Конспект урока обучения грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [л] и [л]. Буквы Л, л

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к уроку обучения грамоте. Данный урок был проведен в 1 классе в период обучения грамоте в форме урока - путешествия на Луну. В течение всего урока при выполнении интересных заданий дети знакомились с новой буквой и новыми звуками, учились находить их место в словах, придумывать слова и предложения с изучаемой буквой. На данном уроке использовались различные виды работы, дидактические игры, прибаутки, загадки. Проводилась работа над развитием памяти, речи, читательских умений, логического мышления учащихся. Воспитывались доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручка, любовь к родному языку.

Кострюкова Ирина Владимировна

учитель начальных классов ВКК

МБОУ гимназия № 9
Конспект урока обучения грамоте. 1 класс. Тема. Звуки [л] и [л,]. Буквы Л, л. Задачи урока: познакомить с твёрдым согласным звуком [л], мягким согласным звуком [л']; обозначением этих звуков одной буквой «Л», тренировать в составлении слов из букв, развивать навык работы над звуковой моделью слов, память, речь учащихся, читательские умения. логическое мышление.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс Урок чтения у нас.
  1. Развитие речевого аппарата.
  1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Насос»
(Руки на пояс, слегка присесть - вдох, выпрямиться - выдох)
  1. Поработаем над дикцией. Все вместе прочитаем прибаутку. Прибаутка - это забавное короткое стихотворение.
- Прочитайте прибаутку от лица дедушки, бабушки, мальчишки. Ах ты, совушка - сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, головою ты вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася!
  1. Актуализация знаний.
- Что мы сейчас произносили и слушали? (Речь) - Что такое речь? (Средство общения между людьми) - Из чего состоит речь? (Из предложений) - А предложения? (из слов) -Слова состоят из слогов, а слоги из звуков, если речь устная, или из букв, если речь письменная. - Какие бывают звуки (гласные ударные или безударные, согласные твердые или мягкие) Молодцы! 4.Постановка цели урока. - Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Что обозначает слово путешествие? Уточним значение слова по толковому словарю. Путешествие- это поездка или передвижение пешком куда-либо далеко, за пределы постоянного местопребывания.
Из словаря Ожегова - А зачем люди путешествуют? Как вы думаете? (хотят узнать - увидеть что-то новое) А вот цель нашего путешествия -получить новые знания. - Дети! Скажите мне, на чем можно путешествовать? - Мы будем путешествовать на ракете! Возьмите листочки, на них уже нарисована ракета, но ее еще нужно подготовить к путешествию. Как вы думаете, как надо подготовить? - Правильно! Раскрасить! Видите буквы на рисунке? Каждой букве будет соответствовать свой цвет. Будьте внимательны ! Слушаем задание: - Раскрасьте красным цветом ту часть ракеты, на которой написана буква, обозначающая мягкий согласный звук в слове осина (с), - голубым цветом с буквой, обозначающей гласный звук в слове сад (а), -синим цветом часть ракеты с буквой, обозначающей твердый согласный звук в слове носики (н) - желтым цветом части рисунка с буквой, обозначающей безударный гласный в слове звезды (ы) Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Ракета готова к путешествию! - Итак, полетели!. . Почему-то не взлетаем. В чем проблема? Как вы думаете? Правильно! Топлива нет! Составим звуковую схему слова топливо . называем [т о п л и в а] - по цепочке [т о п л и в а] (учитель на доске, дети в тетрадях). Подпишем буквы, которые уже знаем. (о и о, звук а обозначили буквой [о], почему - узнаете позже) - Вот теперь все в порядке, летим. - Куда можно полететь на ракете? Уточним маршрут. (на нашем пути появляются звезды со слогами - началом слов, нужно придумать слова с таким началом Ла… - лакомка, лапа, ласточка, ля…- лямка, лягушка, лу…- лужа, лупа, лю…- любовь, люди, лы… - лыжи, ли…- липа, листья, ле…- лес, лестница, ло…- лошадь, ложка) - Какие звуки услышали в начале слов? - Какова же цель нашего путешествия? (Узнать новые сведения о звуках [л] и [л,], научиться писать соответствующие буквы). - Куда же мы с вами летим? На Луну. Почему вы так решили? (слово луна начинается на [л]). Скажите мне еще раз, куда летит наша ракета? Составим модель предложения. Ракета летит на Луну. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. (Почему слово Луна с большой буквы?- Луна - это имя спутника Земли) - Вспомним приключения барона Мюнхаузена. С помощью чего он хотел попасть на небо? (с помощью лестницы). Поможем ему, выходим из ракеты и поднимаемся на небо по лестнице. Ф/м Помогли барону, можем продолжать полет. 5. Работа по теме урока. -Открываем Азбуку (с.81). Что изображено на волшебном рисунке? - Для чего людям нужна лесенка? (чтобы взбираться к вершинам знаний) -Произнесите первый звук слова луна, дайте ему характеристику. -Произнесите первый звук слова лесенка, дайте ему характеристику. -Какую букву напоминает лесенка? Почему? -Напечатайте в тетради прописную и строчную буквы Лл (учитель печатает на доске). -Покажите букву на ленте букв. -Составьте и запишите слоги из букв, данных в рамке, и запишите слоги, записанные рядом. Прочитаем слоги. Что заметили? (перед буквой и произносится мягкий согласный звук [л,]), а перед остальными буквами - твердый) -Рассмотрите рисунок слева. Куда собираются путешественники? Из чего они собирают ракету? Из конструктора Лего. Какой звук слышим в начале слова лего? (мягкий согласный). Узнали одного из мальчиков? Это же наш знакомый Ваня. А как зовут его друга? Леня. Как узнали? (по схеме). Назовите согласные звуки - [л,][н,]. Какие они?(мягкие). - Прочитайте в парах слова под рисунком. - Как вы понимаете слово мысли? (Мысли - результат размышления) А как понять слово мыслим? (Мы думаем, размышляем) - Ребята! Мы должны сообщить на Землю, где находимся и как у нас дела. Прочитайте в парах текст сообщения. -Теперь читаем по цепочке громко, четко и выразительно, чтобы на Земле нас услышали! - В каких словах текста есть твердый согласный звук [л] (луну, алло,малы, сила), [л,] (мыслим, мысли, )? А в слове летим, какой звук? [л,] - Что написано ниже в голубой рамочке? Почитайте шепотом.(предложение из 5 слов. Выражает законченную мысль.) -О чем говорится в предложении? ( о тарелке) - что говорится о тарелке ? (что она плывет) Это загадка. Прочитают загадку девочки. Мальчики назовут отгадку. - И вот мы на Луне. Нас встречает Лунтик. Он тоже отгадывал загадки, но слова - отгадки у него рассыпались. Поможем Лунтику собрать слова? Бусы красные висят, Встала яркая дуга Из кустов они глядят, На крутые берега. Очень любят бусы эти Через речку мост готов, Дети, птицы и медведи. (малина) Он окрашен в семь цветов. (радуга) Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает . (книга) - в каком слове есть буква л?(малина), какой звук она обозначает? (мягкий согласный) - Лунтику помогли. Молодцы! А зачем мы отправились в путешествие? (Узнать новые сведения о звуках [л] и [л,], научиться писать соответствующие буквы). Узнали? (да)
  1. Рефлексивно-оценочный этап.
Мы закончили дела. Возвращаться нам пора. - Назовите слова, в которых есть твердый звук [л], мягкий звук [л,]. - Оцените свою работу на уроке. - Кому нужна помощь учителя?
  1. Подведение итогов урока.
-Вот мы и дома. Подведем итог нашего путешествия. -Чему мы научились? (различать в словах звуки [л],[л,], писать буквыЛл; Что буква л может обозначать твердый согласный звук [л], мягкий согласный звук [л,]) -Молодцы! Вы хорошо потрудились. Спасибо вам за работу!
Используемая литература: 1. Учебник «Азбука» (Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.). 2. Материалы сайтов: detsad47.ucoz.ru/publ/skazki/ckazka_pro_bukvu_l/3-1-0-4 razvitierebenka.com/2011/09/blog-post_30.html#.UKAA0mJWWIU koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
© 2010-2022