Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.


Предмет Окружающий мир

Класс 3а

Учитель Зульфитдинова Алия Тагировна

Школа 128 (МАОУ СОШ )

Тема урока:

Семейный бюджет

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Задачи :

1. Формировать представление о структуре семейного бюджета.

2. Повторить изученные экономические понятия.

3. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление. Планируемый результат:

Предметные

Личностные (личностные УУД) Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Сформировать первоначаль-ное представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами».

Формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; выработать навык работы в группе.

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; формулировать тему урока, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать проблему и предлагать пути её решения; слушать и понимать речь других;

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Методы и приёмы: словесный,наглядный Учебно-методическая литература: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос. акад. образования; издательство « Просвещение» - М: Просвещение 2013г. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.- М: Просвещение 2012г. Технологическая карта

ЦОР: компьютер;

компьютерная презентация ;

карточки с заданиями для работы в парах.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика Планируемые результаты (формируемые УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности

II Актуализа-ция знаний.

III Самоопре-деление к деятельности

IVОткрытие новых знаний




Практическая работа



Работа по учебнику

VЗакрепление изученного материала

VI Итог урока

VII Домашнее задание

VIIIРефлексия

- Раньше была такая примета. Брали медный пятачок и на удачу (перед ответственным моментом) клали его в туфельку. Я тоже сегодня принесла пятачок, согрела его в своих ладонях и передаю по кругу. Почувствуйте мое тепло и добавьте своего. Передавая монетку, скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу перед уроком. Уберем пятачок на удачу в туфельку. (Туфелька стоит на возвышении на столе учителя.)

Какой большой раздел мы изучаем?

Сейчас мы вспомним основные понятия по этому разделу. Я предлагаю совершить вам путешествие по сказкам. Мы попробуем в них «отыскать экономику». Будьте внимательны. (чтение сказок, приложение 4)

-Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. (7Я-слайд 10) -Образуйте прилагательное от слова семья. Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, зачем нужен семейный бюджет? Прочитайте пословицы и подумайте, какова сегодня на уроке стоит перед нами учебная задача? Чему научимся? Был бы ум, будет и рубль. Не будет ума, не будет и рубля. Копейка рубль бережёт.(слайд 13)

-Из чего складывается государственный бюджет? А семейный? Сейчас разделимся на группы и познакомимся с правилами игры. (слайд 14)Каждая группа-это отдельная семья, распределите роли, У нас 4 семьи: Ивановы, Кузнецовы. Васильевы, Петровы.(слайд 15) Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?(слайд 16) (Заработная плата родителей - деньги, которые платят за выполненную работу). Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Если один из членов семьи студент. (Cmunендия -деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). Пенсии - деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (слайд 16)-А которые расходуют?(слайд 17)

Физминутка

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

-Семьям я предлагаю рассчитать семейный бюджет.(Карточки 1,2) Сосчитайте и запишите доход и расход вашей семьи. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? А если бы остались, то это была бы экономия бюджета. Если не остались, то это дефицит бюджета. Что произойдёт если (слайд 18) доход=расходам, доход < расходов Доходы > Расходов

Вывод : Чтобы расходы не превышали доходы необходимо просчитывать семейный бюджет.Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (слайд 19)- Итак, что мы сейчас составили? Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. А для чего он нужен? А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Василия Петровича. Чтение в учебнике на стр.75(2,3 абзац) Вывод: все мы должны помнить, что семейная экономика - это правильное ведение семейного хозяйства. А могут ли в семье появиться незапланированные доходы. А непредвиденные расходы? (слайд20,21)Прочитайте текст в учебнике на стр.77.О каких новых видах доходов вы узнали?

Выполняем задания в рабочей тетради

Проверти друг друга.

-Что такое семейный бюджет?

-Какие виды доходов может получать семья?

-Назовите семейные расходы. Внимательно прочитать эту тему (с.75-79). Ответить на вопросы на странице 79.Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

-Мы урок начали со сказки и закончим сказкой. На партах у вас лежат колобки. Выберите того, который вам больше нравится, который соответствует вашему настроению.

-Передают монету друг другу

Экономика (слайд1)

-Может.

-Семья

-Семейный

-Семейный бюджет (на доске)Вести домашнее хозяйство. Узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

-Из доходов и расходов, Так же

-Делятся на группы по желанию.

-мама, папа, бабушки, дедушки, старший брат или сестра. Один или два раза в месяц

-Доход

расход



-считают

-нет

не сможем отложить сбережении

дефицит бюджета

Накопления

Транспорт, квартплата, одежда, продуктыПлан доходов и расходов, т. е. семейный бюджет

читают

если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок Прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу

выполняют задание в рабочей тетради с.41-42 №1,2(взаимопроверка)

План доходов и расходов семьи

Зарплата, пенсия, стипендии

Выбирают колобка и показывают

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной

задачи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Регулитивные:

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из текста, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё

мнение.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания.



Приложение 1 Карточка 1. Карточка 2

Доходы.

Зарплата папы - 10 денежек

Зарплата мамы - 6 денежек

Пенсия дедушки - 3денежки

Пенсия бабушки - 3денежки

Стипендия старшего сына (дочери) -1денежка

Доход вашей семьи:

Расходы

Оплата жилья-3денежки

Транспорт-1денежка

Обучение-1денежка

Продукты-6денежек

Предметы личной гигиены-1денежка

Одежда-3денежки

Книги,игрушки-1денежка

Посещение музеев,театров-1денежка

Отдых-30 денежек

Расход вашей семьи:

Приложение 2

Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)















Приложение 3

Ивановы

Петровы

Васильевы

Смирновы

Приложение 4

Итак, жили-были дед и баба. Как-то дед и говорит бабе:

- Испеки-ка, бабка, колобок.

- Из чего испечь-то? Муки ведь нет.

- А ты по сусекам поскреби, по амбарам помети...

Так и сделала бабка. Испекла румяный Колобок.

-Что использовала бабка для приготовления колобка. (Муку, сметану, яйца, масло...)

Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (Сырьё) слайд 2

- Сидел Колобок на окошке, надоело, спрыгнул на дорожку и покатился. Вот катится- катится, а навстречу ему Муха-Цокотуха.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила ...(Самовар)

Чем является самовар? (Товар) слайд3

Почему? (Кто-то изготовил его для продажи. А всё, что продается это товар).

- Если муха его купила, значит заплатила за него деньги. Сколько? (Одну денежку)

- Как назвать эту денежку? (Цена) слайд4

- Можно ли Колобка назвать товаром? (Нет, его не собирались продавать).

Пригласила Муха Колобка на чай, да Колобок отказался. Сказал, что хочет мир посмотреть

Покатился Колобок дальше. А навстречу ему мужичок из сказки «Мена». Слайд 5

- Здравствуй, мужичок! Откуда идешь?

- От купца, из города.

- А что тебе купец дал?

- Золото с конскую голову.

- Где же оно?

- Променял на коня.

- А где конь,

- Променял на телёнка.

- А телёнок где?

- Променял на барана.

- А баран где?

- Променял на поросёнка.

- А поросёнок где?

- Променял на иглу, а иглу потерял.

- Как называется обмен товарами в экономике? (Бартер)

Расстался Колобок с Мужичком и покатился дальше.

Катится-катится Колобок, а на встречу ему Рукодельница. И рассказала она, что была у Мороза Ивановича, ходила к нему за ведёрочком, которое уронила в омут. Помогла дедушке: подмела избу, прибрала, печь затопила, коз подоила. А Мороз Иванович ей за это ведро вернул да не пустое, а полное золотых монет.

- Как называется плата за работу? ( Заработная плата) слайд 6

Катится-катится Колобок, а навстречу ему кум Тыква и мастера Виноградинка. И рассказала Тыква, что в деревне, где он живёт не только земля, но и воздух является собственностью графинь Вишен. Поэтому все кто дышит должны платить деньги за пользование собственностью графинь. -Как называется плата за пользование собственностью? (Аренда)А мастер Виноградинка посетовал на то, что в деревне очень много запретов и за их нарушение приходиться платить деньги. Как называется плата за нарушение? (Штраф) слайд 7

Посочувствовал им Колобок. Катится-катится Колобок, а навстречу ему Баба Яга и с ней избушка на курьих ножках.

- Эх, - говорит Баба Яга, - иду к царю, деньги несу ему за собственный дом.

- О каких деньгах идет речь? (Налог) слайд 8

- Докатился Колобок до кощеева царства. Видит, сидит Кощей и деньги считает. Как увидел Колобка, вскочил на ноги и говорит: - Иди отсюда подобру-поздорову, это деньги я отложил на будущее.

- Как называются деньги, отложенные на будущее? (Сбережения) слайд 8

- Покатился Колобок дальше. Видит печь стоит, а рядом Лесовичок. Хвастается Лесовичок:

- Вот, сделал своими руками печь, которая, сама пирожки печет, а я продаю пирожки всем путешественникам. Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (Капитал) слайд 9










Приложение 5

Семейный бюджет

Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)

© 2010-2022