Конспект урока обучения грамоте для 1 класса «Правописание слов с сочетанием чк, чн. »

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баратова Елена Аркадьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №655 УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 класс ( ОНЗ)

Тема: « Правописание слов с сочетанием ЧК, ЧН.»
Цель: формировать у учащихся представление о правописании сочетаний ЧК, ЧН.

Ход урока.


I. Организационный момент. Прозвенел для всех звонок - начинается урок. Урок обучения грамоте ( чтение с письмом). Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою - ручку я вот так держу. Сяду прямо , не согнусь, за работу я возьмусь.

II. Минутка чистописания.

Подготовка руки к письму.

Растираем в ладонях карандаш или ручку.

Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы их не будем, а только напишем те, которые выберем. Слайд 1

- Какие согласные буквы в русском языке из этих всех написанных, всегда мягкие? (ч,)

- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

- Какая буква является сонорной ? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы: ч,к,н. Пропишем их.

Проверим просадку, положение тетради.

- Какие орфограммы можно составить из этих букв?

Правильно. Правописание слов с сочетанием ЧК,ЧН. Слайд 2

А также побываем в гостях у сказки. Муз. Сопровождение

Сказки - одна из самых замечательных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни. Будь ты взрослый или ребёнок - у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи. А какая сказка без волшебства и какое волшебство без загадки? Слайд 3-4

- Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? Давайте запишем эти слова.

- Вы знаете, почему эту девочку назвали Дюймовочкой? Имя этой героини дала единица длины в английской системе мер - дюйм. Она равна 2,5 см. Вот какой миниатюрной была героиня сказки, легко помещавшаяся в скорлупе грецкого ореха.

- Что у вас получилось?

Запись вариантов ответов. РЕЧКА РЕЧЬКА


- Задание было одно? (Да.)

- А выполнили вы его как? (По-разному.)

- Почему так получилось? Что мы еще не знаем? (Как пишется сочетание ЧК.)

- Так какой возникает вопрос? (Нужно ли писать мягкий знак или нет?)

V. Поиск решения.

- Итак, внимательно посмотрите на слова.

- Как же правильно писать слова? Какие есть предположения?

Дети: Нужно писать ь ь не пишется

- Вы согласны с этим предположением? (да, нет)

- Как объяснить это предположение?

Дети: затрудняются ответить звук [ч']- всегда мягкий и

дополнительно смягчать не надо

- Какой шипящий звук вам

встретился? ([ч'])

- Что вы знаете об этом звуке?

(всегда мягкий)

- Надо ли дополнительно

обозначать его мягкость?

(нет)

- Тогда какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений?

(в сочетании ЧК мягкий знак не пишется)Слайд 5

VI. Закрепление.

Вспомним сказку, которую нам рассказывали, когда мы были совсем маленькими. Какие слова с сочетаниями ЧК,ЧН встретились в сказке? Давайте из них составим предложение. Слайд 6

Ряба, яичко , снесла курочка . Снесла курочка Ряба яичко.( Запись предложения).

Выделим сочетания ЧК, ЧН.

Слайд 7

А вот еще одна знакомая сказка. Как она называется? Кто вытянул репку? Прочитайте. Найдите слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Запишем эти слова , выделим в них ЧК, ЧН.

ФИЗМИНУТКА Слайд 8

VII. Упражнение для развития письменной речи. Слайд 9


Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

- Обратите внимание на то, как пишутся сочетания ЧК, ЧН. Нужен ли ь? Нет, так как [ч] всегда мягкая.

На доске записаны вопросы:

1. Что нашла лисичка?

2. Где она легла спать?

3. Куда лисичка спрятала скалочку?

В тетради дети записывают:

Нашла лисичка скалочку. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. Выделите сочетания ЧК, ЧН.

VIII. Работа над правильным произношением слов. Слайд 10


Учитель. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Дети читают стихотворение вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

IX. Итог урока.


- Над чем сегодня работали? (над вопросом нужно ли писать ь или нет в сочетаниях ЧК, ЧН)

- Что нового узнали? (как пишутся сочетания ЧК, ЧН и почему)-

- Какое открытие для себя сделали?

Продолжите любое из предложений. Слайд 13

- Встаньте , пожалуйста, те, кто запомнил, как пишутся сочетания ЧК,ЧН.

МОЛОДЦЫ!!! Спасибо за работу!!! Слайд 14



© 2010-2022