Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме Живое неживое

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ : Дубенцовская СОШ



Конспект урока окружающего мира

по теме: «Живое и неживое»

в 1 классе











Разработал

учитель начальных классов

Редичкина Галина Васильевна.







2012-2013 учебный год


Раздел: Живые обитатели планеты. Тема урока: Живое и неживое. Основные цели урока: 1.Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов. 2.Развить умение наблюдать, логически и творчески мыслить. 3.Воспитать бережное отношение ко всему живому вокруг нас. Формирование универсальных учебных действий: 1.Регулятивные УУД:

  • Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, с опорой на свой жизненный опыт.
  • Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
  • Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
3. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
  • Работать с соседом.
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи


4. Личностные УУД:

  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
Оборудование:
  • Компьютер , мультимедийный проектор, учебникА.Вахрушев» Окружающий мир» Я и мир вокруг 1 кл. , рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» , презентация « Живое , неживое».
Технологии:
  • Технология проблемного обучения.
Ход урока:
  1. Орг.момент
  2. Мотивация
Постановка перед учащимися учебной задачи: подготовительная работа; наблюдение и постановка проблемного вопроса; формулирование темы урока.
  1. Деятельность учащихся по выполнению задачи: выделение признаков живых предметов и неживых предметов, применение полученных знаний при работе с учебником и тетрадью, введение правил по сохранению окружающей среды.
  2. Подведение учащимися итогов деятельности: составление выводов.
  3. Рефлексия: самооценка с помощью условных знаков (светофор- ладошки).

Ход урока. Ι. Организационный момент. УУД, формирующиеся на данном этапе - регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Итак , друзья внимание Вновь , прозвенел звонок Садитесь поудобнее Сейчас начнем урок!
ΙΙ.Мотивация. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. - Посмотри, мой милый друг Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это все вокруг… природа. ( Слайд №2)
1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.(3 слайд.) -Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце). - Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) ( 4 слайд.) -Что изображено на этих рисунках? (5 слайд.) (Стол, стулья, самолёт, велосипед, гвоздь, автомобиль.) - Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) (6 слайд.) -Что объединяет эти предметы? (Это неживые предметы.) -Чем различаются предметы справа и слева? (7 слайд.) (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком). -Расскажите, что вы видите? (8 слайд.) (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель). - Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы). ( 9 слайд.) ΙΙΙ.Постановка учебной задачи. УУД, формирующиеся на данном этапе: познавательные УУД: 1) умение извлекать информацию иллюстраций; 2)умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) умение устанавливать аналогии; 5) умение обобщать и классифицировать по признакам. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: целеполагание.
- Да, верно. Нас окружают предметы живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой - нет? (Предположения детей). -Какова тема нашего урока? (Живое и неживое ) - А какова цель нашего урока? (Познакомиться с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов)

(На доске запись). Живые организмы Неживые предметы ΙV. Построение проекта выхода из затруднения. Работа с учебником (С.47).
УУД, формирующиеся на данном этапе - коммуникативные УУД: 1) умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; личностные УУД: 1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; регулятивные УУД: 1) умение определять цель деятельности на уроке; 2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Цель работы с учебником : работая с учебником мы узнаем свойства жвых организмов
1.- Что изображено на рисунках? (Мальчик, девочка, собака, курица, петух, цыплята.) - К какой группе они относятся? ( Живые организмы.) учитель прикрепляет на доске - Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша? - Что произошло с Мишей? (Он вырос.) - Какой вывод можно сделать по этой картинке? (Живые организмы растут.) Учитель прикрепляет на доску первое свойство живых организмов. - Кого изобразил художник на следующей картинке? - Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.) -А для чего мы открываем в классе на переменках форточки? ( проветриваем с целью поступления свежего воздуха) - Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат). Учитель прикрепляет второе свойство живых организмов. - Что делает собака на следующей картинке? - Назовите третье свойство живых организмов. ( Живые организмы питаются и пьют воду)., Учитель прикрепляет третье свойство живых организмов. - Кто нарисован на следующей картинке? - Кем являются цыплята по отношению к курице? - Назовите четвёртое свойство живых организмов. (Живые приносят потомство, размножаются организмы). Учитель прикрепляет четвёртое свойство живых организмов. (На доске запись.)
Живые организмы растут дышат питаются и пьют воду приносят потомство ( размножение) Игра» Какого свойства не хватает) - Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.) - Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа - наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу). - Какое ещё свойство живых организмов мы можем назвать? (Живые организмы умирают). 1Опыт В пакете разбить кусковый мел -Что произошло? - Мел перестал быть мелом? Изменилось ли его свойства? -Как вы думаете мел живой ? Мел ( Во всем мире не найдется человека , который бы за всю свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов Земли школьники пишут мелом на доске.А что бы делал учитель без мела? Не все знают , что вначале мел был животным. В водах океанов существують виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием « фораминифера» с панцирем из извести.Отмирая , они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходит миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий карбонат кальция, который мы называем мелом. Сейчас в школах появляются интерактивные доски, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мед как существовал много лет в школах, так и остался до сих пор. Поэтому , мы считаем, исследование состава школьного мела и его влияние на здоровье людей актуально и практически значимо. ( работа с микроскопом) (На доске запись.) Живые организмы Неживые предметы Растут Дышат питаются и пьют воду приносят потомство( размножаются) умирают
- Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47. 2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо…» ( слайд № 10) -Ребята, скажите , о каких объектах природы говорится ? ( ветер, деревцо) -А к живой или неживой природе они относятся ?( ветер-неживой природе, деревцо- к живой)
V. Первичное закрепление. УУД, формирующиеся на данном этапе - регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
1.Игра «Поиск» - работа в парах.
- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов? ( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.) Используя памятку определить: 1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет? 2.Какое свойство живого организма можно обнаружить у неживого предмета? 3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает? ( работа в парах). -Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульки нет -Автомобиль, как и корова, потребляет (питается), но при этом не растет. - Лошадь пьет воду, а насос пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса нет. -Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может. - Пылесос, как и человек «питается», но не растёт. ( Слайд № 11) Вывод: Отдельные свойства живых организмов могут встречатьсчя у неживых предметов. 3.Работа в парах. (Цель , тема урока) - Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы( живое и неживое) (Один ученик работает у доски.) - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? (11 слайд.) Вывод: Живые организмы- это организмы обладающие следующими свойствами: растут, дышат, питаются и пьют, размножаются ) ( слайды № 13-17), ( слайд № 18) VΙ. Самостоятельное применение знаний. Учебник с. 49
УУД, формирующиеся на данном этапе: регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. - Рассмотрите верхний рисунок. - Какие свойства живых организмов изображены на рисунках? -О чем « просят» эти живые существа? Обратите внимание на следующее задание. - Кого вы видите на картинке? ( Кота Матроскина и Шарика)
- Как Матроскин назвал Шарика? ( Своей вещью)

  • Почему Шарик на него так обиделся? ( Шарик -это живой организм. Его нельзя назвать вещью. Вещь- это неживой предмет)



  • Поднимите руки у кого дома есть живые питомцы?
  • Расскажите, как вы за ними ухаживаете? ( рассказ детей о своем питомце)
4 РАБОТА В ПАРЕ. Тетрадь стр.57
  • Откройте тетради, найдите задание №3.
  • Обсудите и оцените, пожалуйста, действия Лены. Чтобы вы ей посоветовали?
  • А кто из вас может сформулировать правила поведения людей, чтобы их всегда окружали живые существа?
  • А сейчас продолжим работу в паре, выполняя задание №4.
  • А какие правила по сохранению природы вы еще знаете?
  • ( слайд №19)
VI Итог урока - Какова была тема нашего урока? ( Живое и неживое) - Цель урока? (Познакомиться с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов)
- Подумайте есть ли связь между живой природой и неживой? ( Есть тесная связь. Солнце , воздух и вода - необходимы живым существам) ( слайд № 20) -Как неживая природа помогает живой?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке-домик мышки,

У лягушки дом - в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

-Он у мамы под крылом. ) Назовите объекты живой природы, неживой. Вывод: природа - дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение. - Как нужно относится к природе?( Бережно) - И всегда помнить об этом. VΙ Ι. Рефлексия деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе: коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. - Ребята , вам понравился наш урок?Как работали ? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или с товарищами? - Мне тоже понравилось с вами работать и я хочу вам подарить солнышко. - А солнышко живое или неживое?
- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим « Солнышко друзей» 1 класса Выберите для себя нужный цвет и наклейте на солнышко. У вас 3 цвета ладошек. Три цвета есть у светофора , вспомним что они обозначают. Ладошка красного цвета- мне нужна помощь Ладошка желтого цвета- знаю , но сомневаюсь Ладошка зеленого цвета- все знаю , все понял и было интересно. (Дети наклеивают ладошки из бумаги на солнышко, прикрепленное на доске) Учитель: Как замечательно получилось! -Пусть тепло ваших ладошек согреет всех сегодня в нашей школе. - Спасибо за урок. ( слайд №21)

© 2010-2022