Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект урока по русскому языку

«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Подготовила учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Пименова Наталья Владимировна


2014год

Предмет: русский язык

Класс: 2.

Тема урока: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Учебник: русский язык Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Баласс. 2012г .

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Цели: развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

- Уметь различать произношение и написание слов с буквой ь. Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я,ь.

-Продолжить работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного написания и соединения букв.

-Формировать умения составлять из слов (группы слов) предложения.

Воспитательные:

-Воспитание аккуратности и интереса к русскому языку.

Развивающие:

- Развивать самостоятельность, мыслительные операции у учащихся.

-Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.



Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

И всё правильно писать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(Структура «ТИМ-ЧИР»)

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

(Структура МИКС ПЕ ШЕ)

-Какие правила о правописании гласных а,и,у после шипящих вы знаете?

Блицопрос.

- Закончите предложения:

а) Звуки речи делятся на …

б) Гласные звуки бывают …

в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и….

г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и …

д) Непарные мягкие звуки - это …

е) Не обозначают звуков буквы …

Минутка чистописания

Дд дя ду до де да

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

- Прочитать самостоятельно, 1 человек, хором
- Выделить опасные места.
Письмо по памяти. Проверка.
- Какой звук чаще всего повторяется?
- Что можно о нем сказать, судя по слогам?
- Выделить твердый (д) синим карандашом, мягкий (д) - зеленым и почему, доказать.
- Назвать мягкие слоги, твердые слоги.

Настраивается на активную работу на уроке.


-О правописании гласных а,и,у после шипящих.

Ответы детей

-гласные и согласные

-ударные и безударные

-твёрдые и мягкие, глухие и звонкие

-парные и непарные

-[ч], [щ], [й]

-ь и ъ


-Звук д

-Согласный "д", твердый и мягкий

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185.

- Прочитайте название раздела.

- Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям?

- Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости?

- Приведите примеры мягких звуков.

- Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме.

(запись на доске ь)

- Есть ли другие способы?

- Назовите эти буквы.

- Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставите?

- Составим план урока.

- Что мы сейчас делали?

-Правописание букв ъ и ь

- ответы детей

(С помощью мягкого знака.)

(Специальные буквы гласных.)

(е, ё, ю, я, и.)

(Два.)

«Способы обозначения мягкости согласных».

-Ответы детей

(Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи



Физминутка (Применяя структуру «ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР»)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



Гимнастика для глаз

6. Рефлексия

1. Работа в учебнике.

Повторение изученного в 1-м кл. («Букварь»).

Упр. 185 - закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости.

Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника.

а) - Прочитайте слово.

б) - Назовите в нём мягкие согласные.

в) - Запишите слово.

г) - Обозначьте буквы мягких согласных зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»).

д) - Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков - эти звуки всегда мягкие.

е) - Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. Подчеркните эти буквы.

Сделайте вывод:


2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на слайде).

На слайде слова:

Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.

- Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

Проверка работы. На слайде появляются две группы:

Люстра, песня, вишня, крепость.

Пальто, морковь, крепость.

- Какое слово выписали дважды? Почему?

- Отметьте точками мягкие звуки, подчеркните буквы, обозначающие мягкость этих звуков.

3. Упр. 186 - развивается умение самостоятельно подбирать слова (3-4 слова), в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков.

Организует выполнение гимнастики для глаз

-Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Как называется тема нашего урока?

Какие цели поставили на уроке? Достигли мы эти цели?

Какой вывод сделали?

- Удалось ли вам выполнить задания?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

-Выводят алгоритм нахождения мягкости согласных букв в слове


(Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.)

вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.

Выполняют движения под музыку



- ответы детей

Просмотр и выполнение гимнастики

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Снятие усталости с глаз

7. Итог урока.

- В каких ещё словах мягкость согласного не зависит от буквы гласного?

- Какими способами обозначена мягкость согласных в слове щавель?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Молодцы! Вы сегодня потрудились на славу. Оценивание учащихся

(Чудеса, щавель - звуки [ч'] и [щ'] всегда мягкие.)

(Буквой гласного е и буквой ь.)

9. Домашнее задание.

Упр. 186

Творческая работа: подобрать и написать по 5 слов в два столбика, в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков и мягким знаком.



© 2010-2022