Разработка урока окружающий мир «Солнце – источник света и тепла. Тень». (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ АРК

МКОУ ЯСШ ЯУВК № 1 « ШКОЛА - КОЛЛЕГИУМ»


Проект на тему: «Солнце - источник света и тепла. Тень».

Учитель начальных классов

Курченко Анна Владимировна


г. Ялта, 2015

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, родителей. Урок рассчитан на детей 2 класса.

Проект по предмету Окружающий мир на тему «Солнце - источник света и тепла. Тень».

Исполнитель проекта - учащиеся 2 класса «А».

Стратегический партнёр - школьная библиотека, детская библиотека класса, родители.

Сроки реализации - 2урока.

План проведения проекта

Поставить цель проекта:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле - божестве и его образе в народном творчестве. Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе. Развивать связную речь при защите проекта.

Задачи проекта:

Обеспечить желание узнать больше.

Развивать у детей умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты.

Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос:

Почему без Солнца невозможна жизнь на Земле?

Проблемные вопросы:

К каким объектам природы относится Солнце?

Какое значение имеет Солнце для жизни на планете Земля?

Какое значение имело солнце для людей в древности?

Учебный вопрос

Какое значение имеет ближайшая звезда Солнце для всего живого на Земле?

Создание рабочих групп:

Специалисты по словарям;

Специалисты по информации;

Специалисты - литературоведы, историки;

Специалисты - исследователи.

Самостоятельная работа учащихся по группам.

Провести «Круглый стол», где рассмотреть вопросы по целям данного проекта и отчёт микро групп о проделанной работе.

Урок - путешествие на тему: «Солнце - источник света и тепла»

Ожидаемый результат:

выпуск работы по теме: «Солнце источник света и тепла»

Самооценка учащихся о проделанной работе.

Актуализация опорных знаний

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Сегодня мы продолжим разговор об окружающем мире. Кто вспомнит, как называется наш новый раздел, который мы начали изучать? (природа вокруг нас) Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем корабле, а вы будете его пилотами. А отправимся мы с вами отгадайте загадку

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...

- Внимание! Всем пилотам занять свои места! Нам необходимо собрать информацию о погоде, вспомнить информацию, полученную в прошлом путешествии и пройти тест на готовность к полёту

«Минутка синоптиков»

Работа с дневниками наблюдений.

Дежурные выполняют роль «синоптиков».

- Назови время года, месяц, число

-Какой сегодня день: ясный, облачный, пасмурный?

-Какое небо?

-Были ли осадки? Какие осадки?

-Какой ветер?

-Что изменилось сравнительно с прошлой неделей?

Актуализация опорных знаний

А что такое природа? (чтение стихотворения под видеоролик)

Что за ПРИРОДА?

Кто ты такая?

Давай-ка посмотрим:

Ведь мы её знаем.

Ветром природа шуршит средь травы.

В цветке и в листочке найдём её мы.

В зеркале видим природы творенье:

Там человек - он твоё отраженье.

Рыбки и кошки, что в доме живут

Тоже природа, нам дарят уют

Реки и горы, луга и поля -

Это природа планеты Земля.

Солнце и тучки, жучки, червячки

Тоже природа, и даже ручьи,

Камни и горы, степи пустыни, -

Всюду природа царит в нашем мире.

Деревья и травы, грибы и цветочки,

Природа всё это! И даже пенёчки,

Что средь лесов, там где звери живут,

Птицы летают, звонко поют.

Мама и папа - тоже природа,

Природа и ты - продолженье их рода.

Давай же природу ценить и любить:

В дружбе с природой должны люди жить!

Тест на готовность к полету

  1. Что такое природа?

  • Это все что находится рядом с нами

  • Это все что нас окружает, кроме изделий сделанных руками человека

  1. Животные относятся к живой природе, потому что они:

  • Двигаются, летают, охотятся.

  • Рождаются, растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают.

  1. Подчеркни лишнее и скажи почему»

Небо, луна, вода, звезда, песок, парта

Дуб, камень, солнце, воздух

Ветер, река, белка, радуга, дождь

Волк, лисица, врач, чашка, комар

  1. Слова потерялись. Расставь их в правильном порядке

уважать и вещи, Нужно созданные природу человеком

Итак, мы готовы к нашему путешествию

Игра «Старт»

Учитель: Пристегнуть ремни!

Ученики: Есть пристегнуть ремни!

Учитель: Включить зажигание! Включить мотор!

Ученики: Есть включить мотор!

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0, СТАРТ!

2. Постановка учебных целей.

Цель этапа: обеспечить мотивацию учения.

Две минуты, полёт нормальный. Но мы получили сообщение на главной компьютер с планеты Земля. (чтение текста)

«Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде - Солнце и прислать свои сообщения на Землю».

Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

Пилоты, вам понятна наша задача?( Да!)

Тогда я предлагаю собрать совет и действовать по плану. Ваши предложения.

3. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце.

Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.)

Учитель: Какие ещё объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? (дети дают варианты ответов)

Подводится вывод: Солнце - объект неживой природы.

Как Вы думаете, кто изучает солнце и его влияние на окружающий мир?

СОЛНЦЕ

астрономы биологи врачи музыканты и поэты художники

* На солнце мы смотрим не только с позиции науки, но и с позиции искусства.

* Ученые, изучающие небесные объекты - астрономы.

* Люди, изучающие науку о жизни - биологи.

* Профессия, связанная с изучением особенностей организма человека и помощи ему.

4. Работа над темой урока

Как астрономы.

Мы побудем в роли астрономов. А что же такое Солнце? Почему оно светит и греет? Солнце находится на небе, значит это небесное тело. Солнце - раскаленный газовый шар. Температура только на его поверхности составляет 6 тысяч градусов. Такие космические тела называют звездами. Тысячи звезд, сверкающих ночью на небе, - это такие же раскаленные тела, как и наше Солнце. Велико ли Солнце? Чтобы представить, на сколько велико солнце, мы соотнесем размеры: представьте, что зернышко пшена - это Земля, а большой арбуз - это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Получается приблизительно в 110 раз больше. Почему же мы видим его небольшим светящимся кругом? Солнце очень далеко от нас, около 150 тысяч км. Вспомним, каким большим кажется самолет, стоящий на взлетной полосе аэродрома, и каким маленьким он виден высоко в небе.

Что интересного мы узнали как астрономы о солнце?

Как биологи

Я предлагаю Вам поработать в парах, чтобы рассмотреть солнце с позиции биологов. У Вас на партах приготовлены таблички и утверждения о солнце. Распределите их в соответствии с положительным или отрицательным влиянием солнца.

«+» « - »

1.Солнце согревает и освещает Землю, благодаря этому животные видят окружающий мир и становятся более активными.

2.Плодородную землю солнце может превратить в бесплодную пустыню, тем самым может лишить живых существ пищи и воды.

3.Солнце - источник жизни на нашей планете.

4.Жизнь на Земле не возможна без энергии солнечных лучей.Солнце может стать причиной лесных пожаров.

5.Солнце помогает растению питаться.

6.Солнце может нанести вред здоровью.

Солнышко по-разному влияет и на человека.

Как врачи

Для того, чтобы рассмотреть влияние солнца на человека глазами врача, я предлагаю Вам поиграть. Я называю вам влияние солнышка на человека, а Вы с помощью жёлтого солнышка соглашаетесь - что это утверждение верно, красное - не соглашаетесь со мной.

1. В солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение.

2. Под воздействием солнечных лучей укрепляется иммунитет, кости и сердце.

3. При длительном пребывании на солнце нельзя получить ожог.

4. На солнце смотреть можно без защиты, не боясь за здоровье глаз.

5. Загорать можно, сколько хочется, поскольку Солнце очень бережно относится к нашей коже.

6. В солнечную погоду часто становится душно и можно получить тепловой удар

( «+» источник витамина D, который помогает укрепить наш иммунитет, сердце и кости человека «+» приятные ощущения - никто не откажется понежиться на солнышке « - » нужно быть осторожными, долго на солнце находиться нельзя - ожог, солнечный удар, яркий, ослепляющий свет - защита организма и глаз. _

Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Специалист по истории:

Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле - как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи - это знак возвращения Солнца.

Задание для пилотов: рассмотреть и раскрасить солнечные узоры.

Специалист литературовед:

Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Кто ещё знает и расскажет?

Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!»

5. Формирование навыков научной организации труда.

Цель этапа: максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий через практическую опытную деятельность.

Учитель: Пилоты, но мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

1специалист исследователь:

Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года.

2 специалист исследователь:

Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате.

Вывод был таким:

только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

3 специалист исследователь:

Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах.

4 специалист исследователь:

Солнечные лучи проникают через прозрачные тела (стекло и прочие). Они несут световую энергию, без чего невозможна жизнь на Земле. Солнечные лучи не проникают через непрозрачные предметы. (Продемонстрировать опыт, как образовывается тень от любого непрозрачного предмета).

5 специалист исследователь:

Не все лучи одинаково нагревают поверхность земли. Больше всего нагреваются те, которые падают прямо, когда солнце находится высоко на небосклоне. А если солнце стоит низко на небосклоне, то лучи падают на земную поверхность косо. Они отдают меньше тепла и меньше нагревают поверхность земли.

6. Обобщение знаний.

Цели этапа: Обеспечить у учеников обобщённых понятий и умений выделять главное из потока информации.

Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте подведём итог по плану:

Солнце - раскаленный газовый шар.

Солнце предмет неживой природы

Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле

Почитается людьми и находит отражение в творчестве

Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы

Сквозь непрозрачный предмет не проходит солнечный свет поэтому образуется тень

Пилоты, вы согласны с этим выводом? Есть дополнения? Тогда нам необходимо вернуться домой на Землю.

Игра «Пуск»

7. Рефлексия.

Цель этапа: осмысление своих действий и самооценка.

Ребята, вот и подошёл к концу наш полёт. Понравился он вам? Мы смогли выполнить поставленную нам задачу. Оцените своё участие в данном проекте (карточки самооценки учащихся)

8. Итог

Может ли существовать жизнь без солнечного света и тепла? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте сказку

-Жил себе на высоком дереве хорошенький листочек. Любил слушать утреннее пение птичек, охотно умывался холодной хрустальной водой, росой, вежливо приветствовался с ветрами, и, к сожалению, недолюбливал Солнышко. Иногда, когда оно грело и светило целый день, листочек злился и просил Тучку спрятать от него Солнышко. В один знойный летний день рассердился листочек на Солнышко. Возле дерева он увидел какую-то норку и решил спрятаться от Солнышка, которое забавлялось своим лучами и дышало на землю горячим дыханием. Оторвался злющий листочек от своей веточки - и в норку! Сначала ему понравилась прохлада норки, и вдруг листочек начал мерзнуть. И ему было так темно и страшно, что он загрустил. Но выбраться из норки не смог и к веточке не подобрался. Так, в холоде и тьме, погиб...

-Почему погиб листочек? (Ему не хватало света и тепла.)

-Солнце дает земле свет и тепло, которое необходимо для жизни растений и животных.

-Почему не может?

-Что посылает нам на землю солнце?

-В какую пору дня солнце греет лучше всего?

Оценивание детей учителем.

9. Домашнее задание. Итог реализации проекта







© 2010-2022