Программа по внеурочной деятельности Мир загадок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Мир загадок » модифицирована на основе программы С. Гин «Мир загадок» ТРИЗ (Москва, 2008) и способствует общеинтеллектуальному развитию личности ребенка и имеет социально-педагогическую направленность. Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех сферах:экономической,социальной,научной,технической,коммуникативной,художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные.

Содержание программы «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Цель программы: ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

Задачи:

Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.

Знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.

Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.

Развивать коммуникативные способности.

Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Личностные

Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность-сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня усвоения учебного содержания.

Организация занятий: программа занятий рассчитана на 33 часа в год,1 раз в неделю для обучающихся 1 классов.

Тематически планирование.

Тема раздела

Всего часов

Теория

Практика

Аудитория

Внеаудитории

1

Путешествие в Страну загадок

1

1

2

Город самых простых загадок. Улица «Цвет».

3

2

1

3

Город самых простых загадок. Улица «Форма».

4

2

2

4

Город самых простых загадок. Улица «Размер».

3

2

1

5

Город самых простых загадок. Улица «Вещество».

4

3

1

6

Город пяти чувств.

5

4

1

7

Город загадочных частей.

4

2

2

8

Город загадочных мест.

2

1

1

9

Путешествие на машине времени

3

3

10

Подведение итогов обучения

4

1

3

Итого

33

21

12



К концу 1 класса учащиеся

будут знать:

  • цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;

  • признаки отличия твердого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора ( «многоэкранки»);

будут уметь:

  • описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;

  • понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»);

  • описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам : «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую вкус? дотрагиваюсь?»;

  • выделять основные части объекты ближайшего окружения и их назначение;

  • описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора.





Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

Путешествие в Страну загадок

1

Знакомство со страной загадок

1

Город самых простых загадок. Улица «Цвет».

2

Улица «Цвет»

1

3

Изменение цвета в природе

1

4

Цвет в рукотворном мире

1

Город самых простых загадок. Улица «Форма».

5

Улица «Форма»

1

6

Изменение формы

1

7

Замок похожестей-непохожестей

1

8

Геометрические головоломки

1

Город самых простых загадок. Улица «Размер».

9

Улица «Размер»

1

10

Относительность размера

1

11

Противоречия в размере

1

Город самых простых загадок. Улица «Вещество».

12

Улица»Вещество»

1

13

Агрегатное состояние вещества

1

14

Вещества в изобретательских ситуациях

1

15

Сочинение загадок

1

Город пяти чувств.

16

Улица «Зрение»

1

17

Улица «Слух»

1

18

Улица «Осязание»

1

19

Улица «Обоняние». Улица «Вкус».

1

20

Решение изобретательских задач «на обнаружение».

1

Город загадочных частей.

21

Знакомство с городом загадочных частей

1

22

Сочинение загадок

1

23

Игры и упражнения со словами

1

24

Придумывание необычных предметов

1

Город загадочных мест.

25

Знакомство с Городом загадочных мест

26

Сочинение загадок

1

Путешествие на машине времени

27

Путешествие в прошлое

1

28

Путешествие в будущее

1

29

Путешествие в Город загадочных мест

1

Подведение итогов обучения

30

Подготовка творческих работ (проектов)

1

31-32

Защита творческих работ (проектов)

2

33

Праздник «Прощание со Страной загадок»

1

Итого

33



Предполагаемы результат: заметно развивается и делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.

В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные действия:

- целеполагание;

- планирование;

-прогнозирование;

- контроль;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Литература:

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: прелюдия к теории развития творческого воображения. Петрозаводск, 1991.

Гафитулин М.С.Курс РТВ. Изучение темы «Фантазия как творчество»: из опыта работы со школьниками начальных классов. Жуовский.1983.

Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду. М., 2004.

Гин С. И. Мир загадок. М.,2008.

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1995. 24с.

Нестеренко А.А. Страна загадок: Методика использования загадок/Журн. ТРИЗ. Педагогика.1992. №3. С. 36-48

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ Составитель Савинов Е.С.-2изд, переработанное -М. :Просвещение, 2010

Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Рига, 1993.


© 2010-2022