- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пименова Н.В. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока по русскому языку
«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»
Подготовила учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
Пименова Наталья Владимировна
2014год
Предмет: русский язык
Класс: 2.
Тема урока: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Учебник: русский язык Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Баласс. 2012г .
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Цели: развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков.
Задачи:
Образовательные:
- Уметь различать произношение и написание слов с буквой ь. Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я,ь.
-Продолжить работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного написания и соединения букв.
-Формировать умения составлять из слов (группы слов) предложения.
Воспитательные:
-Воспитание аккуратности и интереса к русскому языку.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, мыслительные операции у учащихся.
-Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И всё правильно писать.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
(Структура «ТИМ-ЧИР»)
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
(Структура МИКС ПЕ ШЕ)
-Какие правила о правописании гласных а,и,у после шипящих вы знаете?
Блицопрос.
- Закончите предложения:
а) Звуки речи делятся на …
б) Гласные звуки бывают …
в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и….
г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и …
д) Непарные мягкие звуки - это …
е) Не обозначают звуков буквы …
Минутка чистописания
Дд дя ду до де да
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
- Прочитать самостоятельно, 1 человек, хором
- Выделить опасные места.
Письмо по памяти. Проверка.
- Какой звук чаще всего повторяется?
- Что можно о нем сказать, судя по слогам?
- Выделить твердый (д) синим карандашом, мягкий (д) - зеленым и почему, доказать.
- Назвать мягкие слоги, твердые слоги.
Настраивается на активную работу на уроке.
-О правописании гласных а,и,у после шипящих.
Ответы детей
-гласные и согласные
-ударные и безударные
-твёрдые и мягкие, глухие и звонкие
-парные и непарные
-[ч], [щ], [й]
-ь и ъ
-Звук д
-Согласный "д", твердый и мягкий
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185.
- Прочитайте название раздела.
- Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям?
- Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости?
- Приведите примеры мягких звуков.
- Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме.
(запись на доске ь)
- Есть ли другие способы?
- Назовите эти буквы.
- Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели поставите?
- Составим план урока.
- Что мы сейчас делали?
-Правописание букв ъ и ь
- ответы детей
(С помощью мягкого знака.)
(Специальные буквы гласных.)
(е, ё, ю, я, и.)
(Два.)
«Способы обозначения мягкости согласных».
-Ответы детей
(Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи
Физминутка (Применяя структуру «ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР»)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Гимнастика для глаз
6. Рефлексия
1. Работа в учебнике.
Повторение изученного в 1-м кл. («Букварь»).
Упр. 185 - закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости.
Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника.
а) - Прочитайте слово.
б) - Назовите в нём мягкие согласные.
в) - Запишите слово.
г) - Обозначьте буквы мягких согласных зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»).
д) - Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков - эти звуки всегда мягкие.
е) - Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. Подчеркните эти буквы.
Сделайте вывод:
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на слайде).
На слайде слова:
Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.
- Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.
Проверка работы. На слайде появляются две группы:
Люстра, песня, вишня, крепость.
Пальто, морковь, крепость.
- Какое слово выписали дважды? Почему?
- Отметьте точками мягкие звуки, подчеркните буквы, обозначающие мягкость этих звуков.
3. Упр. 186 - развивается умение самостоятельно подбирать слова (3-4 слова), в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков.
Организует выполнение гимнастики для глаз
-Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Как называется тема нашего урока?
Какие цели поставили на уроке? Достигли мы эти цели?
Какой вывод сделали?
- Удалось ли вам выполнить задания?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
-Выводят алгоритм нахождения мягкости согласных букв в слове
(Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.)
вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.
Выполняют движения под музыку
- ответы детей
Просмотр и выполнение гимнастики
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Снятие усталости с глаз
7. Итог урока.
- В каких ещё словах мягкость согласного не зависит от буквы гласного?
- Какими способами обозначена мягкость согласных в слове щавель?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Молодцы! Вы сегодня потрудились на славу. Оценивание учащихся
(Чудеса, щавель - звуки [ч'] и [щ'] всегда мягкие.)
(Буквой гласного е и буквой ь.)
9. Домашнее задание.
Упр. 186
Творческая работа: подобрать и написать по 5 слов в два столбика, в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков и мягким знаком.