Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано: Утверждаю

на заседании ШМО директор

учителей начальных классов ______________

Протокол № ___ от ______________

«____»_________2015г. «__»______2015г.

№ приказа______

Рабочая программа

по предмету Изобразительное искусство

класс 3

Учебник Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: - М.: Баласс, 2012.

Учебный год 2015-2016

ФИО учителя Бай Гузель Разифовна

Название школы МБОУ ООШ с. Орловка












Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, панируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусст­во», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Обра­зовательной системы «Школа 2100».

Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограниче­ны, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отры­вочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться, эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмыслен­но излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических за­даний. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальней­шем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способст­вует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одно­временно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитыва­ется эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели обра­зования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельно­сти. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный спо­соб осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итого­вые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части обще­человеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусст­воведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведе­ний искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобра­зительной деятельности.

7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых ком­петенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобрази­тельного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и ин­струментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, гра­фики, пластики.

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важ­ной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

Содержание программы (34 часа)

Занятия 1-4 (4 ч). Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анимали­стический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учеб­нике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использо­ванием изученных ранее терминов и понятий.

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изуче­ние зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и инди­видуальные.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазов­ского.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.

Занятия 5-7 (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цве­товому кругу. Работа цветными карандашами.

Занятия 8-10 (3 ч). Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоратив­ное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием при­родного материала.

Занятия 11-13 (3 ч). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (раз­личное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Занятия 14-16 (3 ч). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, ми­мика.

Занятия 17-18 (2 ч). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы вы­полнения различных видов хохломской росписи.

Занятие 19 (2 ч). Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.

Занятие 20 (2 ч). Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.

Занятия 21-23 (3 ч). Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24-25 (2 ч). Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое бук­вица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26-30 (4 ч). Как создаётся театральный спектакль. Получение представле­ния о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 31 (1 ч). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представлен­ных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия 32-34 (2 ч). Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу третьего класса учащиеся научатся:

- владеть языком изобразительного искусства;

- различать особенности разных видов изобразительной деятельности;

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, расти­тельный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

К концу третьего класса учащиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Антич­ности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного ис­кусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-твор­ческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением дейст­вительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобра­зительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учеб­ных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помо­щью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебни­ке (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жиз­ненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобрази­тельным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются:

1. Овладение языком изобразительного искусства:

- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пей­заж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штрихов­ка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, со­размерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюст­рации, буквица;

- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный кос­тюм и чем занимаются театральные художники;

- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных по­нятий.

2. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:

- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произ­ведений;

- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

- рисования цветными карандашами;

- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

- выполнения декоративного панно в технике аппликации;

- выполнения декоративного панно из природных материалов;

- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпе­чатка);

- работой гуашевыми красками;

- постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:

- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

- графика (иллюстрация);

- народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объ­яснение их особенностей (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся - в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно под­ходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уве­ренного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание ри­совать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоре­тические знания, полученные школьниками, должны позволять им грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём состоят особенности их собст­венных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практи­ческими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных откры­ток, календарей, панно и т.п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися про­дуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь применять их в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложен­ным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и, желательно, быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструи­ровать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осу­ществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель мо­жет проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходи­мо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки со­стоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают де­ти. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руково­дством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом мини­макса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который школьники могут усвоить. Таким образом, каждый уче­ник должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и ра­бочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ явля­ются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих дейст­вий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь по­сле полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполнен­ных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (сло­весную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недос­татков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Для реализации программного содержания используются следующие учебные по­собия:

1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

Примечание

по плану

факт


1

Жанры живописи. Натюрморт.




2

Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.




3

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и баталь­ный жанры в живописи.




4

Бытовой и анималистический жанры.




5

Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.




6

Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.




7

Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

Художники республики Башкортостан




8

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.




9

Твоя мастерская: панно из природного материала.




10

Твоя мастерская: панно из природного материала.




11

Тон, форма, светотень.




12

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.




13

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.




14

Люди и их лица. Приметы возраста.




15

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.




16

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.




17

Народные промыслы. Золотая Хохлома.




18

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

Башкирский орнамент




19

Плетёные орнаменты. Звериный стиль.




20

Плетёные орнаменты. Звериный стиль.




21

Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.




22

Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.




23

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

Иллюстрации к башкирским сказкам




24

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.




25

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.




26

Из истории искусства. Древнерусская книга.

Как украшали рукописные книги.




27

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.




28

Художник и театр.

Башкирские театры




29

Художник и театр.




30

Художник и театр.




31

Художник и театр.




32

Учимся видеть. Русский музей.

Музей г. Янаул




33

Проекты.




34

Проекты.





© 2010-2022