Мастер - класс Работа в парах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа в парах как одна из эффективных форм работы по формированию универсальных учебных действий

Меньшикова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №24 Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в школе как необходимом условии самореализации личности. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков − умений фиксирования затруднений в собственной учебной деятельности и выявления их причин, целеполагания и планирования, выбора способов и средств проектирования, самоконтроля и самооценки и др. − является сегодня приоритетом начального общего образования .
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Наибольшие затруднения учащиеся испытывают при выполнении заданий, где нужно оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, при выполнении заданий на пространственную ориентацию и т.д.
Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Эффективной оказалась работа в парах, когда универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки. Для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляем правила проверки , определяющие алгоритм действия.
Работа в парах имеет большое значение на уроке:
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. . Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Парную работу можно организовать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, при первичном закреплении или включении в систему знаний. Это позволит систематически и целенаправленно формировать у учащихся умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и приобрести опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Учащиеся разрабатывают основные правила работы в паре, основанные на законах коммуникации, доброжелательности, взаимоуважении. А на предметных уроках приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.

Фрагмент урока.

Предмет: русский язык, 3 класс

УМК «Планета знаний»

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце них.

Этап урока: применение новых знаний.

Цели: Способствовать формированию у детей представления о видах предложений по цели высказывания, умение распознавать предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; формировать умение ставить знаки в конце предложений .
Через диалоговое обучение и парную работу развивать коммуникативные умения учащихся (строить монологическое и диалогическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию), создать условия для доброжелательной атмосферы на уроке.
Содействовать формированию самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Результаты:

Предметные:

- знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) ;
-уметь ставить знаки препинания в конце предложений;
-уметь правильно произносить, повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Регулятивные:

-умение планировать совместную деятельность, проверять по эталону правильность выполнения задания, исправлять ошибки;

-осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Коммуникативные:

-согласованно совместно с партнером выполнять задания;

-договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

-проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу;

-понимание причин успеха в учебной деятельности.
Ключевые слова: виды предложений по цели высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные
Ресурсы: мультимедийный проектор, карточки для работы в паре, листы самооценки.
Консультирование до урока:
- правила работы в паре
- определить пары, которые будут сотрудничать на этапах урока
- формативное оценивание - взаимное оценивание в паре.


Ориентационный этап
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?

«Предложения по цели в речи отличаются.
Одни нас информируют, в них что-то сообщается.
Другие нам советуют, а третьи выясняют.
Бывают предложения очень любознательные,
Бывают «узнавательные» и даже «приказательные»!

Сортировка слов по группам
- Прочитайте на доске слова - волшебники. Как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам, чтобы они помогли нам научиться распознавать виды предложений по цели высказывания?
(распределить их в три группы…) (Слайд 9)

- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы по принципу, зачем, с какой целью мы говорим:


сообщить, спросить, повествовать, узнать, побудить к действию, запретить, выяснить, информировать, приказать, выведать, рассказать, посоветовать


-В русском языке существует такое выражение - фразеологизм «Звезд с неба не хватает». Как вы его понимаете?


Проверка на доске: (Слайд 10)


сообщить спросить посоветовать
повествовать узнать побудить к действию
информировать выяснить запретить
рассказать выведать приказать

-Подберите к каждому столбику слов название.

(повествовательное, вопросительное, побудительное)

- Оцените работу своей пары . (Слайд11)

-А мы сейчас будем доставать звезды! Если ваша пара справилась с заданием отлично - достаньте звезду первой величины, прикрепите на конверт. Если были ошибки - вашей будет средняя звезда. Задание не выполнено - звездочка остается на небе, ждет вас.

Самооценка «Достань звезду!»

Сценка: "Как Восклицательный знак едва не подрался с Вопросительным"

Слова учителя:

Забрел не туда Вопросительный знак,
И места себе не находит никак.
Кого ни встречает - ко всем пристает.
И каждому странный вопрос задает:

Слова [?]:

- Скажите, нельзя ли, ответьте, нельзя ли,
Чтоб эти стихи по-другому читали?
Вот так:
Забрел? Не туда? Вопросительный знак?
И места себе не находит? Никак?

Слова [!]:

- А ну убирайтесь отсюда, Вопрос! -

Слова учителя:

-В сердцах Восклицательный знак произнес…

Слова [.]:

- Для драки, - сказала спокойная Точка.
Нет места. Настала последняя строчка.

Все вместе:

-Вот так.

Учитель:

- Поможем их помирить, или хотя бы уважать друг друга?

Составить диалог, правильно расставив знаки препинания в конце предложения.

-Сколько знаков препинания есть в русском языке? ( 10)

1-й диалог (Слайд 12):

- Сам сделал

- Из телефона

- Что это

- Как из телефона

- Где ты взял

- Кнопка

- Из чего

- Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку - тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка - стала вещь

Проверка на доске: (Слайд 13)

- Что это?

- Кнопка.

- Где ты взял?

- Сам сделал!

- Из чего?

- Из телефона.

- Как из телефона?!

- Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку - тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка - стала вещь!

Самооценка «Достань звезду!» (Слайд 14)

2-й диалог: (Слайд 15)

- Слышно

- Алло

- Давай разговаривать

- Алло

- Слышно

- Давай. А о чём разговаривать

- Чего же ты не разговариваешь

- Ну, о чём… О чём - нибудь

- Да я не знаю о чём разговаривать

Проверка на доске: (Слайд 16)

- Алло!

- Алло!

- Слышно?

- Слышно.

- Давай разговаривать.

- Давай. А о чём разговаривать?

- Ну, о чём… о чём-нибудь…

- Чего же ты не разговариваешь?

- Да я не знаю о чём разговаривать…

-Угадали, из какого произведения диалоги?

-Герои Николая Носова тоже «звёзд с неба не хватали», но жажда познаний не давала им покоя! Именно так и совершаются великие открытия!

- С какой целью мы говорим? Можно ли этот диалог назвать разговором, беседой? Почему?

- Прочитайте вопросительные предложения.

- Найдите побудительное предложение. Прочитайте.

Самооценка «Достань звезду» (Слайд17)

-Покажите, сколько звезд вам удалось схватить с неба?

-А сколько звёзд ещё на небе?!! Сколько нам предстоит ещё узнать!

Рефлексия.

-Подведем итоги нашей работы.

Выберите подходящее высказывание (Слайд 18):

«Урок полезен, всё понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придется потрудиться…

Да, трудно всё-таки учиться!»

- Покажите звездочку из конверта подходящего цвета (в соответствии с цветом шрифта выбранной фразы).

-Спасибо за работу!

© 2010-2022