- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Органы чувств
Конспект урока Органы чувств
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукоянова Л.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3 класс
Окружающий мир
Учитель - Лукоянова Л.А.
Тема урока: «Органы чувств»
Цель: углубить и расширить знания детей об органах чувств.
Задачи:
обучающие - повторить общее строение организма человека;
познакомить учащихся со строением глаза, уха, носа;
усвоить понятие «обоняние»;
обобщить правила гигиены органов чувств;
развивающие - формировать познавательный интерес;
развивать мышление, память, внимание, воображение;
развивать речь, кругозор учащихся;
развивать коммуникативные умения;
развивать действия самоконтроля;
воспитательные - воспитывать чувства милосердия, сострадания к больным людям;
воспитывать чувства сопереживания, доброты, умение радоваться успехам других;
воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер,3 листа формат А4, предметы для заданий - 2 яблока, лимон, чеснок, кусочек свежего хлеба, дудочка, колокольчик, погремушка, свисток, коробка с кубиком - рубиком, коробка с чупа - чупсами, платок, картинка маленького принца, флажки, 2 стакана с водой.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы начали изучать раздел, посвященный организму человека. Дома вы должны были повторить внешнее и внутреннее строение человека.
- На ваших партах лежат кроссворды разных видов сложности: I вариант - с подсказками, II вариант - без подсказок, III вариант- самый сложный - с большим количеством вопросов . Оцените свои возможности и выберите тот вариант, который вы сможете положительно и быстро решить. Другие варианты отложите на край парты.
(3 слайд - организм человека)
-
3.Сообщение темы урока.
-Теперь, ребята, предлагаю вам загадки. Отгадав их, вы сможете определить тему урока. Слушайте внимательно!
1. Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
(4 слайд - 5 органов чувств. )
2. У одной головы два братца по разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (Уши).
3. Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
5. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу. (Кожа)
-Глаза, уши, нос, язык, кожа - эти органы, которые на уроке изучают вместе. Почему?
-Потому что они - органы чувств.
-Органы чувств - главные помощники человека, с помощью которых он получает информацию об окружающем мире. Попробуйте сформулировать тему урока?
(5 слайд - Органы чувств
-Добавим еще два слова
помощники человека)
- Как любой орган, органы чувств нужно беречь. И сегодня мы поговорим и о правилах гигиены.
-Прочитайте тему урока.
(5 слайд - Органы чувств - помощники человека. Правила гигиены.)
4. Работа по теме урока.
- Тема эта большая. Сегодня мы исследуем три органа чувств. Это глаза, уши, нос.
(6 слайд - глаза, уши, нос)
-На каждый орган действует определенное условие окружающей среды.
Глаз воспринимает свет, ухо - звук, нос - запахи.
Работа всех органов чувств связана с работой нервной системы.
( 7 слайд - портрет Павлова)
Русский академик, ученый - физиолог, Иван Петрович Павлов говорил, «нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде»
-Вспомните, из чего состоит нервная система? (Головной мозг, спинной мозг и нервы, похожие на белые шнуры и нити)
-Кто «главный начальник» в этой системе? (Мозг.)
-Именно в мозг поступают различные сигналы. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.
- Проведем исследование каждого органа чувств.
-Назовите органы зрения. (Глаза).
(8 слайд - глаза)
-
-Что же мы можем делать благодаря зрению? Ответьте на вопрос (15 слайд - вопрос)
-С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем:
движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть телевизор, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Глаза - орган зрения.
Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные?
Взгляните на экран. (16 слайд) На этих фотографиях глаза тоже разные. Опишите их. (Грустные, весёлые, игривые, задумчивые)
- И всё же у них есть сходства.
Сообщение ученика.
- Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы.
Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Каждая ресничка «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. На каждом веке у человека насчитывается примерно по 80 ресниц. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если глаз попадет соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы.
(18 слайд)
-Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва. Более подробно строение глаз вы изучите в старших классах.
-Спасибо, … за интересную информацию.
-Повторим хором для закрепления - глазницы - впадины в черепе. Нижнее веко, верхнее веко, ресницы, брови. Зрачок, хрусталик, радужная оболочка, зрительный нерв.
- Зрение можно тренировать, проведем упражнение для глаз.
- Сейчас на экране появится русская деревянная игрушка. Многие иностранные туристы покупают её, в качестве сувенира из России. Какую игрушку вы сейчас увидите? (Матрешки)
- Вам необходимо только глазками, не поворачивая головы, проследить путь движения матрешек.
-Внимание, следим только глазками за матрешками.
(19 слайд - матрешки)
- Итак, ребята, вы согласны, что глаза - помощники человека? (Да).
- Что вы слышали во время отдыха? (Музыку)
-Какой орган вам помог её слышать? (Уши)
- Исследуем следующие органы слуха - уши.
(20 слайд - уши)
- Какую роль в нашей жизни играют эти органы?
- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Приглашаю рассказать о строение уха младшего учителя …
(21 слайд)
Сообщение ученика.
- То, что мы называем ухом, на самом деле - ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё - наружное ухо.
Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка.
Она передает по нерву толчки в мозг.
- Проведем исследование ваших ушек - посмотрим, хорошо ли вы слышите и различаете звуки. Сначала помассируем ушки - нежно пальчиками разотрите их. Готово.
- Внимательно слушайте музыку и угадывайте, музыкальный инструмент.
(22,23,24 слайды)
- А теперь физминутка, которую вы уже знаете.
Встали. Сейчас вам тоже помогут ушки. (На доске - подсказки)
Учитель гудит в трубочку - дети прыгают, звенит колокольчиком - дети стоят, свистит в свисток - дети шагают, гремит погремушкой - дети делают упражнения для рук.
- Спасибо. Я довольна всеми.
-Вы согласны, что орган слуха - уши, как и глаза, важные помощники человека?
- Внимание на экран. (25 слайд)
Как называется следующий орган чувств? ( Нос)
- Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос?
- Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.
- В окружающем нас мире мы различаем очень много запахов.
- Способность чувствовать запахи называется обонянием. Нос - орган обоняния.
(25 слайд)
Сообщение ученика.
-Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передается в головной мозг, и человек узнает различные запахи.
Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижется при насморке. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаем: свежая ли пища, вода, чистый ли воздух. Можем определить запах гари, дыма.
-Спасибо. Теперь повторим еще раз, как человек узнает различные запахи.( 26 слайд)
- Ребята, а знакомо ли вам слово «парфюмер»? Кто знает, чем занимается парфюмер?
(27 слайд)
Парфюме́р - человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием новых ароматов для духов. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер.
- Предлагаю исследовать ваши носики. Побудьте немного парфюмерами.
Определите по запаху, что лежит в коробочке. Закрывайте глаза. А я подойду к каждому с коробочкой. Глаза открываем по моему сигналу.
-Что это было? Можно ли этот запах взять для туалетной воды, духов?
Учитель проходит с тарелочкой, на которой лежит (чеснок, лимон, свежий хлеб)
- Согласны вы теперь что уши - тоже помощники человека.
- Вы познакомились с тремя органами чувств. Теперь посмотрим, а помогут ли они вам определить то, что я спрятала в коробке? Учитель показывает коробку с кубиком- рубиком.
-Начнем с ушек. Учитель гремит коробкой. Ушки нам помогают не всегда.
-Может поможет носик. Учитель дает понюхать коробку. Носик тоже не всегда помощник.
-Остаются глаза. Учитель показывает содержимое коробки (Да)
-Всегда ли глаза помогают определить или узнать что-то? (Нет) Учитель показывает стаканы со сладкой водой и кислой.
-Определить, какая в стакане вода - соленая, кислая или сладкая - поможет другой орган чувств - язык.
-Какой же мы сделаем вывод: Все органы чувств важны для человека.
- Может ли человек обойтись без какого - нибудь органа чувств?
-Может. В нашем мире есть, к сожалению, люди - инвалиды, которые потеряли зрение, слух, не могут говорить. Возможно, они родились такими. На минуту представим, как им бывает тяжело. На 5 секунд зажмурьте глаза и закройте ушки. …
Правда, жутко и страшно, когда вокруг одна темнота и тишина. Но такие люди живут и по-своему познают окружающий мир. Хотя им намного тяжелее, чем нам. Поэтому ребята будьте внимательны и добры к таким людям, если они встретятся в вашей жизни.
5. Практическая работа
Мини - проект «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»
- Сделаем для принца коллективный плакат «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»
Для этой работы разобьемся на группы по пять человек. 1 ряд - это команда «Глазки» Вот ваш стол. 2 ряд - команда «Ушки» . Это ваш стол. 3 ряд - команда «Носики».
- Рассказываю правила выполнения плаката.
(28 слайд-
План выполнения плаката «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»
1 шаг - чтение текста в учебнике.
Глаз - орган зрения
Уши - орган слуха,
Нос - орган обоняния
2 шаг- выбор нужного материала.
3 шаг - приклеивание картинок, правил.
4 шаг - подготовка к выступлению)
6. Защита проектов.
- Ребята, с самого детства берегите органы чувств. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться.
Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
7. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Какое у вас настроение?
- Что вы узнали, запомнили и расскажите своим родителям или другу?
- Какое задание понравилось больше всего выполнять?
- Что было трудно выполнять?
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?