- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по учебнику Кузина В. С. , Кубышкиной Э. И
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по учебнику Кузина В. С. , Кубышкиной Э. И
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кульгачёва О.М. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Пояснительная записка.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
- Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г.С.Ковалёва, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
- Учебный план МБОУ РСОШ на 2015-2016 учебный год.
- Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2010г. М. : Просвещение, 2010г.
- Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа» 2010 г.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи курса: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Общая характеристика предмета. Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком, возможно проведение занятий- экскурсий. Рисование с натуры(рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать простым карандашом, цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, кистью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы- это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на светотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание на основу).Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, соленое тесто -конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
3. Место предмета в учебном плане.
Программа позволяет добиваться следующих результатов: Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч в год.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения тем: 1. Мы рисуем осень. 2.Мы рисуем сказку. 3. Мои друзья. 4. С чего начинается Родина.
4. Содержание учебного курса
№п\п
Разделы
программы
Характеристика содержательных линий, тем
1.
2.
3.
4.
Мы рисуем осень
Мы рисуем сказку
Мои друзья
С чего начинается Родина…
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете на бросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с пере дачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Примерные задания: Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски): а) бабочек; б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.); в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша); г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.). Выполнение графических и живописных упражнений. Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об ил люстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Примерные задания: а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушки на, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал). Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи. Примерные задания: а) выполнение простых узоров в полосе, прямо угольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка; в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы; г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; Аппликация. Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вы резание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трех основных цветов. Примерные задания: а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка». Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Основные темы бесед:
- прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
- родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
- городские и сельские пейзажи;
- художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
- композиция в изобразительном искусстве;
- художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
- художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
- выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
- главные художественные музеи России;
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полохов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
5. Тематическое планирование
№
п/п
РАЗДЕЛЫ
ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
1.
Мы рисуем осень
1. Моё лето.
2. И снова осень к нам пришла.
3. Осень-пора грибная.
4. Сыплются с дерева листья поблекшие.
5. Осень. Музыка дождя.
6 . Красота обычных вещей.
Цилиндр.
7. Осенние подарки природы.
8. Осенний натюрморт
9 . Мы рисуем сказочную веточку.
Рассматривать произведения художников. Выполнять изображение с натуры. Анализировать специфические свойства акварели. Наблюдать за объектами природы и уметь передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. Знакомятся с понятиями "эскиз", "этюд", "набросок". Создавать сюжетный рисунок.
Знакомиться с жанром изобразительного искусства - натюрморт. Составлять из предметов осенний натюрморт.
Изображать цилиндр. Оформлять предметы с помощью пластилина, бумаги. Лепить любимые фрукты и овощи. Знакомиться с произведениями полхов-майданской росписи. Выполнять основные элементы росписи.
2.
Мы рисуем сказку
1. Веселые узоры филимоновской игрушки.
2. Сказка про осень.
3. Мы готовимся к рисованию сказки.
4. Мы рисуем сказку.
5. Мы рисуем сказочная птицу.
6. Архангельский рождественский пряник.
7. Готовимся к встрече сказки - празднику Нового года.
Лепить и расписывать игрушку по мотивам филимоновских свистулек.
Рассматривать произведения художников. Описывать цветовое решение каждого пейзажа. Изобразить сказочный осенний пейзаж.
Изучение аномалистического жанра. Анализировать и сравнивать формы птиц и животных. Изображать форму и цветовую окраску птиц и животных.
Иллюстрировать фрагмент сказки.
Создавать свою сказочную птицу по традициям народных мастеров из Дымково.
Лепить из пластилина рождественский пряник и украсить его.
Изготовить карнавальную маску. Подумать, какие эмоции она будет изображать. Выполнять маску художественными материалами.
3
Мои друзья
1. Зимние развлечения с друзьями.
2. Богородская игрушка.
3. Наши друзья-животные.
4. Любимые сказки моих друзей.
5. Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед
6. Защитники земли русской.
7. Красота обычных вещей. Конус.
8. Моя семья- забота и любовь.
9. Мои друзья птицы.
Рассматривать произведения изобразительного искусства . Вспомнить, как провели зимние каникулы. Изобразить сюжетную композицию "Зимние забавы". Нарисовать фигурки детей в композиции зимнего пейзажа.
Лепить по представлению богородскую игрушку. Передавать характерную позу и индивидуальные особенности пластики животного.
Рассматривать иллюстрации писателя -анималиста Е.Чарушина. Рассказать, какие художественно-выразительные средства использует художник. Нарисовать забавных животных из рассказа Е.Чарушина. Грамотно подбирать цветовые оттенки.
Раскрывать смысл понятия "силуэт". Поставить специально кляксу, используя тушь, дорисовать изображение.
Превращать коробку в сцену для теневого театра.
Рассматривать картины В.Васнецова. Нарисовать портрет богатыря.
Рассматривать предметы, в основе которых лежит конус. Придумывать игрушку из конусов. Создавать художественный образ.
Рассматривать картины З.Серебряковой. Нарисовать портрет мамы, папы, брата, сестры и т.д.
Нарисовать по памяти птицу акварельными красками, соблюдая последовательность рисования.
4
С чего начинается Родина…
1. Главные художественные музеи страны.
2. Весенний солнечный день.
3. Мы готовимся к рисованию сказки.
4. Мы рисуем русскую народную сказку.
5. Красота окружающего мира. Насекомые.
6. Цветы нашей Родины.
7. Проект детской площадки.
8. С чего начинается Родина.
Виртуально посещать художественные музеи страны.
Рассматривать картины К.Юона. Описывать художественно-выразительные средства, используемые художником. Изображать композицию пейзажа с храмом.
Выполнять наброски гусей, лебедей и дополнить наброски индивидуальными чертами лебедя из сказок.
Рассматривать иллюстрации к сказкам художника И.Билибина. Выполнить иллюстрацию к сказке.
Рассматривать произведения художников, изображавших насекомых. Нарисовать Бабочку, жука или кузнечика.
Продумывать композицию "Мои любимые цветы".Определять цветовую гамму. Рисовать с натуры букет любимых цветов в вазе.
Спроектировать детскую площадку . Выполнить макет детской площадки из упаковки.
Рассматривать картины Н.Ромадина. Рисовать картину "Лето красное".
6. Календарно-тематическое планирование
№
уро-ка
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты деятельности
Виды контроля
Оборудование
Дата
проведения урока
предметные
личностные
метапредметные
план
факт
Мы рисуем осень (9 ч).
1
Рисование на тему: «Мое лето»
1
Рассматривать портреты, созданные И. Репиным, рассказывать о сочетании красок, сравнивать композиции. Правильно работать с красками.
Компоновать сюжетный рисунок на тему.
Научатся:
выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
передавать в рисунке тему, пространственные отношения
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах;
формулировать собственное мнение и позицию;
оформлять свою мысль в рисунках.
Текущий
СР
Репродукции картин И.Репина,
В.Серова.
3.09
2
Рисование с натуры различных форм растительного мира: «И снова осень к нам пришла»
1
Анализировать форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Рисовать карандашом осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы)
Научатся:
видеть гармоничные цветовые сочетания;
аккуратно выполнять рисунок красками.
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; анализировать творческие работы одноклассников.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка «Осенние цветы».
Репродукции картин О. Ренаура,
А. Куприна
10.09
3
Рисование с натуры: «Осень - пора грибная»
1
Анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Использовать ось симметрии.
Научатся выбирать художественный материал, подходящий по фактуре; видеть гармоничные цветовые сочетания; аккуратно выполнять рисунки красками.
Эстетическое восприятие окружающего мира, понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека.
Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в рисунках.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка «Сказка про грибы». Репродукции картин И.Хруцкого, А.Пластова.
17.09
4
Рисование с натуры: «Сыплются с дерева листья поблёкшие»
1
Анализировать форму, цветовую окраску, расположение натуры и свой рисунок.
Научится:
правильно работать акварельными красками;
рисовать с натуры осенние листья (передавать форму и колорит).
Эстетическое восприятие окружающего мира, понимание значения красоты природы и произведений искусства для человека.
Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в рисунках.
Текущий
СР
Коллекция осенних листьев деревьев разных пород. Образец педагогического рисунка «Осенние листья».
24.09
5
Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя»
1
Рассматривать пейзажи русских художников.. Компоновать сюжетный рисунок на тему.
Научится:
выполнять в цвете композицию
Развитие способности эмоционально- ценностного отношения к искусству и окружающему миру; самостоятельность в поиске решения творческих задач.
Уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о дизайне.
Текущий
СР
Репродукции картин И.Шишки-на, А.Саврасо-
ва, Ф.Василь-ева, А. Герасимова.
1.10
6
Художественное конструирование и дизайн. Лепка: «Красота обычных вещей. Цилиндр»
1
Рассматривать пейзажи русских художников. Создавать простые изделия.
Научится:
превращать обычную банку в вазу для цветов; декорировать согласно своему замыслу.
Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ, умение моделировать новые образы путём трансформации известных мотивов народного письма.
Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства.
Текущий
СР
Предметы цилиндрической формы. Пластилин.
8.10
7
Лепка: «Осенние подарки природы»
1
Рассматривать картины И. Машкова. Рассказывать о том, что такое натюрморт. Определять форму, размер слепленных овощей, выкладывать из них натюрморт.
Научится:
лепить несложные по форме овощи и фрукты.
Овладение приёмами и техниками изобразительной деятельности; развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач.
Умение формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений.
Текущий
СР
Муляжи овощей. Пластилин.
15.10
8
Рисование с натуры: «Осенний натюрморт»
1
Рассматривать фрагменты натюрмортов, определять расположение мазков на предметах, определять предметы первого, второго планов.
Научится:
передавать в рисунке форму, объём, фактуру и цвет предметов.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Участвовать в обсуждении художественных произведений; анализировать и обсуждать результаты творческой деятельности.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка «Овощи и фрукты». Репродукции картин М. Асламазян, И.Грабарь,
Б. Кустадиев
22.10
9
Декоративное рисование: «Мы рисуем сказочную веточку»
1
Сочинить из основных элементов полхов-майданской росписи сказочную веточку. Соблюдать последовательность выполнения росписи.
Научится:
выполнять элементы росписи; используя приёмы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка.
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Уметь высказывать простейшие суждения о предметах декоративно- прикладного искусства.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка«Роспись матрёшки».
Образцы росписи из Полхов-Майдана.
29.10
Мы рисуем сказку (7 ч).
10
Декоративная лепка: «Веселые узоры»
1
Слепить и расписать игрушку по мотивам филимоновских свистулек.
Научится:
выполнять элементы филимоновских узоров; лепить и расписывать игрушку.
Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками.
Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект
Наблюдения.
Текущий
СР
Образцы декоративно-прикладного искусства: расписанная игрушка по мотивам филимоновских свистулек.
12.11
11
Рисование по памяти. Сказка про осень
1
Рассматривать картины Ф. Васильева, называть контрастные цвета, использованные художником. Описывать цветовую гамму осенних деревьев, трав, неба. Выбирать художественный материал согласно своему замыслу для написания осеннего пейзажа.
Научится:
выполнять разные по характеру линии, работать тушью и перьями.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Текущий
СР
Репродукции картин
А. Пластова, В. Борисова-Мусатова, Ф.Василь-
ева.
19.11
12
Рисование по памяти: «Мы готовимся к рисованию сказки»
1
Выполнять простым карандашом наброски уточки и лисицы.
Научится:
передавать в рисунке смысловую связь элементов композиции;
работать акварельными красками.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе;
развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок.
Высказывать своё мнение, выслушивать мнение своих товарищей.
Текущий
СР
Работы В. Ватагина.
Образец педагогического рисунка«Животные и птицы».
26.11
13
Иллюстрирование: «Мы рисуем сказку»
1
Выполнить иллюстрацию к одному из эпизодов сказки Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».
Текущий
СР
Репродукции иллюстраций к сказкам.
3.12
14
Декоративная работа: «Мы рисуем сказочную птицу»
1
Создать сказочную птицу. Использовать пары цветовых контрастов.
Научится:
использовать в рисунке пары цветовых контрастов.
Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка «Сказочная птица».
10.12
15
Лепка: «Архангельский рождественский пряник»
1
Анализировать цвета, украшения пряников. Вылепить и украсить пряник по плану.
Научится: выделять характерные особенности народных промыслов.
выражать эмоционально - эстетическое отношение к произведениям мастеров ; чувство гордости за свой край, уважение к его истории.
Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Текущий
СР
Презентация.
17.12
16
Художественное конструирование и дизайн: «Готовимся к встрече сказки - празднику Нового года».
Тест.
1
Выполнить несколько эскизов масок.
Научится:
работать в технике бумажной пластики.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Итоговый
СР
Памятка для изготовления маски.
Тест
24.12
Мои друзья ( 9 ч).
17
Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями»
1
Рассматривать фрагменты картины К. Сомова «Зима. Каток». Опираясь на одну из композиционных схем, написать зимний пейзаж.
Научится:
рисовать фигуры человека.
Доброжелательно относиться к окружающим.
Формирование монологической речи учащихся; умение адекватно воспринимать устную речь.
Текущий
СР
Схема для рисования человека в разных положениях.
14.01
18
Лепка по представлению: «Богородская игрушка»
1
Слепить по своему замыслу фигурку животного из любой сказки. Передать пластику животного.
Научится:
лепить игрушку по примеру богородской.
Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к ДПИ.
Совершенствование диалогической речи учащихся, умение устно описывать объект
наблюдения.
Текущий
СР
Презентация «Богородская игрушка»
21.01
19
Рисование по памяти: «Наши друзья - животные»
1
Нарисовать медвежат при помощи пятна и штриха.
Научится:
выполнять наброски рыбок; изображать форму, пропорции, цвет.
Нормы и правила охранно-бережного отношения к природе.
Высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.
Текущий
СР
Образец педагогического рисунка«Животные».
28.01
20
Рисование: «Любимые сказки моих друзей»
1
Рисовать тушью силуэт.
Научится:
выполнять характерные силуэты героев сказки;
рисовать сплошным черным пятном.
Развитие творческого воображения и художественных навыков; эстетическое и эмоциональное восприятие произведений искусств.
Умение адекватно воспринимать устную речь.
Текущий
СР
Реопродукции картин Е.Бём, В. Гельмерсена. Памятка для выполнения работы.
4.02
21
Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед.
1
Придумать игрушки из кубов, параллелепипедов, добавить детали, создать художественный образ.
Научится:
передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы.
Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел.
Умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников.
Текущий
СР
Геометрические предметы.
11.02
22
Рисование на тему: «Защитники земли русской»
1
Рассматривать и анализировать картины В. Васнецова». Нарисовать портрет богатыря.
Научится:
«прочитать» в портрете героя картины характер, яркий образ.
Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками.
Совершенствование диалогической речи учащихся, умение составлять устный рассказ, устно описывать объект
наблюдения.
Текущий
СР
Репродукции картин В.Васнецова.
18.02
23
Художественное конструирование и дизайн. Конус.
1
Придумать игрушки из конусов, добавить детали, создать художественный образ.
Научится:
передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы.
Понимание отличий геометрических фигур от геометрических тел.
Умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; анализировать творческие работы одноклассников.
Текущий
СР
Конусообразные предметы.
25.02
24
Рисование на тему: «Моя семья - забота и любовь».
1
Рассматривать и анализировать картины З. Серебряковой. Написать портрет.
Научится:
последовательно выполнять портрет, передавать в рисунке характерные особенности лица человека.
Обладание способностью к творческому развитию, проявление авторского стиля в рисунке.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Текущий
СР
Репродукции картин З. Серебряковой.
Памятка «Последовательность выполнения портрета».
3.03
25
Рисование по памяти: «Мои друзья - мои птицы»
1
Выполнить простым карандашом наброски птиц. Сравнивать форму туловища, головы, размер, цвет.
Научится
рисовать птицу акварельными красками с предварительным построением в карандаше.
Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Текущий
СР
Памятка «Последовательность выполнения птицы».
10.03
С чего начинается Родина (9 ч)
26
Беседы об искусстве: «Главные художественные музеи страны»
1
Читать и рассказывать о Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Научится:
называть произведения выдающихся русских художников,
названия художественных музеев России
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.
Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; рассуждать и обсуждать их с одноклассниками.
Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Текущий
СР
Презентация «Главные художественные музеи страны»
17.03
27
Рисование на тему: «Весенний солнечный день»
1
Продумать композицию пейзажа с храмом. Выполнить эскиз.
Научится:
строить рисунок в карандаше; работать акварельными красками на белой или тонированной бумаге.
Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать её историю.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Текущий
СР
Репродукции картин
К. Юона. Памятка «Последовательность изображения храма».
31.03
28
Рисование с натуры: «Мы готовимся к рисованию сказки»
1
Выполнить наброски гусей, лебедей, использовать художественно-выразительные средства: композицию, форму, линии.
Научится:
изображать линию горизонта, применять приёмы загораживания в рисунке.
Способность к творческому развитию; активное восприятие произведений живописи, описывающих городской пейзаж.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках.
Текущий
СР
Репродукции картин
К. Констанди. Памятка «Последовательность рисования лебедя».
7.04
29
Иллюстрирование: «Мы рисуем русскую народную сказку»
1
Анализировать картины Васнецова. Выбрать понравившийся эпизод из сказки. Продумать и выполнить эскизы, композицию, работу в цвете.
Научится:
выражать в рисунке свои мысли, чувства; изображать форму, пропорции, цвет.
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа.
Умение пользоваться языком изобразительного искусства; слушать и понимать высказывания собеседника.
Текущий
СР
Репродукции картин В.Васнецова
Иллюстрации к сказкам И. Билибина.
14.04
30
Рисование с натуры: «Красота окружающего мира. Насекомые»
1
Рассматривать насекомых, сравнивать их величину, форму, окраску. Нарисовать понравившегося насекомого.
Научится
рисовать линию симметрии и симметрично расположенный узор на крыльях бабочки.
Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира.
Умение оценивать свои учебные действия и своих одноклассников.
Текущий
СР
Памятка «Последовательность рисования бабочки, жука, кузнечика».
21.04
31
Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины»
1
Продумать композицию»Мои любимые цветы», сделать набросок, продумать цветовую гамму, выполнить в цвете.
Научится:
рисовать с натуры различные по форме цветы.
Формирование основ экологической культуры; принятие ценности природного мира.
Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.
Текущий
СР
Репродукции картин М. Сарьянова.
Памятка «Последовательность выполнения вазы».
28.04
32-33
Художественное конструирование и дизайн.
Проект детской площадки.
2
Выполнить проект детской площадки в своём дворе, разработать из упаковки элементы для площадки.
Научится:
на основе проекта выполнить макет детской площадки.
Стремление выполнять значимую и оцениваемую деятельность.
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Текущий
Проект
Презентация «Проектирование жилых зданий».
5.05
12.05
34
Рисование на тему: «С чего начинается Родина».
Тест.
1
Выбрать художественный материал. Нарисовать картину «Красное лето».
Научится:
выполнять наброски по памяти и представлению различных объектов действительности.
Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать её историю.
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Итоговый
СР
Репродукции картин Н. Ромадина, А. Куинджи.
Тест
19.05
7. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа» 2010 г.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. М. : Дрофа, 2012г.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. 1 класс». М. : Дрофа, 2013г.
4. Кузин В.С., Книга для учителя. М.: Дрофа, 2010 г.
Наглядные пособия: - портреты русских и зарубежных художников; - таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; - таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. - схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. -таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; - дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте; 2. Электронно-программное обеспечение: - видеофильмы по:
- памятникам архитектуры
- художественным музеям
- видам изобразительного искусства
- творчеству отдельных художников
- народным промыслам
- декоративно-прикладному искусству
- художественным технологиям
- видам изобразительных (пластических) искусств
- жанрам изобразительных искусств
- памятникам архитектуры России и мира
- стилям и направлениям в искусстве
- народным промыслам
- декоративно-прикладному искусству
- творчеству художников.
Интернет-ресурсы:
- http: Nachalka.com.
- school-collection.edu.ru/
3. http: festival.1sepember.ru
4. http: pedsovet.ru
8.Результаты освоения учебного курса и система оценки.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 2 классе.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные результаты.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Формы контроля уровня обученности
Программой предусмотрено:
-устный опрос уч-ся;
-выполнение практических и творческих работ;
-различные викторины и конкурсы;
- выставки творческих работ;
-тестирование.
Критерии оценивания работ учащихся
«5»- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
«4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2»- поставленные задачи не выполнены.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Контрольно-измерительные материалы.
Проверочная тестовая работа за Ӏ полугодие
-
Какие краски, цвета называют теплыми, а какие - холодными? (Укажи стрелками)
тёплые холодные
красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный
-
Какие жанры живописи ты знаешь? ____________________________________________________________
-
Натюрморт - это…
а) изображение какой-либо местности, картин природы;
б) изображение человека или группы людей;
в) изображение предметов обихода, цветов, плодов.
-
Очертание, контур внешней формы предмета - это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) тень.
-
Расставьте цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования кленового листа:
Итоговая тестовая работа за ӀӀ полугодие.
-
Назовите знаменитых художников-сказочников. ________________________
________________________________________________________________________
-
Художники-анималисты изображают на картинах:
а) природу;
б) портреты людей;
в) животных;
г) сказочные сюжеты.
-
Соедини карточки с элементами узоров народных промыслов и их названия:
ХОХЛОМА ГЖЕЛЬ ГОРОДЕЦ ДЫМКА
-
Соедини фамилии художников и названия их картин:
И.И. Шишкин «Золотая осень»
В.М.Васнецов «Корабельная роща»
И.И.Левитан «Богатыри»
11