Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрастные физиологические и психологические

особенности развития детей дошкольного возраста. Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Ребенок становится более ловким и физически крепким. Физическое развитие ребёнка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Среди объектов социального мира, которые познаёт ребёнок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения. В дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 - 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и даёт возможность выражать свои чувства и отношения. Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте. С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно - личностной. Ребёнок начинает ориентироваться, на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребёнка «многоцветен». Но дошкольник остаётся открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока ещё не носят неизменно устойчивой формы. Давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе. Таким образом, всё сказанное в данном разделе должно настроить будущих педагогов на то, что объект педагогики - ребёнок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить - не навреди!

© 2010-2022