Рабочая программа по ИЗО 2 класс 21 век ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №____

от «__» ________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ «Саракташская СОШ №2»

_________Сухова Л. А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «ИЗО»


2 класс


Разработана

учителем начальных классов

Мерзликиной Л.М.






п. Саракташ

2015 г.

2. Пояснительная записка 2.1 Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010.
  4. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  5. Приказом Минобрнауки России от 08.07.2015 № 576 «О внесении изменений федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебно-методического комплекта (УМК) «Начальная школа ХХI века»: Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2013. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф. 2013. 6) Образовательной программы начального общего образования МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»; 7) Учебного плана МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2015 - 2016 учебный год.
2.2 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П.Юсуповым в Учреждении РАО «Институт художественного образования». Данная программа учитывает опыт современных направлений педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен и тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которое обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.
2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти­визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб­ность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо­циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на­родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения Во втором классе идет расширение познавательного горизонта учащегося: от пред­метов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом, к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, со­чинения своего мира с использованием сказочных сюжетов. Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в про­странстве Земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превраще­ний, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи. Одна из основных задач второго класса - расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов. Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изо­бразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архи­текторами, дизайнерами; способствует быстрому нахождению визуального ряда по изучае­мой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивает интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.
2.5 Задачи обучения предмету Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности про­явления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпоч­тений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при­роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно­-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком гра­фической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные инте­ресы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. 2.6 Общая характеристика учебного предмета В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с другими образовательными дисциплинами. Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П.Юсупову). Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира. Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать сое мнение, творчески и неординарно мыслить. Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детейк художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками. Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством. Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно-исторические. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавая свой художественный образ. Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Ведь ребенок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) - основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) - требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства - существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании. Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребенка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся. Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах. 2.7 Общая характеристика учебного процесса Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические. Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме. Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
  • Активные и интерактивные методы обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология проектов;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Исследовательская технология обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии и др.
2.8 Обоснование выбора УМК на основе которого ведётся преподавание предмета Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и мето­дологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.Л. Юсовым. 2.9 Описание места учебного предмета в учебном плане Образовательная область «Искусство » Название предмета «ИЗО» ИЗО во 2 классе изучается в качестве самостоятельного учебного предмета; за счет основной части базисного учебного плана. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения на ступени начального общего образования. В том числе во 2 классе - 34учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. 2.10 Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:
  • целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умения формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения (умение доводить дело до конца);
  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
  • умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданными смысловым (логическим) содержанием;
  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне4
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства )изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
  • умение подбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

3. Содержание учебного предмета


Содержание программы (34 часа)

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художест­венную форму (17 часов)
  2. 1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. 1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерь­ере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произве­дении через цвет и форму.
  3. 1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
  4. 1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изобра­жаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, ма­териал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры . 1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
  5. 1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы. 1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
  6. 1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и вто­рой планы.
  7. 1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы сущест­вуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
  8. 1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
  9. 1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое про­странство).
  10. 1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
  11. 1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
  12. 1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Автор­ская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
  13. 1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная ком­позиция.
  14. 1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
  15. 1.17. Форма предмета и ero назначение в декоративно-прикладном искусств
2. Развитие фантазии и воображения (11 часов) Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и раз­личное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи). 2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию ли­тературных произведений. Сочинение - условие развития фантазии и воображения. 2.2. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии. 2.3. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Соз­дание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте. 2.4. Тематические композиции - передача праздничного настроения с помощью эле­ментов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном про­странстве класса. 2.5. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции. 2.6. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. 2.7. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-­сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы. 2.8. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскост­ная или глубинно-пространственная композиция. 2.9. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведени­ях и произведениях народного искусства. 2.10. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художе­ственном слове и народной речи. 2.11. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движе­нием. 3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов) 3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиев­ский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные му­зеи как места для хранения произведений искусства. 3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Вы­сказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины. 3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отобра­жение мира природы в искусстве. 3.4. Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования. 3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. 3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, те­атром, литературой, танцем.


№ п/п

Наименование разделов или глав

Количество часов

1

2

3

1

Что значит быть художником?

1

2

Предметный мир

4

3

Многообразие открытого пространства

5

4

Волшебство искусства

2

5

О чем и как рассказывает искусство?

17

6

Природа - великий художник

5


  1. Итого:

34


























Таблица 2


4. Учебно-тематическое планирование


№ п\п

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание курса (содержательная линия ФГОС и программы)

Результаты

Д/З

Предметные

Личностные

Метапредметные

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

1.

3.09

Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»

Урок вхождения в новую тему.

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Русунок «Волшебное окно»

2.

10.09

Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов.

«Ковер-самолет»

Урок - исследование

Создание условий для понимания особенностей процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый после наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освящения, выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.

Развитие интереса к искусству разных стран и народов.

Задание с. 9

3.

17.09

Снимаем отпечаток фактуры с предметов.

«Живые листья»

Урок - исследование

Создание условий для понимания зависимости выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

Задание с.12

4.

Рисуем натюрморт

Урок изучения нового материала.

Освоение изобразительной плоскости. Формирование представления о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование первых представлений о пространстве как о среде (всё существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука)с тем окружением в котором он находится.

Натюрморт «Цветы в вазе»»

5.

Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «интерьер жилища сказочного героя»

Урок повторения и обобщения знаний.

Создание условий для понимания особенностей замкнутого пространства: цвет в пространстве в комнате и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуру восприятия произведений профессионального и народного искусства.

«Музыка в твоей картине»

6.

Открытое пространство и архитектура «Я путешествую»

Урок изучения нового материала.

Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

«Нарисуй себя в открытом пространстве»

7.

«Моя улица утром и вечером»

Комбинированный урок.

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.

«Нарисуй как выглядит твоя улица»

8.

«Дом и окружающий его мир природы»

Урок - игра.

Создание условий для понимания особенностей архитектуры в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый второй планы.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуры других народов.

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.

Задание с.33

9.

«Куда ты, тропинка, меня привела»

Урок - путешествие

Создание условий для осознания красоты и необычного в природе. Своеобразие и красота сельского пейзажа.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

Задание с. 37

10

«Сказочное пространство»

Комбинированный урок.

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.

Понимание связи народного

искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.

Творческое задание

11

«Город на сказочной плате»

Урок - фантазия.

Освоение пространства предметной среды в архитектуре(замкнутое пространство).

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

Творческое задание

12

«Комната сказочного героя»

Урок повторения и обобщения знаний.

Осознание равновесия в композиции. Объемно-пространственная композиция.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

Творческое задание

13

Проект «Детская площадка»

Урок - проект.

Знакомство с понятием «архитектурный проект». Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Задание с.41

14

Волшебство искусства. «Мой первый кукольный театр»

Урок вхождения в новую тему.

Понимание связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.

Задание с. 45

15

«Фантастический замок»

Урок изучения нового материала.

Создание условий для осознания выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие интереса к искусству разных стран и народов.

Творческое задание

16

«Фантазии снежинок»

Урок закрепления знаний

Создание условий для осознания симметрии в декоративно-прикладном искусстве.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Танец снежинок

17

«Подражание мастеру. Лепим игрушки»

Урок повторения и обобщения знаний.

Создание условий для осознания формы предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки в разных регионов России.

Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

С. 58

Развитие фантазии и воображения

18

О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства. «Заколдованный лес»

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для создания композиций по описанию литературных произведений. Сочинение-условие развития фантазии и воображения.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

С.61

19

О чем говорят на картине цвета?

«Настроение»

«Зимние игры»

«Из теплой комнаты смотрю на падающий снег»

Урок - исследование

Создание условий для выполнения композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.

Развитие визуально-образного мышления, способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и природе.

С.63

20

Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов».

Комбинированный урок.

Формирование представлений о пространственном изображении.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие о сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

С.66

21

«Моя мама»

Комбинированный урок.

Формирование навыка рисования с натуры.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

С.75

22

«Карнавальные маски»

Комбинированный урок.

Понимание, что такое бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение.

С.83

23

Графическая иллюстрация к любимой сказке. «Огниво»

Комбинированный урок.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение способов решения проблем поискового характера.

Творческое задание

24

«Черно-белая планета»(контраст)

Комбинированный урок.

Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

С.90

25

«Тучки небесные» (пятно и тон как средства выразительности)

Комбинированный урок.

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых, словесных описаний в зрительные образы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

С.91

26

Штрих как средство выразительности в графике. «вальс»

Комбинированный урок.

Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведений и произведениях народного искусства.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

С.94

27

«Ветер на равнине»

Урок повторения и обобщения знаний.

Осмысление впечатлений ребенка от услышанного в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Творческое задание

28

Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «на переменке»

Урок - проект.

Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Творческое задание

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

29

Виртуальная экскурсия «Музеи мира»

Урок - путешествие

Понимание некоторых связей между искусством и человеком. Развитие представлений о памятниках культуры. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.

Творческое задание

30

Бумажная пластика «Дерево»

Комбинированный урок.

Формирование представлений о работе над композицией. Отображение мира природы в искусстве.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

С101

31

«Мое любимое животное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию.

Комбинированный урок.

Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведения искусства.

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.

С.111

32

Коллективная работа «Весенние ручьи»

Урок - проект.

Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы. Выбор текста для иллюстрирования.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Творческое задание

33

Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы)

Урок - проект.

Осознание связи и родства изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.

Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Творческое задание

34

Выставка лучших работ.

Урок-выставка

Создание условий для презентации лучших работ, выполненных в течение учебного года

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости

Творческое задание






7. Приложения к рабочей программе

7.1 Формы и средства контроля

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

7.2 Использование ИКТ в образовательном процессе № п/п Тема урока Количество часов 1 Рисуем натюрморт 1 2 Иллюстрации к сказке 1 3 Рисуем холодную зиму 1 4 Рисуем портрет 1 5 Пейзаж 1 6 Природные формы в архитектуре. Идем в музей 1

7.3. Использование метода проектов в образовательном процессе № п/п Тема проекта Количество часов 1 «Создаем свой интерьер» 1 2 «Детская площадка» 1








© 2010-2022