Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе по теме

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ

урока «Литературное чтение», проведённого в 1-а классе

21 апреля 2014 г

Тема урока. Характер литературного героя. Проверь себя.


В 1-а классе классе 24 обучающихся: 9 девочек и 15 мальчиков. По результатам первичной диагностики в начале первого года обучения было выявлено, что с оптимальным уровнем подготовки - 5 человек, с допустимым уровнем - 5 человек, 9 учащихся на начало года имели нижедопустимый уровень готовности, 5 человек уровень общего развития критический. За прошедший период обучения наблюдаются существенные подвижки в развитии познавательной сферы учащихся класса. Но дети, имеющие на начало учебного года критический уровень подготовки, так и не достигли соответствующего уровня развития, имеют пробелы в знаниях. По результатам проверки техники чтения было выявлено: читают в норме - 14 чел; выше нормы - 7 чел.; ниже нормы- 3 чел. Данные психолого-педагогической диагностики на начало учебного года и динамики развития к данному моменту обучения позволили мне осознанно, на научной основе подойти к вопросу отбора содержания и дифференциации всего процесса обучения, материала моего урока. Данный урок 8 (последний) в главе 4 «Сады поэзии: из чего растут стихи». В этот раздел вошли произведения, на примере которых обнаруживаем, что для поэта и писателя мир полон чудес и открытий, любой предмет хранит какую-то тайну, скрывает что-то необыкновенное, красивое, учат ребят быть внимательными к окружающему нас миру. Кроме того, раскрываем специфику поэтических текстов (наличие рифмы, определённого ритма, оттенков чувств), знакомимся с различными литературными приёмами (олицетворение, звукопись, сравнение - без введения названий) как способами создания поэтических образов. Сегодня более подробно рассмотрели художественный приём сравнения, который используется в загадке (фольклорной и авторской), в авторской поэзии и прозе. Таким образом, урок подготовлен всем предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, сформулировала обучающий и развивающий аспекты урока: организовать работу детей по практическому освоению приема сравнения в прозаическом тексте. Подводить учащихся к осознанию воспитательного воздействия художественных произведений на примере В. Панова «Кто такой Сережа…». Разгадать сравнения в прозаическом тексте «Трудности существо­вания» («зверь с железным клювом» - петух, а «маленькое существо, к которому все доброжелательны», - мальчик Сережа); обратившись к личному опыту ребенка, сделать его соучастни­ком литературных событий, побудить к сравнению себя и литератур­ного героя (на материале рассказа В. Пановой «Кто такой Сережа»). Кроме того, задачи урока сформулированы и выражены в планируемых результатах: Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Понимание и сопереживание чувствам других. Предметные: использовать простейшие приемы анализа текста; понимать фактическое содержание текста; - искать нужную информацию в художественном тексте; оценивать героя литературного произведения по его поступкам; соотносить поступок героя с нравственными нормами; читать осознанно, правильно и выразительно. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий. Познавательные: осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со­ответствии с заданием или проб­лемным вопросом, поставлен­ным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст­венных связей, построения умо­заключений; формировать уме­ние планировать учебные дейст­вия в соответствии с поставлен­ной задачей. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного. Исходя из целей и задач урока, спланировала несколько учебно-воспитательных этапов. Актуализация знаний и открытие нового знания может идти в сотрудничестве учителя и детей, через организацию активной поисковой и исследовательской деятельности детей, через создание проблемной ситуации и её решения. Для этого есть необходимые условия:

  1. дети уже знакомы с элементарными признаками поэтического и прозаического текста, с художественными приёмами олицетворение и сравнение, а, значит, у них есть первичный запас знаний, чтобы решить проблему (актуализировали имеющиеся знания, обнаружить эти приёмы в новом тексте);
  2. учащиеся знакомы со структурой рассказа (завязка, кульминация, развязка), с понятиями «главный герой» и «персонаж», поэтому смогут предположить и составить, обращаясь к тексту, характеристику главного героя(Серёжи);
  3. в классе есть ученики, которые имеют достаточно развитый словарный запас, умеют логически мыслить.
Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через уровень раскрытия учебного материала, через использование технологии сотрудничества, рефлексивной технологии, частично-поискового метода при организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока. Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке. Так мобилизационный этап, имеющий целью настроить на урок, заинтриговать ребят предстоящей работой, создать атмосферу сотрудничества и доверия, прошёл организованно, вызвал заинтересованность детей и желание открывать новые тайны литературы. Важные учебно-воспитательные задачи были поставлены и реализованы на втором этапе урока (актуализация знаний, постановка учебной задачи). Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Исходя из цели урока и содержания, наиболее подходящая форма постановки учебной задачи и комфортного вхождения в новую тему является анализ придуманных детьми дома загадок и содержания стихотворений Р. Сефа «Всё на всё похоже», Ю. Мориц «Что на что похоже» (в форме литературной игры). Дети были активны, с удовольствием поддерживали диалог, уточняли и дополняли ответы товарищей. Велась работа над развитием всех учащихся, в т.ч. и слабых. Специально для них были включены вопросы частично репродуктивного характера. Выявив основной приём, на котором основаны эти поэтические тексты (сравнение), как бы сам собой возникает вопрос урока: «А используется ли приём сравнения в прозаических текстах? Помогает ли он раскрыть характер героя в таком тексте?» Проделанная работа позволила перейти к знакомству с содержанием текста по теме урока. Важные задачи решались на основном этапе в ходе работы по анализу прочитанного текста рассказа. (III этап урока). Цель: Поиск решения учебной задачи. Побудить детей высказать как можно больше версий, о ком это говорится, и проверить каждую, обращаясь к тексту Основной этап урока по своей структуре делится на 5 стадий. Комфортное для ребенка «вхождение» в тему сняло возможную тревожность, создало предпосылки для свободного высказывания при анализе текста-загадки «Трудности существования. На стадии прогнозирования содержания мною использовались такие методы, как предположение содержания произведения по заглавию, иллюстрации, которая намекала на то, что будет в этом «путешествии» и смешно, и немножко страшно, будут чудеса и тайны. Такая работа способствует развитию творческого мышления. Ребята любят «делать прогнозы». Поэтому 15 человек, из 20 присутствующих, подняли руку, желая высказать своё предположение. Однако, спрашивать начинала со слабых детей, т. к. это работа где не страшно ошибиться и ребята смело высказывают своё мнение. На данном этапе реализовывались личностные, предметные и метапредметные задачи. Как я и предполагала, дети угадали «зверя» (петуха), но не смогли угадать, кто же второй герой этого отрывка. Всеобщая ситуации неуспеха (я не смог угадать, но и никто не угадал…) не вызвала отрицательных эмоций. Для разрешения проблемы мною была заготовлена помощь в форме музыкальной физминутки «Точка, точка, запятая…» . После подвижного отдыха и рисунка по тексту песни - «получился человечек» эмоциональное состояние детей приобрело положительную окраску - герой был угадан - маленький мальчик. Организованный в процессе чтения диалог был нацелен на развитие внимания, наблюдательности, мышления, воспитания внимательного отношения к окружающему миру, развитие речи, умение выдвигать гипотезу и доказывать её. После литературной игры по стихотворениям, дети чрезмерно развеселились и ряд проблемных вопросов перед чтением текста, заставил их собраться и подумать, над решением проблем, высказать свои предположения. Очень удачным считаю момент, когда детям были предложены для сравнения обложки двух одинаковых книг В. Пановой «Серёжа», но разного года издания и иллюстрированных разными художниками. Проблемный вопрос «Автор - один, название то же, а почему рисунки на обложке разные?» поставил детей в тупик. Высказанные гипотезы не подтвердились. Пришлось прибегнуть к прямой помощи. Но организованный диалог, вызвал у детей положительные эмоции, активизировал мыслительную деятельность. И ребята на следующем этапе смогли аргументировано выдвинуть предположения перед чтением текста «Кто такой Серёжа?». На стадии «диалога с автором», т.е. поэтапного знакомства с содержанием произведения, использовался прием технологии критического мышления. Данный прием способствует лучшему пониманию текста на уровне содержания. Для реализации данного приема текст читался по частям. Отрывки из повести звучали первоначально в чтении учителя и хорошо читающих учеников, чтобы дети смогли прочувствовать и мягкий юмор текста, и его лиричность, обаяние, тепло и любование автора своим маленьким героем. Вопросы, задаваемые детям, после прочтения строфы были направлены на проверку осознанности чтения, формировали умение вести диалог с автором, развивали умение находить ответы на вопросы, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы, т.е. решалась предметная задача и формировались познавательные УУД. На стадии осознания содержания, подтверждения первоначальных предположений использовала свой рисунок, для того чтобы создать визуальный портрет героя, который поможет детям составить словесный портрет. На этой стадии шло формирование личностных и регулятивных УУД, т. к. ребята самостоятельно оценивают свои мысли и чувства. При составлении словесного портрета использовалась коллективная организация работы. Она помогает каждому ребёнку участвовать в работе, слушать и слышать других, учит самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, т. е. формирует коммуникативные УУД. Результативность: на данном этапе дети активно включались в диалог (более 50% детей), ученики не боялись высказывать свои мысли, делиться своими переживаниями. В классе есть дети, которым трудно вступить в дискуссии, они еще только учатся отстаивать свою точку зрения. Но даже и такие ученики понемногу включаются в деятельность. На этом этапе формировались навыки комплексного анализа текста: поступков героев, выражение собственного отношения к персонажам; анализ художественных средств текста; умение доказывать свою мысль, аргументировать свой ответ фрагментами прочитанного текста. Это способствовало развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи (РЕГ). Учащиеся осуществляли поиск нужной информации, высказывались в устной форме, овладевали основами смыслового чтения текста, умением анализировать объект, выделять главное (ПОЗН). В процессе работы с текстом учащиеся должны были учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать корректность в высказываниях, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, учились владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ). Всё это способствовало воспитанию культуры учебного труда, толерантного отношения друг к другу, воспитанию бережного отношения не только к природе, но и к чувствам других людей. Кроме того, разнообразие заданий служат средством развития личностных УУД: мотивации к учебе, интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке, чувства прекрасного и эстетического чувства, эмпатии - понимания чувств других, сопереживания Основным средством в решении этих задач в руках учителя были вопросы: • открытого типа, не предполагающие краткого однозначного ответа, стиму­лирующие мышление; • «дивергентные», не предполагающие единственно правильного ответа, по­буждающие к поиску, творческому мышлению; • «оценочные», связанные с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суж­дения. Не задавались вопросы, на которые можно ответить «да», «нет»; не способ­ствующие развитию мыслительной дея­тельности всех учащихся. При ведении беседы использовала вопросы - «эстафетные палочки»: «Это интересная мысль, Ксюша. Что думает об этом Саша?»;
  • применяла «открытые» вопросы: «А кто думает иначе?», «А что думают об этом другие?»;
  • избегала однозначных оценочных реакций на ответы учащихся, просто благо­дарила ученика за его ответ;
  • вовлекала слабых неактивных учеников вопросами : «Паша, а что ты думаешь…»;
  • в беседе хвалила школьников, стремясь к равновесию, участию всех в беседе;
  • держала паузу, чтобы дать учащимся вре­мя на размышление;
  • не «читала нотаций» и старалась не давать ответ на свой вопрос, а по­ощряла обсуждение, помогая школь­никам самим отыскивать ответы.
На уроке каждый имел право свободного выбора, право на свое мнение, т.е являлся его активным участником. Возникающие проблемные ситуации (почему автор учебника поместила сначала 2 главу рассказа «Серёжа», а потом первую? Каков жанр текста? О чём в действительности этот текст? и т.п.), побуждали работу мысли, необходимость доказательства своего мнения. Так как в классе есть ребята с достаточно низким уровнем сформированности техники чтения, постоянно побуждала их к активной работе с текстом, прочитыванию необходимых отрывков. В течение всего урока использовались возможности богатого русского языка: многозначность слов, поощрялось употребление в ответах синонимов, пословиц и поговорок, положительно влияющих на эмоциональную сферу детей, развивающие и обогащающие речь. Физминутки музыкальная и интерактивная для глаз по тренажёру Базарного помогли снять эмоциональное и мышечное напряжение. Кроме того урок проводился в режиме движения наглядного учеб­ного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого ис­пользовала подвижные фотографии, иллюстрации, анимации в презентации тренажёра Базарного; которые по воле учителя оказались в разных точках класса, и которые дети должны были найти и использовать в своей работе. Эти виды заданий позволили переключать зрение детей с ближнего на дальнее, способствовали развитию их речемоторной функ­ции. При обобщении по этапу использовала план урока, иллюстрации, схемы. Учащимся пришлось использовать символы, строить рассуждения об объекте, обобщать, подводить под понятие, высказываться в устной форме, анализировать объект, выделять главное (ПОЗН). IV этап «Проверь себя», был направлен на осознание учащимися своей учебной деятельности по главе «Сады поэзии: из чего растут стихи», самооценку результатов деятельности своей и всего класса. При ответе на вопросы к теме использовалась групповая организация работы. Она помогает каждому ребёнку участвовать в работе, слушать и слышать других, учит договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, слушать и понимать речь других, учит самостоятельно оценивать по установленным критериям работу группы и свою, т. е. формирует коммуникативные УУД. На заключительном этапе урока на стадии рефлексии для обобщения работы я задала вопросы, ответив на которые ребята не только продемонстрировали мне понимание прочитанного произведения, но и свои чувства и эмоции, которые в свою очередь показали, что предметная задача поставленная на урок в основном выполнена.
Таким образом, на всех этапах урока ярко проявилась взаимообусловленность содержательной, методической и организационных сторон. Каждый ученик был включён в поиски решения проблемы, т. е. в активную познавательную деятельность. Отрицательным моментом урока считаю то, что не успели поработать с пословицами и над выразительным чтением 3 части. Причина в том, что это был первый урок после выходного дня, и дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (2 человека) никак не могли собраться и включиться в урок, отвлекали остальных ребят. Пришлось тратить время на их опосредованное включение в работу. И на основном этапе при сравнении себя с героем рассказа, пришлось потратить немного больше времени, чем планировалось. Но в целом, на мой взгляд, урок представлял целостную систему. Поставленные цели и задачи на уроке достигнуты.


© 2010-2022