Аналитический отчёт по теме Формирование ключевых образовательных компетенций у обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Умение действовать,

умение быть,

умение жить

Раздел I.


Введение.


"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить". Так сказал психолог Роджер Левин. Цели образования 21 века, сформулированные политическим деятелем Жаком Делором: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить" определил по сути основные глобальные компетентности. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным - сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества - уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования - компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, мобильность, динамизм и конструктивность. т.е. обладать общеучебными компетенциями. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлена в документах об образовании:

  • Стратегии содержания общего образования ,

  • Концепции модернизации российского образования,

  • ФГОС,

  • Новый закон РФ «Об образовании РФ».

  • Программа развития МАОУ СОШ « 23.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Цель аналитического отчёта - самоанализ и самооценка своей педагогической деятельности за межаттестационный период. Задачи аналитического отчёта:
  1. выявить противоречия, проблемы, возникшие в межаттестационный период,
  2. проанализировать результаты обучения и дать им оценку;
  3. разработать рекомендации по решению этих противоречий;
  4. дать самооценку эффективности собственной деятельности,
  5. составить программу саморазвития на следующий межаттестационный период.
Объектом исследования является - система работы учителя по формированию ключевых образовательных компетенций у обучающихся. Предметом исследования являются - приёмы, методы, средства обучения, направленные на организацию и развитие ключевых образовательных компетенций. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности к обучению, не одинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. Анализируя проведённые уроки, я иногда оказывалась в ситуации неудовлетворения результатами учебной деятельности. Очень часто такая ситуация связана с недооценкой особенностей познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Поэтому в своей работе мною были выделены следующие противоречия:
  • между требованиями к подготовленности учащихся к учебной деятельности в начальной школе и недостаточным уровнем развития познавательных способностей учащихся, что тормозит развитию ключевых образовательных компетенций.
  • разнообразием методов, приёмов, средств учебной работы и умением использовать эти ресурсы для формирования ключевых образовательных компетенций у младших школьников.
Из этих противоречий вытекает проблема - как организовать учебный процесс максимально комфортный и одновременно развивающий каждого ученика. Для решения этой проблемы я поставила перед собой цель формирование ключевых образовательных компетенций у обучающихся. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
  • разработать основные направления деятельности по формированию ключевых образовательных компетенций,
  • создать педагогические условия, обеспечивающие развитие образовательных компетенций по достижению нового качества образования;
  • обеспечить вовлечение каждого ученика в процесс активного учения, стимулировать внутреннюю активность, поисковую деятельность,
  • определить воспитательные задачи с учётом индивидуальных особенностей детей, вовлекать родителей в деятельность на создание условий, способствующих у детей формированию компетенций,


Раздел II.


Аналитическая часть.


Для осознанного управления учебным процессом за межаттестационный период 2009-14 учебные годы, я провела педагогический анализ:

  • учебно-познавательных ресурсов ученика, как субъекта обучения.

  • уровень формирования УУД,

  • уровень формирования ключевых образовательных компетенций,

  • качество образования.

Показатели учебно-познавательных ресурсов первоклассников. Что определяет успешность обучения каждого ученика? Какие особенности личности помогают ребёнку в усвоении учебной программы? По своим наблюдениям за работой учеников на уроках, за выполнением заданий, по анализам контрольных работ, по анкетам родителей, из беседы с детьми, а так же при помощи работы школьного психолога, я изучила учебно-познавательные ресурсы ученика по следующим параметрам:

  • медицинские показания: пол, состояния здоровья, медицинская группа, группа здоровья, хронические заболевания,
  • психолого-педагогические особенности: темперамент, скорость реакции, доминирование полушарий головного мозга, модальность, внимание, память,
  • общеучебные умения, навыки,
  • уровень мотивационной сферы,
Результаты проведённой работы я оформила в виде таблицы № 1, где записала все данные по каждому ученику и подвела итоги по уровню обучаемости. Эта работа показала мне трудности при обучении первоклассников, а именно:
  • у детей низкий уровень восприятия, дети не умеют смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предмета, видеть в предмете много разных деталей.
  • У детей недостаточный уровень запоминания, дети не умеют логически запомнить учебный материал и прибегают к испытанным средствам - повторению, зубрёжке и подсказкам.
  • У большинства детей низкий уровень мотивации учения и недостаточно развиты эмоционально-волевые сферы. Дети не умеют преодолевать трудности в обучении, а это может привести к отказу от активной мыслительной работы.
По таблице видно уровень обучаемости ученика:
1 класс (22 чел.) высокая степень 3 чел. средняя степень 11 чел. низкая степень 8 чел. Моя задача состоит в том, чтобы правильно подобрать приёмы, методы, средства обучения и выбрать нужные задания, для успешного обучения каждого ученика на любом уроке, помочь ребёнку в новом виде деятельности. Я изучила факторы, влияющие на восприятие информации учащимися (Приложение № 2), методы дифференцированного подхода в обучении на разных уроках (Приложение № 3), проанализировала организацию познавательных процессов на каждом этапе урока (Приложение № 4), проследила взаимосвязь типичных трудностей в обучении учеников и уровня развития их познавательных процессов (Приложение № 5). Эта работа помогла мне построить процесс обучения гораздо эффективнее и целесообразнее: избежать ошибок и неудач в работе с детьми. Используя полученные данные, на каждого ученика в классе я спроектировала Индивидуальную программу развития обучающего средствами учебных предметов. Вывод: знание уровня и закономерностей познавательных процессов ученика в обучении поможет мне при проектировании реального учебного процесса. Проведённая мною работа помогает формированию УУД, формированию ключевых образовательных компетенций учащихся и способствует развитию общеучебных умений и навыков.

Результаты метапредметных достижений.


Для отслеживания уровня сформированности метапредметных УУД я использовала УМК «Учимся учиться и думать» 1 , 2 класс автор Беглова Т. В., Битянова М. Р. и получила такие результаты.

1 класс












Анализ полученных данных по классу показывает, что основные проблемы развития универсальных учебных действий лежат в плоскости формирования регулятивных универсальных учебных действий (планирование, оценка, контроль). Следовательно, передо мной стоят задачи : - научить своих учеников правильно понимать «что могу - не могу», - научить умению обратиться за помощью к тому источнику (учитель, интернет, книга, словарь), который поможет преодолеть возникшее препятствие, - научить ставить такие цели, с которыми может справиться, т.е. научить быть самоэффективным. В конце 2 класса я вновь провела мониторинг УУД и получила следующие результаты.




Обобщённый рейтинг развития УУД 2 класс.
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Детализированный рейтинг УУД во 2 классе








планирование оценка контроль анализ синтез сравнение классификация обобщение Причино-следственные связи аналогия Речевое высаазывания Точка зрения вопросы 45 40 41 54 40 43 49 56 36 57 65 62 65 Средний балл 42 48 64










Прогресс в развитии УУД.
Блоки умений Регулятивные УУД Познавательные УУД планирование оценка анализ синтез сравнение классификация обобщение Причино-следственные связи % детей, имеющих прогресс 0 5 5 9 5 14 18 9 прогресс 2% 10%





Вывод: правильно подобранные учителем задания на уроке способствуют созданию «ситуации затруднения» для детей, для развития индивидуальных параметров, способностей, склонностей ученика. Это помогает формированию ключевых образовательных компетенций.

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Начальная школа призвана заложить основы образовательных компетентностей. В Программе развития МАОУ СОШ № 23 определены виды образовательных компетентностей выпускника. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующими характеристиками основных видов образовательных компетенций выпускника начальной школы.

Вид образовательной компетенции Образовательные результаты (сущность характеристики)

Результаты воспитания

Результаты обучения

Ценностно-смысловые

- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,

Учебно-познавательные

-иметь опыт восприятия картины мира

  • ставить цель и организовывать её достижение,

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;,

  • описывать результаты, формулировать выводы;

Социокультурные

- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

-действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

-владеть культурными нормами и традициями.

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

  • владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные

иметь позитивные навыки общения в многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

  • уметь представить себя устно и письменно,

  • уметь представлять свой класс, школу, страну

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),

  • владеть способами совместной деятельности в группе, находить компромиссы;

Информационные

ориентироваться в информационных потоках,

уметь выделять в них главное и необходимое;

  • владеть навыками работы с различными источниками информации,

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

  • уметь осознанно воспринимать информацию,

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;

Природоведческие и здоровьесберегающие

  • позитивно относиться к своему здоровью;

  • владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля

  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

  • владеть способами оказания первой медицинской помощи;

В своей работе определила следующие основные направления по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.

Направления

В образовательном процессе

В системе дополни-

тельного образования

Во взаимодействии с ближайшим

социальным

окружением Адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса Организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся Определение миссии школьного образования Отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки Система мер по воспитанию здорового образа жизни Оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений Дифференциация и индивидуализация обучения в системе школьного образования Воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через организацию занятий по интересам Адаптация учащихся к современным условиям жизни Учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы Воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся Привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу
Практика показывает, что ключевые образовательные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса. По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы:

Основные виды деятельности по формированию

ключевых образовательных компетенций младших школьников

урочная

внеурочная

внешкольная

семейная

Общественно полезная

Городской музей, городская детская библиотека, МДОУ,

- Урок «Праздник знаний»

-Урок - экскурсия

- Уроки-конкурс

- Урок-игра

- Урок-викторина

- Урок - аукцион

- Защита мини проектов

- Групповая форма

- Подготовка сообщений

- Уроки с использованием видеоматериалов

- Классные часы,

- тематические линейки

-Праздники

-Турниры

-Викторины

-Выставки

-Практикум-обсуждение ситуаций,

-Беседа - диалог,

Консультация,

-Конкурсы,

-Игры-путешествия

Театрализовано-игровая программа

-КВН

- Защита мини проектов

-Час общения,

-Экскурсии

-Военно-патриотические мероприятия

- встречи с ветеранами войны, труда, деятелями культуры, спорта,

патриотические игры,

-Семейный праздник

-«Мама, папа, я - спортивная семья»,

-конкурс рисунков

-Задушевный разговор,

-игра «Дорогами дедов»,

исследовательская работа

-Посиделки,

-Вечёрки,

-Литературная гостиная,

-Мини-спектакли,

-Открытые уроки,

- агитбригада по ПДД

- конкурс рисунков, плакатов,,

«Энциклопедия добрых дел»,

-операция «Пусть здорова,

книжка»,

-творческая «издательская» деятельность Отдельно выделяю проведение предметных недель, которое включает все основные виды деятельности, помогая вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышая их интерес к изучаемым учебным дисциплинам. В моей работе важное место занимает выбор методов и приёмов.

Методы

Содержание методов учебно-организационные Проблемно-диалогическая технология Проектная деятельность Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель - консультант. Исследовательская деятельность по выбранной теме, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель - консультант. учебно-интеллектуальные Частично поисковые методы Проблемно-сообщающие методы Исследовательские методы учебно-коммуникативные Технология формирования типа правильной читательской деятельности Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста Технология развивающего обучения учебно-информационные Изложение текстов различными способами Составление простого плана Формулирование проблемных вопросов Качественное и количественное описание объекта Составление текста на основании таблицы, схемы Создание модели изучаемого объекта Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования Поиск информации в литературе и Интернете Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата

Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций

Компетенции


Приёмы

Ценностно-смысловые

«Верные - неверные утверждения» «Неоконченные предложения»

«Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…»,

« Своей работой на уроке я…»

«Я выбрал эти задания на уроке, потому что…»

«Хочу, потому что смогу»,

«Полезно-вредно»,

«Мудрые советы»

«Мы с тобой»

Учебно-познавательные

«Многоступенчатый выбор»

«Метод пяти пальцев»

«Огонёк общения»

«Кто больше»

игра «Волшебная палочка»

«Соседи»

«Да или нет»

«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …

«Мозговой штурм»

Социокультурные

«Выбор партнёра»

«Я умею, а мой …»

«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»

«Акция - проект»

«Тренинг»

«Копилка хороших поступков»

Коммуникативные

«Огонёк общения»

«Словесный мяч»,

«Биография слов»

«Дальние коммуникации»

«Сочини сказку по ключевым словам»

«Вопрос - ответ»

«Если бы я был…»

«Снежный ком»

Информационные

«Вопросы для любознательных»

«Интересные факты»

«Вопросы для умников и умниц»

«Это интересно»

«Схематическое конспектирование»

«Правда ли это?»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Пометки на полях»

Природоведческие

и здоровьесберегающие

«Состояние моей души»

«Что полезно, а что вредно»

«Хорошо или плохо» Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных и функциональных возможностей младших школьников. Для оценки результативности работы по формирования ключевых образовательных компетенций мною разработаны критерии оценивания компетенций учащихся.


Низкий уровень - 0 баллов

Средний уровень - 1 балл

Высокий уровень - 2 балла Не знает, не умеет, не владеет, не освоил Частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике Знает, умеет, владеет, освоил в полной мере, применяет на практике.


Сводная таблица сформированности компетентности.


ФИО

ученика

Компетенции 1 класс

Итоговый балл

Вывод

Компетенции 4 класс

Итоговый балл

Вывод

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6



Б. Михаил

3

4

7

2

2

4

22

н

5

10

15

7

5

7

49

с

В. Констанция

4

10

7

9

7

8

45

с

6

13

15

12

7

12

65

в

Г. Кирилл

2

2

5

2

2

3

16

н

5

8

12

7

5

7

44

с

Г. Дарья

6

10

19

11

7

8

61

в

6

16

18

13

10

13

76

в

Д. Денис

3

6

10

5

3

5

34

н

5

11

14

9

5

11

55

с

Д. Екатерина

5

4

15

8

3

5

40

н

6

8

18

12

6

10

60

с

Д. Анастасия

4

7

10

10

7

7

45

с

4

10

16

10

7

9

55

с

З. Алексей

1

0

4

0

1

2

8

н

3

4

9

4

5

6

31

н

К. Олеся

3

10

10

10

4

6

43

с

6

13

19

11

8

10

67

в

М. Диана

4

8

17

7

5

5

46

с

6

13

18

14

9

11

70

в

М. Марина

4

8

17

7

5

5

46

с

4

14

17

13

8

11

67

в

П. Кирилл

4

10

10

7

6

6

43

с

5

11

14

10

7

10

57

с

П. Дарья

1

0

4

0

1

3

9

н

3

4

10

7

7

5

36

н

П. Екатерина

3

2

11

5

4

3

28

н

5

5

18

7

6

7

48

с

П. Михаил

0

0

2

2

1

3

8

н

3

5

10

7

5

7

37

н

С. Егор

3

7

10

9

6

7

42

с

5

5

16

11

6

9

55

с

С. Кристина

3

1

3

5

2

4

24

н

5

7

12

8

5

9

46

с

С. Иван

5

9

14

8

6

7

49

с

5

12

14

9

5

11

56

с

С. Кирилл

6

9

14

5

7

9

50

с

6

11

20

9

7

11

64

в

Х. Евгений

3

1

4

0

3

4

15

н

4

7

11

7

5

7

41

с

Х. Данил

6

14

16

10

6

9

61

в

6

16

19

14

10

9

74

в

Щ. Александр

5

4

15

8

3

6

41

с

4

10

14

7

5

6

43

с

ИТОГ низкий

11

11

6

10

9

5

10

3

5

0

1

0

0

3

средний

8

11

16

12

13

17

10

12

15

21

19

20

22

12

высокий

3

0

0

0

0

0

2

7

2

1

2

2

0

7


Уровень сформированности образовательных компетенций в 1 классе.




Уровень сформированности образовательных компетенций в 3 классе.


Прогресс в развитии сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся


  • уровень ценностно-смысловой компетенции увеличился на 13 % ,
  • уровень учебно-познавательной компетенции увеличился на 14%,
  • уровень социокультурной компетенции увеличился на 9%,
  • уровень коммуникативной компетенции увеличился на 13%.,
  • уровень информационной компетенции увеличился на 10%,
  • уровень природоведческих и здоровьесберегающих компетенций увеличился на 10%.


Проведённая мною работа способствует формированию УУД, повышению мотивационного интереса учащихся к учёбе, что подтверждается результатами учебной деятельности за межаттестационный период.

Результаты предметных достижений обучающихся.


Формирование ключевых образовательных компетенций положительно влияет на повышение качества обучения.


Из диаграммы видно, что

  • при 100% успеваемости по русскому языку качество знаний увеличился на 6%, ( 2009 г -качество знаний - 63%, а в 2014 г - 69%);
  • при 100% успеваемости по математике качество знаний увеличился на 8%, (2009 г -качество знаний - 60%, а в 2014 г - 68%);
  • при 100% успеваемости по литературному чтению качество знаний увеличился на 19%, (2009 г -качество знаний - 72%, а в 2014 г - 91%).

Результаты итоговых диагностических работ в 4 классе (май 2013 г,).
Надо кратко рассказать о детях этого класса. В классе 22 человека. из них 8 девочек и 14 мальчиков. Возраст детей разный: 2001 г. - 1 ч., 2002 г. - 20 человек, 2003 г. - 1 человек, Медицинские показания:
  • Группа здоровья - I - 2 человек, II - 19 человек, IV - 1 человек.
  • Медицинская группа - основная 18 чел., подготовительная 2 чел., специальная 2 чел.
Психолого - педагогические особенности:
  • Темперамент - сангвиников 9, холериков 7, флегматиков 6,
  • Скорость реакции - быстрая у 6 чел., средняя у 12 чел., медленная у 4 человек.
  • Доминирование полушарий головного мозга - левополушарные 13 чел, правополушарные 9 чел.
  • Модальность - визуалов 7 чел., аудиалов 5 чел., кинестетиков 10 чел.
  • Внимание: (по мнению психологов, достаточно проанализировать внимание по четырём параметрам: объёму, распределению, концентрации и устойчивости. Именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности, при стрессовых состояниях, при переутомлении учащихся).


2009 г. 1 класс 2013 г. 4 класс достаточный уровень 5 чел. 6 чел. критический уровень 7 чел. 8 чел. недостаточный уровень 10 чел. 8чел.
  • Память: (при диагностики свойств памяти необходимо выделить словесно-логическую, наглядно-образную и эмоциональную память. Эти свойства памяти во многом определяют для ученика комфортные способы запоминания учебного материала).

2009 г. 1 класс 2013 г. 4 класс достаточный уровень 7 чел. 7 чел. критический уровень 9 чел. 9 чел. недостаточный уровень 6 чел. 6 чел. Эта работа показала мне трудности при обучении, а именно:
  • у детей низкий уровень восприятия, дети не умеют смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предмета, видеть в предмете много разных деталей.
  • У детей недостаточный уровень запоминания, дети не умеют логически запомнить учебный материал и прибегают к испытанным средствам - повторению, зубрёжке и подсказкам.
  • У большинства детей низкий уровень мотивации учения и недостаточно развиты эмоционально-волевые сферы. Дети не умеют преодолевать трудности в обучении, а это может привести к отказу от активной мыслительной работы.
По таблице видно уровень обучаемости ученика:
2009 г. 1 класс 2013 г. 4 класс высокая степень 3 чел. 5 чел. средняя степень 11 чел. 8 чел. низкая степень 8 чел. 9 чел.

Русский язык - 49% (средний % по району - 57,4%).

Обучающиеся этого класса написали областной тест по русскому языку ниже среднего показателя по району, но по школе результаты удовлетворительные.

Математика - 54% (средний % по району - 64%).
Обучающиеся этого класса написали областной тест по математике ниже среднего показателя по району, но по школе результаты удовлетворительные.

Окружающий мир
Обучающиеся этого класса написали областной тест по окружающему миру ниже среднего показателя по району, но по школе результаты хорошие.

Комплексная контрольная работа
Обучающиеся этого класса написали комплексную работу, результаты ниже среднего показателя по району, но по школе результаты хорошие.

Соответствие знаний учащихся по предмету и результатами итоговых диагностических работ.
Из диаграммы видно, что обучающиеся на диагностических работах успешно показали свои знания по предметам. Теперь сравним средний балл годовых отметок с районными показателями. По русскому языку результаты ниже районных на 0,1%, по математике средний балл соответствует среднему баллу по району, по литературному чтению на ;% выше среднего балла по району.


Средний балл годовых оценок по предметам.



По результате промежуточной аттестации в 5 классе мои выпускники подтвердили свои учебные знания и умения. Это видно по диаграмме.


Из опроса детей и родителей 16 человек не испытывают трудности в обучении, уверены в свих силах, 6 человек считают, что им учиться трудно. Это Женя Х., Алёша З., Даша П., Кристина С., Катя Д. Причины - слабое здоровье, не соблюдение режима дня, бесконтрольность со стороны родителей.


Я проводила работа по реабилитации и возвращению к нормальной образовательной деятельности учащихся в случаях длительного непосещения школы. Я выделила группу слабоуспевающих детей и составила программу работы:

  • Катя Д. - пропуски по болезни, проводились индивидуальные занятия, как на уроках, так и после уроков,
  • Даша П.- пропуски уроков, педагогическая запущенность, проводились индивидуальные занятия, как на уроках, так и после уроков.
  • Кристина С.- отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе.
  • Женя Х.- низкий уровень мотивации, слабое общее физическое развитие.
  • Алёша З.- задержка психического развития, обучается в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных и нежеланием родителей перевести ребенка в специализированную школу.
Результатами этой работы является то, что ребята успешно учатся в 3 классе. Вывод Показатели качества знаний учащихся по предметам подтверждают результативность используемых методов, форм и приемов формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся класса

Результаты личностных достижений учащихся. Формирование ключевых образовательных компетенций показала положительную динамику удовлетворённости школьной жизнью и желанием учиться. Детям нравится учиться в школе, они комфортно чувствуют себя в классе, у ребят существует контакт с педагогами, дети стремятся к знаниям. Это можно увидеть по активному участию во внешкольной и внеклассной работе, по улучшению результатов учебной деятельности, по ежегодному анкетированию учащихся и их родителей.

Высокий уровень школьной мотивации с 10 человек в 1 классе увеличился до 19 человек к 3 классу, низкий уровень школьной мотивации у 3 человек, а 1 классе было у 8 человек. Это - Женя Х., Кристина С., Миша П. Причины - высокий уровень тревожности, низкий социальный статус в классе, не успешность в учёбе, низкая самооценка.


Из диаграммы видно, что высокий уровень тревожности снижается, а повышаются средний и низкий уровни. Высокий уровень тревожности наблюдается у Женя Х., Кристина С., Даша П., Миша П. Причины - отношения с одноклассниками натянутые, положение ребёнка в семье, низкая самооценка, низкие успехи в учёбе.


По сравнению с 1 классом дружеские отношения в классе сравнительно улучшились: 18 человек считают класс дружным, сплочённым, 4 человека ещё испытывают дискомфорт в классе. Это Даша П., Миша П., Кристина С. Причины - низкие школьные успехи, не принятие детей одноклассниками из-за не желанием работать с классом, устраивают драки на перемене, обзывание детей, заносчивость, не умение и не желание уступать в игре.


Работа с одарёнными детьми. Мои ученики ежегодно участвуют в международных, всероссийских, муниципальных конкурсах и олимпиадах, становятся победителями и призерами. Всероссийский конкурс «Кенгру»: 2011 г. П. Антон - 2 место по школе, К.Лиза 1 место по школе и 4 место по району., 2013 г. Г. Даша 2 место по школе, В. Констанция 3 место по школе. Всероссийский конкурс «Золотое руно»: 2012 г. Б. Дима 1 место по школе и 1 место по району, 2013 г. С. Илья 1 место по школе и 1 место по району, Б. Дима 3 место по школе и 5 место по району. Всероссийский конкурс «Человек и природа»: 2012 г Б. Дима 1 место по школе и 6 место по району. Открытая всероссийская олимпиада «Наше наследие». 2012 г. К. Надя -3 место по школе, Е. Елена 2 место по школе и 3 место по району. Международный дистанционный турнир второклассников: 2013 г. Лауреаты конкурса: М. Диана, В. Констанция. Областной проект: 2009 г. Б. Вадим 1 место по району «Сердцем прикоснись к войне», Б. Никита 1 место по району «Сердцем прикоснись к войне», 2010 г. Б. Вадим «Юрий Алексеевич Гагарин» 2 место по району. 2012 г.- Б. Дмитрий «Великая Отечественная война 1812 г» 1 место в области, награждён путёвкой на Кремлёвскую ёлку, 2013 г. С. Илья «Уральский добровольческий танковый корпус» 4 место по району. К. Олеся 2 место по району «Моя родословная», С. Иван 3 место по району «Моя родословная». 2014 г. коллективный проект «Читающий класс». Школьная научная конференция: 2011 г. коллективный проект «Великая Отечественная война». 2013 г. коллективный проект «Россия - великая держава» 1 место по школе, С. Илья УДТК - 3 место по школе. Школьные олимпиады: 2013 г. Г. Дарья 3 место. Вывод: опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, я стимулировала активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Я старалась предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.

Участия детей во внешкольной и внеклассной работы. Вместе с родителями я проводила большую работу по организации внеурочной деятельности: праздники, походы, поездки в театры, музеи, посещение библиотек города, экскурсии. Участие в районных мероприятиях «Вперёд мальчишки!» «А, ну-ка, девочки» и другие мероприятия. За участие дети награждены грамотами от школы. Ученики моих классов посещали кружки по интересам и участвовали в конкурсах. К. Лиза - музыкальный конкурс имени Чайковского г. Алапаевск - 3 место. Д. Екатерина - победительница в районных конкурсах вокального пения, К. Олеся, К. Яков, Ш. Хусейни - призовые места по спортивным видам борьбы. Вывод: участие в конкурсах, в классных, школьных и внешкольных мероприятиях, посещение кружков развивает круг общекультурных и социальных интересов, способствует развитию познавательных способности детей, помогает сплочению детского коллектива, развивает творческие способности детей, помогает улучшению взаимоотношениям между детьми, между детьми и учителем.
Для профилактики дезадаптивного поведения учащихся, я проводила индивидуальную работу, а именно:

  • работа со школьным психологом,
  • беседы с учениками и их родителями по проблемам обучения и воспитания;
  • проводила тематические классные часы на нравственные темы, на сохранения здоровья, на взаимоотношения в коллективе;
  • организовывала различные формы родительских собраний (круглый стол, обмен мнениями, обучающий семинар, творческая лаборатория родителей, устный журнал, семинар-практикум, собрание лекция, собрание праздник, родительский педагогический тренинг, беседы со специалистами),

  • коллективные и индивидуальные консультации по проблемам обучения и воспитания:
  • вовлекала таких детей и их родителей в мероприятия класса, школы (походы, экскурсии, поездки в театры города Екатеринбурга, ремонт класса).
Результатом этой работы является то, что эти дети стали внимательными с одноклассниками, показали себя с хорошей стороны:
  • Миша П.- участвовал в спортивных мероприятиях, классных проектах, случаи драк снизились.
  • Даша П. - участвовала в спортивных мероприятиях, в классных часах принимала участие, поправила учёбу, реже пропускает уроки.

Анализ условий получения результатов. В межаттестационный период моя деятельность была направлена на повышение качества образования учащихся через использование современных образовательных технологий:

  • технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося),
  • информационно - коммуникативные технологии,
  • проектную технологию,
  • технологию сотрудничества.
Являюсь активным пользователем сайта://dnevnik.ru/ и веду в нём электронный дневник обучающихся моего класса. А также использую материалы других Интернет-сайтов, электронные энциклопедии, мультимедийные программы, самостоятельно разрабатываю учебные презентации, использую разноуровневые формы организации уроков, работаю по подготовке участников творческих форм по предметам, работаю по индивидуальным планам со слабоуспевающими детьми. Проведённая мною работа способствует формированию УУД, повышению мотивационного интереса учащихся к учёбе. Я сама принимаю активное участие в методической работе в школе и в районе:
  • эксперт при аттестации педагогических работников,
  • эксперт по проверке диагностических работ в начальной школе,
  • руководитель школьного методического объединения.
  • Педагогическим опытом работы я делилась на ММО по темам «Здоровьесберегающие технологии». «Контроль знаний», на ежегодных педчтениях по теме «Индивидуальный стиль учебной деятельности ученика».
  • С 2000 года работаю начальником оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей,
  • Принимала участие в областном конкурсе «Профсоюз».
Но анализ работы показал и трудности у детей при усвоении учебного материала по предметам. Проанализировав контрольные работы, технику чтения, домашние и классные письменные работы, устные ответы детей, я нашла причины этих трудностей:
  • низкий уровень развития психомоторной сферы ученика (нестабильность в написании букв и цифр, небрежный почерк, медленный темп письма, низкая скорость чтения, низкий уровень понимания прочитанного),
  • низкий уровень развития когнитивного компонента письма, чтения и вычислительных умений (замена и пропуск букв при письме и чтении, отсутствие устойчивых навыков счёта, трудности перехода от конкретного в абстрактный план, неумение решать задачи, тугодумость),
  • низкий уровень развития звукобуквенного анализа, синтеза и фонетико-фонематического восприятия,
  • недостаточность зрительного анализа,
  • недостаточность развития мыслительной деятельности,
  • низкий уровень произвольного внимания,
  • неумение обнаружить свои ошибки,
  • выполнение требований учителя не в полной мере.
Пути ликвидации этих проблем я вижу в следующем:
  • речемыслительная деятельность (развитие фонематического слуха, вычленение из предложений словосочетаний, подбор синонимов и антонимов, точное употребление слов),
  • использовать схемы, алгоритмы, памятки для успешного усвоения учебного материала детям с низким уровнем обучаемости,
  • использовать творческие задания с применением усвоенных знаний,
  • автоматизация знаний.
Вывод. Образовательные компетенции обучающегося играют большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей: стимулируют мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане, повышают уровень активности и самостоятельности обучаемых, развивают навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации, изменяют установки (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей.

Раздел III.

Программа саморазвития на 2014 - 2019 годы.


Проанализировав продуктивность педагогической деятельности, профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации за период 2009 - 14 учебные года, я составила программу саморазвития на следующий межаттестационный период. В 2013 году я набрала новый состав детей. Вместе с психологом нашей школы Ивановой А. Б. провели частичную диагностику по готовности ребёнка к обучению в школе. Выявились следующие результаты:

  • 59% (13 чел.) - показали средний уровень развития зрительно-моторной координации,
  • 32% (7 чел.) - зрительно-моторная координация развита слабо,
  • 9% (2 чел.) - находятся в пограничном состоянии, между средним и слабым уровнем сформированности зрительно-моторной координации.
На уроке дети много работают по визуальным образцам и выполняют задания с доски, из книг, прописей и т.д. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки. Успешное выполнение такого рода работы возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Такая связь не дана от рождения, а формируется постепенно. Слабая З-МК часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребёнок допускает при списывании. Ребёнку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличение её с образцами. Я поставила перед собой следующие задачи:
  • продолжить накопление учебно-методической базы по данной проблеме, продолжить работу по программе индивидуальной работы со слабыми детьми,
  • обосновано применять сочетание методов обучения и воспитания, способствующих формированию ключевых образовательных компетенций,
  • обеспечить вовлечение каждого ученика в процесс активного учения через реализацию своих индивидуальных возможностей и способностей,
  • способствовать развитию интереса у учащихся к изучаемым предметам, с учётом прочности знаний и сформированности навыков, способствовать поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей,
Поставленные задачи я планирую реализовать через:
  • Повышение уровня профессионализма: посещение курсов при ИРРО, посещение открытых уроков у коллег, участие в педсоветах, методобъединениях;
  • Составление карты индивидуальной работы с детьми с учётом развития их познавательных способностей;
  • Создание условий для логического и практического решения учебных задач с учётом развития познавательных способностей каждого ученика;
  • Совершенствование у детей умения учиться, т.е. видеть свою цель и перспективу своего развития;
  • Индивидуальные беседы с детьми и родителями по проблеме обучения и воспитания детей, проведение консультаций специалистов с родителями по овладению знаниями педагогики и психологии.


Раздел IV.


Самооценка работы над темой.


В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств. В связи с этим подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний. Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.















Литература:

  1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

  2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

  3. Компетентностная модель обучения в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №12.

  4. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

  5. Лукьянова М.И. статья «Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика - 2001 - 10 - с.56.

  6. Адольф В. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя. // Педагогика. - 1998 - №1.

  7. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

  8. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Р.Г.Чуракова и другие.


© 2010-2022