Конспект урока Органы чувств

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

Окружающий мир

Учитель - Лукоянова Л.А.


Тема урока: «Органы чувств»

Цель: углубить и расширить знания детей об органах чувств.

Задачи:

обучающие - повторить общее строение организма человека;

познакомить учащихся со строением глаза, уха, носа;

усвоить понятие «обоняние»;

обобщить правила гигиены органов чувств;

развивающие - формировать познавательный интерес;

развивать мышление, память, внимание, воображение;

развивать речь, кругозор учащихся;

развивать коммуникативные умения;

развивать действия самоконтроля;

воспитательные - воспитывать чувства милосердия, сострадания к больным людям;

воспитывать чувства сопереживания, доброты, умение радоваться успехам других;

воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер,3 листа формат А4, предметы для заданий - 2 яблока, лимон, чеснок, кусочек свежего хлеба, дудочка, колокольчик, погремушка, свисток, коробка с кубиком - рубиком, коробка с чупа - чупсами, платок, картинка маленького принца, флажки, 2 стакана с водой.


1.Организационный момент.


2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущем уроке мы начали изучать раздел, посвященный организму человека. Дома вы должны были повторить внешнее и внутреннее строение человека.

- На ваших партах лежат кроссворды разных видов сложности: I вариант - с подсказками, II вариант - без подсказок, III вариант- самый сложный - с большим количеством вопросов . Оцените свои возможности и выберите тот вариант, который вы сможете положительно и быстро решить. Другие варианты отложите на край парты.

(3 слайд - организм человека)

-

3.Сообщение темы урока.

-Теперь, ребята, предлагаю вам загадки. Отгадав их, вы сможете определить тему урока. Слушайте внимательно!

1. Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

(4 слайд - 5 органов чувств. )

2. У одной головы два братца по разные стороны сидят,

А ничего не видят и не говорят. (Уши).

3. Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу. (Кожа)

-Глаза, уши, нос, язык, кожа - эти органы, которые на уроке изучают вместе. Почему?

-Потому что они - органы чувств.

-Органы чувств - главные помощники человека, с помощью которых он получает информацию об окружающем мире. Попробуйте сформулировать тему урока?

(5 слайд - Органы чувств

-Добавим еще два слова

помощники человека)

- Как любой орган, органы чувств нужно беречь. И сегодня мы поговорим и о правилах гигиены.

-Прочитайте тему урока.

(5 слайд - Органы чувств - помощники человека. Правила гигиены.)

4. Работа по теме урока.

- Тема эта большая. Сегодня мы исследуем три органа чувств. Это глаза, уши, нос.

(6 слайд - глаза, уши, нос)

-На каждый орган действует определенное условие окружающей среды.

Глаз воспринимает свет, ухо - звук, нос - запахи.

Работа всех органов чувств связана с работой нервной системы.

( 7 слайд - портрет Павлова)

Русский академик, ученый - физиолог, Иван Петрович Павлов говорил, «нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде»

-Вспомните, из чего состоит нервная система? (Головной мозг, спинной мозг и нервы, похожие на белые шнуры и нити)

-Кто «главный начальник» в этой системе? (Мозг.)

-Именно в мозг поступают различные сигналы. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

- Проведем исследование каждого органа чувств.

-Назовите органы зрения. (Глаза).

(8 слайд - глаза)

-

-Что же мы можем делать благодаря зрению? Ответьте на вопрос (15 слайд - вопрос)

-С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем:

движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть телевизор, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- Глаза - орган зрения.

Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные?

Взгляните на экран. (16 слайд) На этих фотографиях глаза тоже разные. Опишите их. (Грустные, весёлые, игривые, задумчивые)

- И всё же у них есть сходства.

Сообщение ученика.

- Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы.

Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Каждая ресничка «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. На каждом веке у человека насчитывается примерно по 80 ресниц. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если глаз попадет соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы.

(18 слайд)

-Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва. Более подробно строение глаз вы изучите в старших классах.

-Спасибо, … за интересную информацию.

-Повторим хором для закрепления - глазницы - впадины в черепе. Нижнее веко, верхнее веко, ресницы, брови. Зрачок, хрусталик, радужная оболочка, зрительный нерв.

- Зрение можно тренировать, проведем упражнение для глаз.

- Сейчас на экране появится русская деревянная игрушка. Многие иностранные туристы покупают её, в качестве сувенира из России. Какую игрушку вы сейчас увидите? (Матрешки)

- Вам необходимо только глазками, не поворачивая головы, проследить путь движения матрешек.

-Внимание, следим только глазками за матрешками.

(19 слайд - матрешки)

- Итак, ребята, вы согласны, что глаза - помощники человека? (Да).

- Что вы слышали во время отдыха? (Музыку)

-Какой орган вам помог её слышать? (Уши)

- Исследуем следующие органы слуха - уши.

(20 слайд - уши)

- Какую роль в нашей жизни играют эти органы?

- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Приглашаю рассказать о строение уха младшего учителя …

(21 слайд)

Сообщение ученика.

- То, что мы называем ухом, на самом деле - ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё - наружное ухо.

Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка.

Она передает по нерву толчки в мозг.

- Проведем исследование ваших ушек - посмотрим, хорошо ли вы слышите и различаете звуки. Сначала помассируем ушки - нежно пальчиками разотрите их. Готово.

- Внимательно слушайте музыку и угадывайте, музыкальный инструмент.

(22,23,24 слайды)

- А теперь физминутка, которую вы уже знаете.

Встали. Сейчас вам тоже помогут ушки. (На доске - подсказки)

Учитель гудит в трубочку - дети прыгают, звенит колокольчиком - дети стоят, свистит в свисток - дети шагают, гремит погремушкой - дети делают упражнения для рук.

- Спасибо. Я довольна всеми.

-Вы согласны, что орган слуха - уши, как и глаза, важные помощники человека?

- Внимание на экран. (25 слайд)

Как называется следующий орган чувств? ( Нос)

- Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос?

- Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.

- В окружающем нас мире мы различаем очень много запахов.

- Способность чувствовать запахи называется обонянием. Нос - орган обоняния.

(25 слайд)

Сообщение ученика.

-Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передается в головной мозг, и человек узнает различные запахи.

Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижется при насморке. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаем: свежая ли пища, вода, чистый ли воздух. Можем определить запах гари, дыма.

-Спасибо. Теперь повторим еще раз, как человек узнает различные запахи.( 26 слайд)

- Ребята, а знакомо ли вам слово «парфюмер»? Кто знает, чем занимается парфюмер?

(27 слайд)

Парфюме́р - человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием новых ароматов для духов. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер.

- Предлагаю исследовать ваши носики. Побудьте немного парфюмерами.

Определите по запаху, что лежит в коробочке. Закрывайте глаза. А я подойду к каждому с коробочкой. Глаза открываем по моему сигналу.

-Что это было? Можно ли этот запах взять для туалетной воды, духов?

Учитель проходит с тарелочкой, на которой лежит (чеснок, лимон, свежий хлеб)

- Согласны вы теперь что уши - тоже помощники человека.

- Вы познакомились с тремя органами чувств. Теперь посмотрим, а помогут ли они вам определить то, что я спрятала в коробке? Учитель показывает коробку с кубиком- рубиком.

-Начнем с ушек. Учитель гремит коробкой. Ушки нам помогают не всегда.

-Может поможет носик. Учитель дает понюхать коробку. Носик тоже не всегда помощник.

-Остаются глаза. Учитель показывает содержимое коробки (Да)

-Всегда ли глаза помогают определить или узнать что-то? (Нет) Учитель показывает стаканы со сладкой водой и кислой.

-Определить, какая в стакане вода - соленая, кислая или сладкая - поможет другой орган чувств - язык.

-Какой же мы сделаем вывод: Все органы чувств важны для человека.

- Может ли человек обойтись без какого - нибудь органа чувств?

-Может. В нашем мире есть, к сожалению, люди - инвалиды, которые потеряли зрение, слух, не могут говорить. Возможно, они родились такими. На минуту представим, как им бывает тяжело. На 5 секунд зажмурьте глаза и закройте ушки. …

Правда, жутко и страшно, когда вокруг одна темнота и тишина. Но такие люди живут и по-своему познают окружающий мир. Хотя им намного тяжелее, чем нам. Поэтому ребята будьте внимательны и добры к таким людям, если они встретятся в вашей жизни.

5. Практическая работа

Мини - проект «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»

- Сделаем для принца коллективный плакат «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»

Для этой работы разобьемся на группы по пять человек. 1 ряд - это команда «Глазки» Вот ваш стол. 2 ряд - команда «Ушки» . Это ваш стол. 3 ряд - команда «Носики».

- Рассказываю правила выполнения плаката.

(28 слайд-

План выполнения плаката «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»

1 шаг - чтение текста в учебнике.

Глаз - орган зрения

Уши - орган слуха,

Нос - орган обоняния

2 шаг- выбор нужного материала.

3 шаг - приклеивание картинок, правил.

4 шаг - подготовка к выступлению)

6. Защита проектов.

- Ребята, с самого детства берегите органы чувств. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться.

Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.


7. Рефлексия.

- Вам понравился урок? Какое у вас настроение?

- Что вы узнали, запомнили и расскажите своим родителям или другу?

- Какое задание понравилось больше всего выполнять?

- Что было трудно выполнять?

- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?


© 2010-2022