интересные факты о жирафе. Например, что у жирафа самый длинный язык из всех млекопитающих, его длина 50 см и он черного цвета. Жираф может чистить уши своим языком.

Окрас у каждого жирафа уникален, это значит, что невозможно найти два одинаковых жирафа. Окрас помогает жирафу замаскироваться. А зачем жирафу нужна маскировка?

Возраст жирафа можно определить по цвету пятен на шкуре - чем они темнее, тем он старше.

Также жирафы - это единственные животные которые не умеют зевать.

Где вы можете найти дополнительную информацию об этом животном?

- Ребята заканчиваем работу с цветом.

- Давайте повторим с вами слово «жираф»

- Поставьте ударение

- Сколько в этом слове слогов? Давайте посчитаем

- В каком слоге слышится звук «ж»?

- Какой это звук?

- Ребята, звук [ж] всегда твердый, это нужно запомнить.

Жираф

(предполагаемые ответы учащихся)

Африка

Листьями

Он благодаря ей достает листья с макушек деревьев

Дети работают цветом и слушают учителя





Учащиеся отвечают, что из энциклопедий, книг, Интернета.

- Жираф (все вместе)

- Проговаривают и ставят ударение

- В слове жираф 2 слога. Считаем все вместе

- В первом слоге

- Согласный твердый

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в прописи, извлечение нужной информации)

Коммуникативные УУД

(умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков)

Познавательные УУД

(извлекают необходимую информацию из объяснения учителя)

б) Анализ звуковой структуры слова.

- Теперь давайте составим с вами звуковую схему слова «жираф» и поставим ударение.

На какой слог падает ударение?

Закрасьте звуковые схемы в ваших прописях.

-Давайте проверим.

Каким цветом должен быть закрашен первый круг? Второй? Третий? Четвертый? Пятый?

- Ударение падает на второй слог.

- Синим. Красным. Синим. Красным. Синим

Познавательные УУД :

самостоятельное формулирование познавательной цели.

в) Рассмотрение буквы, вычленение знакомых элементов

- Ребята, посмотрите в свои прописи на стр. 16, в правый верхний угол. Там изображены печатная и письменная буква Ж.

- Кто скажет, чем они отличаются?

- Молодцы, а какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Ребята, а какие слова на букву «ж» вы знаете?

- На что похожа буква «Ж»?

- Молодцы.

- Из скольких элементов состоит буква «Ж»? Назовите их.

- А в каких буквах встречаются эти элементы?

- Посмотрите на доску, сейчас я покажу вам, как пишутся данные элементы.

- Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать элементы в воздухе.

Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться.

- Молодцы

- В ваших тетрадях на первой строчке даны элементы данной буквы. Обведите их по вспомогательным линиям.

- Молодцы. А сейчас у нас физминутка. Все встаем из-за парт

- Письменная буква пишется под наклоном.

- Имена, название рек, городов.

(предполагаемые ответы)

(предполагаемые ответы)

- Из 3. Это два полуовала, и наклонные прямые по середине.

- С, с, ж.

Познавательные УУД :

1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2.Формируем умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные:

(умение слушать и понимать других)

Физкультминутка

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь, поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

- Садитесь

Выполнение учащимися физкультминутки

г) Предварительный показ учителем

написания буквы на доске.

- Посмотрите на слайд, сейчас вы увидите как писать заглавную букву «Ж».

- А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно писать заглавную букву «Ж»

-Начинаем писать заглавную букву «Ж» чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, прописываем полуовал до чуть выше нижней линии рабочей строки. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному до чуть ниже середины рабочей строки, ведем наклонную прямую вправо до верхней линии рабочей строки. Затем прописываем удлиненную черту вниз до нижней линии рабочей строки. Затем не отрывая руки, возвращаемся по написанному до чуть ниже середины рабочей строки, ведем вправо наклонную прямую до верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, не отрывая руки возвращаемся по написанному, прописываем полуовал.

Учащиеся внимательно смотрят и слушают учителя.

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителя.

д) Письмо учащимися буквы по образцу.

- Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать заглавную букву «Ж» в воздухе.

Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться.

А теперь давайте попробуем написать вторую строчку в ваших прописях до конца.

Учащиеся пишут в воздухе

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

е) Слого-звуковой анализ слогов

Работа со слогами. Письмо слогов.

-Ребята, найдите в прописи на стр.16 слоги. Давайте их прочитаем.

- Прочитайте мне первый слог.

- Какой звук обозначает буква «ж» в данном слоге? Какой это звук?

- Назовите слова, которые начинаются на слог «жа».

-Прочитайте второй слог.

- Какой звук обозначает буква «ж»? Какой это звук?

-А какой звук обозначает вторая буква в этом слове? Ребята, это нужно запомнить, в слоге «жи» слышим [ы], а пишем «и».

- Назовите слова, которые начинаются на слог «жи»

-Ребята, какой вывод вы можете сделать?

Теперь давайте попробуем написать эти слоги. Но сначала выясним, какие здесь есть соединения. (показ на доске)

жа- нижнее соединение, жи-верхнее.

- Жа

- Звук [ж], согласный твердый.

(предполагаемые ответы)

- Жи

- Звук [ж], согласный твердый.

- Звук [ы], гласный.

(предполагаемые ответы)

- Звук «Ж», всегда твердый.

Познавательные УУД

(умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

д ) Работа со словами

Звуко-слоговой анализ слов.

- Строчкой ниже написано слово. Какое это слово?

- А что обозначает это слово?

- А как пишутся имена?

- Правильно. Сколько слогов в слове «Жора»?

- Поставьте ударение.

- Молодцы.

А какие соединения в слове

Теперь возьмите ручки и запишите слово по образцу. (Показ на доске)

- Жора

- Имя мальчика

- С большой буквы.

- В слове «Жора» два слога.

- «Жо» - нижнее, «ор» - верхнее, «ра» - нижнее.

Познавательные УУД

(умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, говорить)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

- Да!

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели: «Ш-Ш-Ш».

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Ходьба на месте.

Хлопки в ладоши.

Руки вверх - потянулись.

Наклоны вперёд.

Повороты туловища влево-вправо.

Прыжки на месте

Ходьба на месте

ж) Работа с предложениями.











5.Самостоятельная работа

На нижней строчке у нас написано предложение.

Давайте его прочитаем.

(выбор ученика для чтения предложения)

Из скольких слов состоит предложение?

С какой буквы нужно записывать предложение?

- Что вы видите в конце предложения?

- Правильно, это значит, что вы должны закончить предложение одним словом, в котором будет присутствовать буква «ж». Например, ежи. Тогда сколько слов будет в предложении?

- А что поставим в конце предложения?

- А какие еще знаки препинания вы знаете?

- Верно.

- Давайте обведем предложение по вспомогательным линиям.

- Теперь давайте попробуем написать это предложение в прописи. Не забудьте, начинаем с большой буквы. И каждое слово должно быть раздельно. А еще не забудьте закончить предложение.

- Кто прочтет мне свое предложение? Молодцы.

- В ваших прописях есть задание. Нужно соединить слоги так, чтобы получились слова. После того как вы соедините их вы должны записать полученные слова в своих прописях прописными буквами. Какое получится первое слово? Второе? Третье? Четвертое? Пятое?

- Ниже у вас записано предложение. Кто хочет прочесть его?

- Вы должны записать это предложение внизу прописными буквами самостоятельно. Затем сделайте взаимопроверку тетрадями. Проверьте, правильно ли ваш товарищ списал предложение. Нет ли у него ошибок. Подчеркните их карандашом.

- Чтение по выбору.

- У Жени жили…

- Из трех слов

- Предложение всегда начинается с большой буквы

- Многоточия.

- Предложение будет из 4 слов.

- В конце предложения ставится точка.

- Вопросительный знак, восклицательный знак.





- жили, лыжи, жилы, ножи, живот

Учащийся читает предложение.

Учащиеся записывают

самостоятельно слова, затем меняются прописями и проверяют работу в парах.

Коммуникативные УУД

(умение говорить, слушать)

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в прописи, извлечение нужной информации)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу)









Коммуникативные УУД

( умение работать в парах)

6. Итог урока и рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какому звуку, и какой букве был посвящен наш урок?

- Что мы научились делать на этом уроке?

- С какой буквой познакомились?

- Что узнали? Что сегодня на уроке было самым сложным?

Оцените себя по лесенке успеха.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

(Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)



© 2010-2022