Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

УМК «Школы России» 1 класс

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии: проблемный -диалог.

Форма организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Тема: « Перенос слов».
Цель: изучить правила переноса слов. Задачи: -формировать новые способы действий - формирование умения правильно переносить слова; - обучать работе по плану, алгоритму; - развивать умение работать в паре, группе, умение сравнивать, делать вывод; - устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Планируемые результаты:

предметные:

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Этап

Цель Деятельность учителя

Деятельность учителя

Результат

1.Организационный этап.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке

Книги, ручки и тетрадки?

Вспоминают критерии , проверяют свою готовность. Итоги готовности класса - дежурные.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2.Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в тетради.

1. Запишите число.

  1. Чистописание.

-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

-Нарисуем улитку на строчке.

(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)

(Показ улитки на компьютере) слайд 1

-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)

-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.

(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).

3. Работа с рядом слов:

Прочитайте слово, в котором:

- ь - разделительный

- ь - обозначает мягкость согласного звука

- есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились?

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

Обозначим.

  1. Прочитайте ряд слов.

На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово - сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)



Учащиеся работают с рядом слов.

Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.

Учащиеся читают ряд слов:

Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора?

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)

Предположения детей.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

3.Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

  1. Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

(учитель пишет на доске или один из учащихся)

Слово не входит на строку. масса

- Что же делать?

- Что значит перенести?

2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

Как вы думаете, какая тема урока?

  1. Учитель фиксирует тему на доске

Перенос слов.

Вы говорили правила переноса слов. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Какие задачи поставим перед собой?

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.

Надо слово перенести

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…

Да

Как переносятся слова.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Во множественном.

Наверное, их много, несколько.

Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

4.Открытие «нового» знания



Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
инструкция















целеполагание








предъявление результата


Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой. Слайд 2

1. Прочитать слова

2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса

  2. Сформулировать правило переноса слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 3.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске правило:

Слова переносятся только по слогам.

Слушаем вторую группу. Слайд 4.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске правило:

Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

Слушаем третью группу. Слайд 5.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске:

Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.

Слушаем четвёртую группу. Слайд 6.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем:

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

Аналогично последнее правило: 1 слог - не переносим Слайд 7.

А почему нельзя переносить?

Слово из одного слова не переносится.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.


Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,

Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

Показ задания.

Все читают хором слова: груп-па, тон-на.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: оси-на, Юлия

Выделены слоги О -, Ю-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Читаем слова: сон, конь.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической

5.Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний

Построение нового способа действия

Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

  1. Читаем слово.

  2. Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

Для чего нужно вспомнить, какое правило подходит?

Физминутка

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

Можем перенести неправильно

Составленный алгоритм переноса слов

6.Первичное закрепление нового способа действия

Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Дописываем.

Игра «Живые буквы».

Горка, мостик, урок, дым, Мишенька.

Тест. Слайд 8-11.

Проверка. Слайд 12.

Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Выполненное задание

7.Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.

Слайд 13

Воспользуйтесь подсказками на экране.

Правила переноса слов.

Не смогли перенести слово.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и цветовую.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности


© 2010-2022