Урок русского языка в 1-ом классе по теме Диалог

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1-ом классе по теме ДиалогУрок русского языка в первом классе

Автор: Толстогузова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 70» города Новокузнецка

Тема урока: Диалог

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебно-методический комплекс «Школа России» Цели: развитие познавательной деятельности обучающихся, речевых умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания и предложения, текст в зависимости от определённой учебной задачи.

Задачи урока: дать представление о диалоге, научить находить в тексте. Учить составлять диалог по картинкам, читать по ролям. С помощью мультимедиа обеспечить всестороннее образное восприятие материала, развивать познавательную активность учащихся.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • предметные: знакомство с понятием «Диалог». Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

  • метапредметные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

  • личностные: проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении и составлении диалога.

Оборудование: Для учителя: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 1 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2015; рабочая тетрадь Канакина В.П. Русский язык. М.: Просвещение, 20015; видеопроектор, экран, компьютер, презентация «Что такое ДИАЛОГ?», книга Э.Успенский «Дядя Фёдор, кот и пёс» Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Использованные ресурсы

  • Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
  • М/ф «Трое из Простоквашино» (режиссёр В.Попов, сценарист Э.Успенский), 1978
  • Иллюстрации yandex.ru/images/

Ход урока

Этап урока

Ход урока

1.Организация класса на работу. Психологический настрой.

Проверка готовности детей к уроку.

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения!

2.Мобилизационный этап. Чистописание. Актуализация опорных знаний. Вызывание исходной мотивации.

-Сегодня мы продолжим знакомство с таинствами русского языка. (Слайд № 1)

-Посмотрите внимательно на доску и проанализируйте схожие и различные элементы написания заглавных букв У и Ч. Как запомнить различие в повороте последнего элемента этих букв? (В какую сторону повёрнута строчная буква, в ту же сторону нужно выполнить и поворот заглавной).

Урок русского языка в 1-ом классе по теме Диалог

-Прочитайте запись, сделанную на следующей строке:

Урок русского языка в 1-ом классе по теме Диалог

-Докажите, что перед вами предложение. (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль).

-Объясните выделенные написания. 8

Урок русского языка в 1-ом классе по теме Диалог

Опираясь на полученные в период обучения грамоте знания первоклассникам по силам объяснить и проверить подобные орфограммы. В случае затруднения учитель оказывает помощь.

-Спишите предложение каллиграфическим почерком.

-Молодцы! С заданием справились!

3.Постановка задачи. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

-А какие сказки Эдуарда Успенского вы читали, слушали, а может быть видели? (Ответы детей)

Учитель берёт в руки книгу Э.Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс».

-У меня в руках книга Эдуарда Николаевича. Можно ли сказать, что в этой книге текст? (Да, в тексте все предложения связаны между собой общей темой, текст можно озаглавить).

Дети читают название книги.

-Давайте посмотрим отрывок из этой сказки.

(Слайд № 2)

-Опишите то, что вы сейчас увидели и услышали. (Ответы детей)

-Попробуйте сказать одним словом. (Разговор. Диалог.)

Если это слово не произнесёт ни один ученик класса, то учитель сам называет это понятие.

(Слайд № 3)

ДИАЛОГ- это разговор двух или нескольких лиц

4.Работа над новой темой. Предоставление ученику ориентировочной основы действий.

-Опираясь на новое понятие, сформулируйте название темы урока. (Что такое диалог?) Чему бы вы хотели научиться?

-Как вы думаете, в какой речи, устной или письменной, чаще всего можно встретить диалог?

-В устной речи - это разговор, обмен фразами, репликами, как их ещё называют. Вот даже сейчас на уроке во время нашего совместного обсуждения происходит диалог.

-В письменной речи диалог, конечно же, тоже встречается, но его оформление на письме требует особых правил написания.

-Давайте прослушаем и прочитаем диалог ещё двух знаменитых героев сказки Эдуарда Успенского.

(Слайд № 4)

Учитель читает по ролям отрывок из произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:

- Это я, Чебурашка!

- А что вы за зверь?

- Не знаю. Может быть, я медвежонок.

- Нет, у медведей глаза маленькие, а у Вас вон какие здоровые!

- А, может быть, я - щенок!

- А Вы умеете лаять вот так: ав-ав!

- Нет, я так не умею. Значит, я не щенок!

- Вы, наверное, леопард.

- Да, наверное, я леопард!


-Что заметили? (Каждая реплика пишется с новой строки, в начале каждой строчки ставится чёрточка-тире)

-Совершенно верно!

5. Физкультминутка.

-Я буду называть задание, а вы его выполняете молча, только посредством телодвижений (с помощью пантомимы):

  • покажите, как Крокодил Гена играет на гармошке;

  • покажите, как Чебурашка выглядывает из ящика с мандаринами, в котором его обнаружили;

  • покажите, как Дядя Фёдор собирает чемодан, чтобы уехать в Простоквашино;

  • покажите, как Кот Матроскин разглаживает свои усы и хвост.

Продолжим работу.

6.Закрепление изученного материала. Письменные упражнения.

- Давайте ещё раз обобщим правило оформления диалога на письме.

(Слайд № 5)

-Выполните упражнение № 1 в рабочей тетради на стр.9.

Ребята читают диалог выразительно по ролям. Учитель обращает внимание на правильность интонации при обращении к собеседнику, вопросительной интонации в конце реплик. Обучающиеся выполняют письменное задание к упражнению.

Аналогичное задание: упражнение № 8 учебника на стр.15.

7. Физкультминутка.

На зарядку солнышко

Вызывает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

8. Развитие речи. Обобщение.

- Поработаем в парах. Составьте диалог по рисунку. При составлении диалога обратите внимание:

  • На выбор участников диалога (Кто?).

  • На определение содержания диалога (О чем?).

  • На придумывание содержания реплик (Каким образом?).

(Слайды № 6, 7, 8)

Выборочно заслушиваются ответы детей. Совместно с учениками делается вывод о необходимости «вежливых» слов при общении с людьми. Также ребята отмечают, что характер фраз, реплик различен, в зависимости от речевой ситуации и собеседника (взрослый или ровесник, близкий человек или незнакомый).

(Слайд № 9)

11.Итог урока. Рефлексивный анализ деятельности.

-Итак, подведём итог урока. Какое открытие сделали для себя на уроке? Что вы узнали сегодня, чего не знали вчера? Что удалось? Над чем надо работать? Что хотелось бы повторить еще раз? (Ответы детей)

-Закончите фразы:

  • Я узнал…

  • Я умею…

  • Я хотел бы…

-Спасибо вам за интересный урок!

12.Рекомендации для работы в семье

  • Разыграйте с ребёнком диалог - отрывок из знакомой сказки. Обратите внимание на характерные особенности речи выбранного героя. А теперь поменяйтесь ролями! Используйте свою силу перевоплощения!

  • Откройте любую художественную книгу на любой странице. Попросите ребёнка, не читая текста, найти диалог, опираясь лишь на знание правильного оформления диалоговой речи на письме.



© 2010-2022