- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)
Технологическая карта урока. Окружающий мир 3 класс, Семейный бюджет (Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зульфитдинова А.Т. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока.
Предмет Окружающий мир
Класс 3а
Учитель Зульфитдинова Алия Тагировна
Школа 128 (МАОУ СОШ )
Тема урока:
Семейный бюджет
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи :
1. Формировать представление о структуре семейного бюджета.
2. Повторить изученные экономические понятия.
3. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление. Планируемый результат:
Предметные
Личностные (личностные УУД) Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)
Сформировать первоначаль-ное представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами».
Формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; выработать навык работы в группе.
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; формулировать тему урока, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать проблему и предлагать пути её решения; слушать и понимать речь других;
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Методы и приёмы: словесный,наглядный Учебно-методическая литература: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос. акад. образования; издательство « Просвещение» - М: Просвещение 2013г. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.- М: Просвещение 2012г. Технологическая карта
ЦОР: компьютер;
компьютерная презентация ;
карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика Планируемые результаты (формируемые УУД)
I.Мотивация к учебной деятельности
II Актуализа-ция знаний.
III Самоопре-деление к деятельности
IVОткрытие новых знаний
Практическая работа
Работа по учебнику
VЗакрепление изученного материала
VI Итог урока
VII Домашнее задание
VIIIРефлексия
- Раньше была такая примета. Брали медный пятачок и на удачу (перед ответственным моментом) клали его в туфельку. Я тоже сегодня принесла пятачок, согрела его в своих ладонях и передаю по кругу. Почувствуйте мое тепло и добавьте своего. Передавая монетку, скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу перед уроком. Уберем пятачок на удачу в туфельку. (Туфелька стоит на возвышении на столе учителя.)
Какой большой раздел мы изучаем?
Сейчас мы вспомним основные понятия по этому разделу. Я предлагаю совершить вам путешествие по сказкам. Мы попробуем в них «отыскать экономику». Будьте внимательны. (чтение сказок, приложение 4)
-Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. (7Я-слайд 10) -Образуйте прилагательное от слова семья. Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, зачем нужен семейный бюджет? Прочитайте пословицы и подумайте, какова сегодня на уроке стоит перед нами учебная задача? Чему научимся? Был бы ум, будет и рубль. Не будет ума, не будет и рубля. Копейка рубль бережёт.(слайд 13)
-Из чего складывается государственный бюджет? А семейный? Сейчас разделимся на группы и познакомимся с правилами игры. (слайд 14)Каждая группа-это отдельная семья, распределите роли, У нас 4 семьи: Ивановы, Кузнецовы. Васильевы, Петровы.(слайд 15) Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?(слайд 16) (Заработная плата родителей - деньги, которые платят за выполненную работу). Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Если один из членов семьи студент. (Cmunендия -деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). Пенсии - деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (слайд 16)-А которые расходуют?(слайд 17)
Физминутка
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
-Семьям я предлагаю рассчитать семейный бюджет.(Карточки 1,2) Сосчитайте и запишите доход и расход вашей семьи. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? А если бы остались, то это была бы экономия бюджета. Если не остались, то это дефицит бюджета. Что произойдёт если (слайд 18) доход=расходам, доход < расходов Доходы > Расходов
Вывод : Чтобы расходы не превышали доходы необходимо просчитывать семейный бюджет.Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (слайд 19)- Итак, что мы сейчас составили? Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье. А для чего он нужен? А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Василия Петровича. Чтение в учебнике на стр.75(2,3 абзац) Вывод: все мы должны помнить, что семейная экономика - это правильное ведение семейного хозяйства. А могут ли в семье появиться незапланированные доходы. А непредвиденные расходы? (слайд20,21)Прочитайте текст в учебнике на стр.77.О каких новых видах доходов вы узнали?
Выполняем задания в рабочей тетради
Проверти друг друга.
-Что такое семейный бюджет?
-Какие виды доходов может получать семья?
-Назовите семейные расходы. Внимательно прочитать эту тему (с.75-79). Ответить на вопросы на странице 79.Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
-Мы урок начали со сказки и закончим сказкой. На партах у вас лежат колобки. Выберите того, который вам больше нравится, который соответствует вашему настроению.
-Передают монету друг другу
Экономика (слайд1)
-Может.
-Семья
-Семейный
-Семейный бюджет (на доске)Вести домашнее хозяйство. Узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.
-Из доходов и расходов, Так же
-Делятся на группы по желанию.
-мама, папа, бабушки, дедушки, старший брат или сестра. Один или два раза в месяц
-Доход
расход
-считают
-нет
не сможем отложить сбережении
дефицит бюджета
Накопления
Транспорт, квартплата, одежда, продуктыПлан доходов и расходов, т. е. семейный бюджет
читают
если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок Прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу
выполняют задание в рабочей тетради с.41-42 №1,2(взаимопроверка)
План доходов и расходов семьи
Зарплата, пенсия, стипендии
Выбирают колобка и показывают
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной
задачи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулитивные:
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
Познавательные:
Извлекать необходимую информацию из текста, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё
мнение.
Познавательные:
анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания.
Приложение 1 Карточка 1. Карточка 2
Доходы.
Зарплата папы - 10 денежек
Зарплата мамы - 6 денежек
Пенсия дедушки - 3денежки
Пенсия бабушки - 3денежки
Стипендия старшего сына (дочери) -1денежка
Доход вашей семьи:
Расходы
Оплата жилья-3денежки
Транспорт-1денежка
Обучение-1денежка
Продукты-6денежек
Предметы личной гигиены-1денежка
Одежда-3денежки
Книги,игрушки-1денежка
Посещение музеев,театров-1денежка
Отдых-30 денежек
Расход вашей семьи:
Приложение 2
Приложение 3
Ивановы
Петровы
Васильевы
Смирновы
Приложение 4
Итак, жили-были дед и баба. Как-то дед и говорит бабе:
- Испеки-ка, бабка, колобок.
- Из чего испечь-то? Муки ведь нет.
- А ты по сусекам поскреби, по амбарам помети...
Так и сделала бабка. Испекла румяный Колобок.
-Что использовала бабка для приготовления колобка. (Муку, сметану, яйца, масло...)
Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (Сырьё) слайд 2
- Сидел Колобок на окошке, надоело, спрыгнул на дорожку и покатился. Вот катится- катится, а навстречу ему Муха-Цокотуха.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила ...(Самовар)
Чем является самовар? (Товар) слайд3
Почему? (Кто-то изготовил его для продажи. А всё, что продается это товар).
- Если муха его купила, значит заплатила за него деньги. Сколько? (Одну денежку)
- Как назвать эту денежку? (Цена) слайд4
- Можно ли Колобка назвать товаром? (Нет, его не собирались продавать).
Пригласила Муха Колобка на чай, да Колобок отказался. Сказал, что хочет мир посмотреть
Покатился Колобок дальше. А навстречу ему мужичок из сказки «Мена». Слайд 5
- Здравствуй, мужичок! Откуда идешь?
- От купца, из города.
- А что тебе купец дал?
- Золото с конскую голову.
- Где же оно?
- Променял на коня.
- А где конь,
- Променял на телёнка.
- А телёнок где?
- Променял на барана.
- А баран где?
- Променял на поросёнка.
- А поросёнок где?
- Променял на иглу, а иглу потерял.
- Как называется обмен товарами в экономике? (Бартер)
Расстался Колобок с Мужичком и покатился дальше.
Катится-катится Колобок, а на встречу ему Рукодельница. И рассказала она, что была у Мороза Ивановича, ходила к нему за ведёрочком, которое уронила в омут. Помогла дедушке: подмела избу, прибрала, печь затопила, коз подоила. А Мороз Иванович ей за это ведро вернул да не пустое, а полное золотых монет.
- Как называется плата за работу? ( Заработная плата) слайд 6
Катится-катится Колобок, а навстречу ему кум Тыква и мастера Виноградинка. И рассказала Тыква, что в деревне, где он живёт не только земля, но и воздух является собственностью графинь Вишен. Поэтому все кто дышит должны платить деньги за пользование собственностью графинь. -Как называется плата за пользование собственностью? (Аренда)А мастер Виноградинка посетовал на то, что в деревне очень много запретов и за их нарушение приходиться платить деньги. Как называется плата за нарушение? (Штраф) слайд 7
Посочувствовал им Колобок. Катится-катится Колобок, а навстречу ему Баба Яга и с ней избушка на курьих ножках.
- Эх, - говорит Баба Яга, - иду к царю, деньги несу ему за собственный дом.
- О каких деньгах идет речь? (Налог) слайд 8
- Докатился Колобок до кощеева царства. Видит, сидит Кощей и деньги считает. Как увидел Колобка, вскочил на ноги и говорит: - Иди отсюда подобру-поздорову, это деньги я отложил на будущее.
- Как называются деньги, отложенные на будущее? (Сбережения) слайд 8
- Покатился Колобок дальше. Видит печь стоит, а рядом Лесовичок. Хвастается Лесовичок:
- Вот, сделал своими руками печь, которая, сама пирожки печет, а я продаю пирожки всем путешественникам. Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (Капитал) слайд 9
Приложение 5
Семейный бюджет