- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО 2 класс 21 век ФГОС
Рабочая программа по ИЗО 2 класс 21 век ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мерзликина Л.М. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №____
от «__» ________ 20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ «Саракташская СОШ №2»
_________Сухова Л. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «ИЗО»
2 класс
Разработана
учителем начальных классов
Мерзликиной Л.М.
п. Саракташ
2015 г.
2. Пояснительная записка 2.1 Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010.
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказом Минобрнауки России от 08.07.2015 № 576 «О внесении изменений федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
2.2 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П.Юсуповым в Учреждении РАО «Институт художественного образования». Данная программа учитывает опыт современных направлений педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен и тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которое обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.
2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения Во втором классе идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом, к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинения своего мира с использованием сказочных сюжетов. Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве Земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи. Одна из основных задач второго класса - расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов. Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами; способствует быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивает интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.
2.5 Задачи обучения предмету Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. 2.6 Общая характеристика учебного предмета В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с другими образовательными дисциплинами. Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П.Юсупову). Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира. Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать сое мнение, творчески и неординарно мыслить. Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детейк художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками. Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством. Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно-исторические. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавая свой художественный образ. Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Ведь ребенок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) - основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) - требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства - существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании. Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребенка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся. Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах. 2.7 Общая характеристика учебного процесса Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические. Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
- Активные и интерактивные методы обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Технология проектов;
- Технология уровневой дифференциации;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Игровые технологии;
- Исследовательская технология обучения;
- Здоровьесберегающие технологии и др.
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умения формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения (умение доводить дело до конца);
- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
- умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданными смысловым (логическим) содержанием;
- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне4
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства )изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение подбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
3. Содержание учебного предмета
Содержание программы (34 часа)
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
- 1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. 1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
- 1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
- 1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры . 1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
- 1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы. 1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
- 1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
- 1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
- 1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
- 1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
- 1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
- 1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
- 1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
- 1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
- 1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
- 1.17. Форма предмета и ero назначение в декоративно-прикладном искусств
-
№ п/п
Наименование разделов или глав
Количество часов
1
2
3
1
Что значит быть художником?
1
2
Предметный мир
4
3
Многообразие открытого пространства
5
4
Волшебство искусства
2
5
О чем и как рассказывает искусство?
17
6
Природа - великий художник
5
-
Итого:
34
-
Таблица 2
4. Учебно-тематическое планирование
№ п\п
Дата
Тема урока
Тип урока
Содержание курса (содержательная линия ФГОС и программы)
Результаты
Д/З
Предметные
Личностные
Метапредметные
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.
3.09
Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»
Урок вхождения в новую тему.
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Русунок «Волшебное окно»
2.
10.09
Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Ковер-самолет»
Урок - исследование
Создание условий для понимания особенностей процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый после наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освящения, выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.
Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
Задание с. 9
3.
17.09
Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Живые листья»
Урок - исследование
Создание условий для понимания зависимости выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Задание с.12
4.
Рисуем натюрморт
Урок изучения нового материала.
Освоение изобразительной плоскости. Формирование представления о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Формирование первых представлений о пространстве как о среде (всё существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука)с тем окружением в котором он находится.
Натюрморт «Цветы в вазе»»
5.
Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «интерьер жилища сказочного героя»
Урок повторения и обобщения знаний.
Создание условий для понимания особенностей замкнутого пространства: цвет в пространстве в комнате и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуру восприятия произведений профессионального и народного искусства.
«Музыка в твоей картине»
6.
Открытое пространство и архитектура «Я путешествую»
Урок изучения нового материала.
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
«Нарисуй себя в открытом пространстве»
7.
«Моя улица утром и вечером»
Комбинированный урок.
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.
«Нарисуй как выглядит твоя улица»
8.
«Дом и окружающий его мир природы»
Урок - игра.
Создание условий для понимания особенностей архитектуры в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый второй планы.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуры других народов.
Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Задание с.33
9.
«Куда ты, тропинка, меня привела»
Урок - путешествие
Создание условий для осознания красоты и необычного в природе. Своеобразие и красота сельского пейзажа.
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Задание с. 37
10
«Сказочное пространство»
Комбинированный урок.
Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.
Понимание связи народного
искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Творческое задание
11
«Город на сказочной плате»
Урок - фантазия.
Освоение пространства предметной среды в архитектуре(замкнутое пространство).
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Творческое задание
12
«Комната сказочного героя»
Урок повторения и обобщения знаний.
Осознание равновесия в композиции. Объемно-пространственная композиция.
Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Творческое задание
13
Проект «Детская площадка»
Урок - проект.
Знакомство с понятием «архитектурный проект». Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Задание с.41
14
Волшебство искусства. «Мой первый кукольный театр»
Урок вхождения в новую тему.
Понимание связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.
Задание с. 45
15
«Фантастический замок»
Урок изучения нового материала.
Создание условий для осознания выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
Творческое задание
16
«Фантазии снежинок»
Урок закрепления знаний
Создание условий для осознания симметрии в декоративно-прикладном искусстве.
Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Танец снежинок
17
«Подражание мастеру. Лепим игрушки»
Урок повторения и обобщения знаний.
Создание условий для осознания формы предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки в разных регионов России.
Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики.
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
С. 58
Развитие фантазии и воображения
18
О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства. «Заколдованный лес»
Урок вхождения в новую тему.
Создание условий для создания композиций по описанию литературных произведений. Сочинение-условие развития фантазии и воображения.
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
С.61
19
О чем говорят на картине цвета?
«Настроение»
«Зимние игры»
«Из теплой комнаты смотрю на падающий снег»
Урок - исследование
Создание условий для выполнения композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.
Развитие визуально-образного мышления, способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и природе.
С.63
20
Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов».
Комбинированный урок.
Формирование представлений о пространственном изображении.
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Развитие о сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
С.66
21
«Моя мама»
Комбинированный урок.
Формирование навыка рисования с натуры.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
С.75
22
«Карнавальные маски»
Комбинированный урок.
Понимание, что такое бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение.
С.83
23
Графическая иллюстрация к любимой сказке. «Огниво»
Комбинированный урок.
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция
Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение способов решения проблем поискового характера.
Творческое задание
24
«Черно-белая планета»(контраст)
Комбинированный урок.
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости
С.90
25
«Тучки небесные» (пятно и тон как средства выразительности)
Комбинированный урок.
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых, словесных описаний в зрительные образы.
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
С.91
26
Штрих как средство выразительности в графике. «вальс»
Комбинированный урок.
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведений и произведениях народного искусства.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
С.94
27
«Ветер на равнине»
Урок повторения и обобщения знаний.
Осмысление впечатлений ребенка от услышанного в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.
Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Творческое задание
28
Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «на переменке»
Урок - проект.
Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Творческое задание
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
29
Виртуальная экскурсия «Музеи мира»
Урок - путешествие
Понимание некоторых связей между искусством и человеком. Развитие представлений о памятниках культуры. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.
Творческое задание
30
Бумажная пластика «Дерево»
Комбинированный урок.
Формирование представлений о работе над композицией. Отображение мира природы в искусстве.
Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
С101
31
«Мое любимое животное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию.
Комбинированный урок.
Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы.
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.
Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
С.111
32
Коллективная работа «Весенние ручьи»
Урок - проект.
Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы. Выбор текста для иллюстрирования.
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Творческое задание
33
Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы)
Урок - проект.
Осознание связи и родства изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости
Творческое задание
34
Выставка лучших работ.
Урок-выставка
Создание условий для презентации лучших работ, выполненных в течение учебного года
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости
Творческое задание
7. Приложения к рабочей программе
7.1 Формы и средства контроля
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
-
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
-
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-
не справляется с поставленной целью урока.
7.2 Использование ИКТ в образовательном процессе № п/п Тема урока Количество часов 1 Рисуем натюрморт 1 2 Иллюстрации к сказке 1 3 Рисуем холодную зиму 1 4 Рисуем портрет 1 5 Пейзаж 1 6 Природные формы в архитектуре. Идем в музей 1
7.3. Использование метода проектов в образовательном процессе № п/п Тема проекта Количество часов 1 «Создаем свой интерьер» 1 2 «Детская площадка» 1