Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»Общие сведения о проекте

Название учебного предмета: русский язык

Класс: 3

УМК начального образования: Школа 2100

«Русский язык» учебник для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2013 г.)

Фрагмент календарно-тематического планирования:

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Сложные слова и их правописание (6ч)

42

Сложные слова.

Уметь: находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней.

Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Знакомство с понятиями «соединительная гласная», «сложное слово». Запись слов с изученными орфограммами.

Тема «Знакомство с понятием «сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова и их правописание». Данный урок является вводным уроком в данный раздел. Дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применением их в речи.

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»

Цель урока: помочь детям научиться понимать лексическое значение сложного слова; создать условия для формирования представления о сложных словах, опираясь на жизненный опыт детей.

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова» Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах (четвёрках)

Оборудование урока:

1. Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-107

2. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю.
3.Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация

4. Карточка-схема сложного слова

5.Карточки-задания для групп со словами


Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание

План урока с хронометражем

Этап урока

Хронометраж

Содержание этапа


Мотивация к учебной деятельности

2мин

Включаю обучающихся в учебную деятельность через работу над высказыванием «Кто думает, тот всегда додумывается».

Дети читают высказывание и участвуют в его обсуждении.


Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

7 мин

Коррекция написания букв, соединений, слов. Закрепление правописания орфограмм в корнях слов. Словарная работа.


Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

15 мин Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. Упр. 122, стр.104 - выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Упр. 123 - определение места сложных слов в ряду однокоренных.


Применение полученного знания.

15мин

Работа в группах. Проверка выполненной работы по алгоритму. По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).


Домашнее задание.

3 мин По выбору: 1. Упр. 85 («Дидактический материал»). 2. Творческое. Сочинить сказку про сложные слова.


Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

3 мин

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке (заполняют листы самооценки)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитаем высказывание литературного критика, писателя Виссариона Григорьевича Белинского:

(слайд2)Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

- Как вы понимаете это высказывание?

-А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

- Как вы думаете, связано ли это высказывание с сегодняшним уроком?

- Если мы на уроке узнаем что-то новое, можно считать что мы «обогатили» нашу речь?

- Пришло время заняться важной работой. Вы согласны?

Читают высказывание,

участвуют в его обсуждении и отвечают на вопросы учителя


Развитие регулятивного УУД через умение высказывать своё мнение.


Личностное УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии





- Кто может мне помочь и грамотно прокомментировать запись даты урока?

1.Коррекция написания букв, соединений, слов. - Посмотрите, какие соединения букв прописаны у вас в тетрадях, они все разные (написание которых нуждается в корректировке). - Как вы думаете почему? - Постарайтесь прописать строку аккуратно, следуя образцу.

2.Закрепление правописания орфограмм в корнях слов.

- Посмотрите на слайд, по какому признаку сгруппированы слова? Постарайтесь найти разные признаки. (слайд 3)Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» -Какие задания можно придумать, используя эти слова? После обобщения заданий, дети выписывают по 3 слова, обозначая знакомые орфограммы. - Назовите проверочные слова, которыми вы пользовались для определения пропущенных букв. - Вспомните названия этих орфограмм. - Давайте ещё раз назовём морфему слова, над которой вы работали в этих слова. 3. Словарная работа. (слайд 4) Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» Орфограммы веселились, И ошибки появились. - Мог ли так написать грамотный человек? - А вы можете записать слова без ошибок? Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. - Запишите правильно. Обозначьте орфограмму. - Кто может выполнить эту работу у доски?

Прописывают одну строку.

Дети определяют: по классификации орфограмм, по морфологическим признакам и т.д.

Предложения детей.

Самостоятельно выписывают слова с орфограммами, обозначая их.

Устно называют проверочные слова, проговаривают названия орфограмм.

Корень слова.



Объяснения детей.

Работа в тетрадях.

Один ученик - у доски.


Познавательное УУД

На основе анализа объектов обобщать и классифицировать по признакам.

ЛичностноеУУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка (свободные движения под музыку) ΙΙΙ.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. - Я увидела в тетрадях учеников следующее: Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»


- Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?) - Кто такая мухоловка? - Почему птицу так назвали? Запись на доске: мухоловка - ловит мух - Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. - Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. - Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? - Так сколько корней в слове мухоловка? - Встречались ранее с такими словами? - Попробуйте подобрать подобные слова. Работа с материалом учебника. 1.Упр. 122, стр.104 - выявление в тексте слова, состоящего из двух корней - Прочитайте про себя отрывок из песни. - Как же могла называться эта песня? Почему вы так думаете? Как рассуждали? - Запишем слово «звездопад» в тетрадь. - Как можно определить корень?
- Какое лексическое значение слова?


- Сравните ваши объяснения с толкованием источников информации. - Из каких слов сложилось это слово? - Сколько в нём корней? - Выпишите это слово и выделите в нём корни.
2. Упр. 123 - определение места сложных слов в ряду однокоренных. - Прочитайте внимательно задание. -Что необходимо сделать? - Выполните его в парах, советуясь друг с другом. Приготовьтесь объяснить выполненное задание. Подумайте, кто из вашей пары это сможет сделать лучше.
- Сколько у вас получилось групп слов? Объясните, почему? (слайд 5) Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» - В какой группе оказалось слово водопад?
- Объясните, что обозначает слово водопад.
- В чём особенность этого слова? - Выделите корни в этом слове. - Сделайте вывод: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться?
3. Формулирование темы урока. - Можно ли объединить слова мухоловка, звездопад, водопад в одну группу? - По какому признаку? - Попробуйте предположить как их можно назвать одним словом. - Почему их так назвали: сложные? _ Сравните ваше название с названием этих слов в учебнике на с. 104. - Над какой же темой мы сегодня начали работу?


мухоловка мухоловка

Ответы и предположения детей.


Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные. Найти корень.

В этом слове два корня. Ответы детей, варианты слов.
Коллективное выполнение задания
Предположения и доказательства детей.
Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные. Найти корень
Работа со словарём





Дети выполняют задания в парах (выписывают три группы однокоренных слов), определяют, кто будет объяснять.


Три. 1.Вода, водопад, водичка. 2.Водопад, упаду, падать. Поток воды, который падает с высоты.

В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.









Имеет два корня






Варианты детей, в том числе - сложные. Сложили/составили из двух слов.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение.

Регулятивное УУД

Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

Коммуникативное УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностное УУД

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.


Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Коммуникативное УУД

Выражение собственной мысли



Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение, сравнивать его с материалом учебника.

Зарядка для глаз (тренажер на слайде) ΙV.Применение полученного знания. 1.Работа в группах (по 4 человека). - Сможете ли вы теперь находить сложные слова самостоятельно? - Хотите это проверить? - А если не получиться? - У меня есть конверты. В каждом конверте набор слов. Среди них есть интересующие нас сложные слова. Их нужно найти, выписать, выделить корни, подобрать к ним однокоренные. Приготовить устное объяснение лексического значения сложных слов. Но мне бы хотелось ещё усложнить задание: составьте со сложными словами по одному предложению. Справитесь? Задание большое и справиться с ним быстро вы сможете только распределив между собой роли. Сначала подумайте, кто, что будет делать.
2. Проверка выполненной работы в группах по алгоритму ( слайд 6): Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»
3. Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. - Над какими словами вы работали в группах? - Почему их так можно называть?

- Сравним наш вывод с выводом-определением авторов учебника (стр. 106). - Совпали ваши предположения? - Как схематически можно изобразить сложные слова? 4.Самостоятельная работа. - Приведите свой пример сложного слова, запишите его в тетрадь, выделите корни.



Обратимся за помощью к учителю, одноклассникам.








Работают в группах.
























Сложными
Сложены из двух корней
Читают определение на стр.106

о/е
Дети записывают по

одному слову.

Регулятивное УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать, планировать предстоящую работу.

Коммуникативное УУД

Умение работать в группах.

Уметь организовать себя для самостоятельной работы, применяя полученное знание.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения..

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Познавательное УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение, сравнивать его с материалом учебника.

V. Домашнее задание.
По выбору: 1. Упр. 85 («Дидактический материал»). 2. Творческое. Сочинить сказку про сложные слова. - Все домашние задания понятны? - Какое задание повышенного уровня? Записывают домашнее задание в дневник Регулятивное УУД Принятие и удержание учебной задачи Личностное УУД Участие в творческом процессе

VΙ. Итог урока. Рефлексия.


- О каких словах вы сегодня узнали?

-Что такое сложные слова? (слайд 7) Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова - это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»
- Кто из героев прав?

- Какие умения мы сегодня формировали? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?

- В конце урока мне хочется вернуться к высказыванию Виссариона Григорьевича Белинского: «Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». - Сегодня вы обогатили свой словарный запас и свои познания русского языка? - А сейчас я прошу взять свои листы самооценки и заполнить их
Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» Ответы детей







































Дети заполняют листы самооценки







Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.






3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивное УУДД

Адекватная оценка своих достижений

Самоанализ урока

№ п/п

Порядковый номер в схеме, данной в ч.3

Параметры оценки

Самооценка учителя

Оценка преподавателя

НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

2

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность.

3

4

4

Развивающая направленность заданий.

3

5

6

Логика построения урока.

3

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора.

3

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора.

2

8

9

Характер используемой наглядности.

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей.

3

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания.

3

13

15

Формирование познавательных УУД

3

14

16

формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

3

Всего баллов

40

п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

-

3

правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3

Всего баллов

14

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю.

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-105.

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова» Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-105.

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю. Стр.46-47

Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»

Карточки с заданиями:

1 конверт:

Летний, стройка, садовод, цифры, выполняет, огуречная, масса, самолёт, медвежья.

2 конверт:

Вечерний, ночка, школьник, луноход, зелень, лебединая, носорог, тонна, земляника.

3 конверт:

Чистая, ветерок, змеелов, крепкий, цепочка, пустослов, ученица, знойная, зайчиха.

21


© 2010-2022