- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Альтернативные источники энергии
Технологическая карта урока Альтернативные источники энергии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Санеева О.А. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет, класс
Окружающий мир, 4 класс
УМК, автор программы
«Гармония», О.Т. Поглазова
Учитель
Санеева Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №35
Тема урока,
№ урока в рабочей программе
№23: " Альтернативные источники энергии"
Цель урока
формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
- сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии.
развивать воображение, наглядно-образное мышление;
продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
- готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
- ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
-выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения
Личностные качества, метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
неисчерпаемые запасы, альтернативные источники, искусственные материалы, долговечные материалы, рациональное использование
Осознавать ограниченность запасов полезных ископаемых, необходимость их рационального использования, важность бережного отношения к ресурсам своей Родины.
Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения (ЛУУД).
Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ (РУУД).
Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД).
Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств (ПУУД).
Методическое обоснование урока Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» - как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
ИОС урока
Учебно-методическое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник - с. 98 - 100;
Рабочая тетрадь - с. 39, задание 18, 19;
Предлагаются учащимся для дополнительного домашнего задания:
Дети и альтернативная энергия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: savenergy.info/page/deti-i-alternativnaja-energija
мультимедийная доска
Организационная структура урока
Название этапа
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Создание проблемной ситуации Создание для учеников проблемной ситуации - противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме.
В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. Начать урок со стихотворения: Природа дарит людям чудеса, Мы перед ней навечно стали должниками. Но долг природе мы обязаны отдать, Иначе мы не сможем выжить сами. - Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь? Учитель предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта. Предъявление первого факта: - Что вы представляете, когда слышите слова «неисчерпаемые месторождения полезных ископаемых»? Действительно, ещё совсем недавно месторождения полезных ископаемых казались людям неисчерпаемыми. Предъявление второго факта: - Однако темпы извлечения и использования их так резко возросло в XX веке, что человечество серьёзно озабочено проблемой: хватит ли полезных ископаемых на Земле грядущим поколениям? Учёные предполагают, что запасы нефти, газа, золота, серебра, меди будут исчерпаны уже к середине XXI века. В двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта.
Побуждение к осознаю противоречия: - Что вас удивило? Какое вы заметили противоречие? - Чтобы ответить на этот вопрос и помочь вам разрешить это противоречие, я хочу вам прочитать стихотворение (читает стихотворение С. Михалков "Стон Земли")
Стон Земли
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала, плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада, -
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясаю твердь землетрясеньем,
На все обиды я ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Позовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(С. Михалков.) - Почему земля дает нам ответ на все обиды? Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия. - Кто помогает нам увидеть последствия негативного воздействия человека на природу? - Совершенно верно. Уже сегодня для многих районов Земли острой проблемой стала нехватка чистой питьевой воды. Источники тепла, энергии заканчиваются, из-за нерационального использования. - Вот, например, что является источником энергии для хозяйственной деятельности человека? За счёт чего у нас дома электричество? За счёт чего ездят машины, поезда, летают самолеты? - Да, вы правы, бензин и другие виды топлива делают из нефти, а её запасы небезграничные. Что делать человеку? - Да, действительно, очень актуально становиться искать другие источники энергии Подведение учащихся к открытию темы урока: - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего с вами урока?
- Вы все правы. Тема нашего урока «Альтернативные источники энергии» (тема появляется на слайде). - Альтернатива (слово появляется на слайде) - это другой способ, другая возможность.
Участвуют в диалоге с учителем
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие - проговаривают и осознают его: неисчерпаемые и исчерпаемые.
- Почему неисчерпаемые ископаемые заканчиваются?
- Сама природа.
- бензин…
- Изобретать новые машины, искать новое топливо…
Предлагают свои варианты темы урока.
2. Формулирование проблемы
Постановка учебной задачи
Постановка учебной цели урока - Какие у вас возникают вопросы по теме нашего урока? - Что вам было бы интересно узнать? (постановка учебной задачи) Обобщив знания учащихся, ставит перед ними следующую цель учебной деятельности: - Сегодня я предлагаю вам стать не учениками, а настоящими учеными: геологами, энергетиками, химиками, физиками и экологами. - Вы знаете, что это за профессии? Итак, вам, уважаемые учёные, необходимо провести исследование и ответить на вопрос: «Что может использовать человек в качестве источников энергии, чтобы не навредить Земле?» (учебная цель). Основной вопрос записывается на слайде.
задают свои вопросы
- Описывают профессии
3. Выдвижение версии решения проблемы
Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты - Какие у вас есть версии решения проблемы? Помните о том, что ВАЖНЫ все версии, даже смешные и нелепые.
Учитель записывает версии детей на доске (от проблемы стрелками записываются ключевые слова, обозначающие варианты решения поставленной проблемы)
Дети поочередно предлагают свои варианты решения проблемы - Солнце.
- Ветер.
и т.д.
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.
Используются либо побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог - цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики)
- Что мы уже знаем по этой проблеме?
- Что нужно узнать для решения проблемы?
- Давайте составим алгоритм действий, чтобы ответить на поставленный вопрос (план составляется в виде опорного сигнала): Алгоритм действий: 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию. 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый ответ заполнив таблицу. - На слайде вы видите названия ученых. Пользуясь информацией учебника, выясните, какое решение проблемы предлагают они и запишите информацию в таблицу в тетрадь.
ученый
решение проблемы геолог
горный инженер
энергетик
химик и физик
эколог
Вспоминают как используют полезные ископаемые, добывают.
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
Повторяют за учителем алгоритм действий
.
5. Поиск решения (открытие нового знания)
Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Работать будем в парах. - Прежде чем мы начнем работу, обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать вашу работу: - слаженность работы пары (бесконфликтность и быстрота); - аккуратность заполненной таблицы; - полнота и достоверность информации.
- Приступаем к работе.
Работают в парах
6. Выражение решения.
Обобщают, делают вывод по проблеме.
- Давайте теперь ваши решения проблемы перенесем в общую таблицу. (На слайд) - Итак, таблица готова, посмотрите, какие мы молодцы! - Теперь, давайте обсудим, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске: «Что может использовать человек на Земле, чтобы не навредить ей»)
Ответы, преодолевающие учебную проблему, фиксируются на доске в виде рисунков-символов
- Чьи версии подтвердились?
.
Выслушивают ответы и переносят их в таблицу
Участвуют в диалоге
7. Применение нового знания
Создание условий для применения полученных знаний
- Используя свои новые знания, подумайте, что нужно делать, чтобы сохранить природные богатства Земли?
- Откройте тетрадь «Тесты» на с. 49 . Работая в парах, выполните задания № 7- 12.
- Всем жителям Земли необходимо научиться бережному расходованию питьевой воды, тепла, электроэнергии, металлов и других ценных материалов. Ресурсы Земли не бесконечны!
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Создание синквейна
Напоминает правила составления синквейнов (это уже не новый вид деятельности для учащихся)
Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока (запись на доске, сделанная вначале урока с вопросами учащихся). На все ли вопросы вы получили ответы? Что бы вы ещё хотели бы узнать по данной теме?
Работая в парах составляют синквейн:
Ископаемы
Исчерпаемые, неисчерпаемые
Горят, греют, светят
Человеку не прожить без них
Польза.
Выполняют задания на рефлексию:
-
сегодня я узнал…
-
было трудно…
-
теперь я могу...
-
мне захотелось…
9. Информация о домашнем задании
Домашнее задание: учебник (с. 98-100) - пересказ, ТПО с. 40 -задания для самоконтроля. По желанию учащихся (дополнительное задание, уровень «Выпускник получит возможность научиться»): Подготовить сообщение, мультимедийную презентацию на тему «Как в детских игрушках может использоваться альтернативная энергия?» (Интернет-ресурс предлагается)
Записывают информацию о домашнем задании
1 Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя.- М., 2013. 138 с.
10