Урок русского языка по теме Однозначные и многозначные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г. К. Жукова»

города Курска







Открытый урок во 2 классе по теме:

«Однозначные и многозначные слова»

(«Начальная школа XXI века» )









Разработала и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Охрименко Е.В.









КУРСК - 2010









Цели урока: - познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; - развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте; - выяснить причины появления у слов нескольких значений; - учить пользоваться толковыми словарями; - воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма. Оборудование урока: тетради, учебники, толковый словарь, компьютер, проэктор, экран, слайдшоу, запись пения соловья.

План урока

I Организационный момент. -Здравствуйте ребята, гости. -Зовут меня Елена Викторовна, в вашем классе я буду проводить урок русского языка. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. II Каллиграфическая минутка о ор ол -А теперь пропишем соединения, которые часто встречаются в словах -оро- , -оло- -Вспомните словарные слова, в которых в корне есть сочетание -оро-, -оло- III Словарная работа -Приготовьте словари, мы запишем новое словарное слово -Отгадайте загадку: Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый ….(соловей) Идут слайды на тему «Соловей» , звучит соловьиная трель -По каким признакам ты догадался? -Запишем слово, обозначим ударение, выделим орфограммы ( со-ло-вей) -Какое встретилось вам сочетание? -По сочетанию - оло- легко запомнить это слово. - Закрыли словари, отложили в сторону. -Определите какой частью речи является слово соловей? ( На какой вопрос отвечает слово соловей?) -Подберите к слову соловей прилагательные.( Какой соловей?) -Скажите, почему наш край называют соловьиным? (Весной прилетают в наш край соловьи, можно услышать их трели ) -Есть пословица о соловье: « Мал соловей, да голосом велик» ,так говорят об этой птичке. -В нашей области ежегодно проходит музыкальный конкурс авторской песни. Кто знает как он называется? (Потому что участники конкурса поют так же красиво и звонко, как соловьи ) Несколько интересных фактов о соловьях. 1. Поют только самцы соловьев, чтобы заманить в свои сети самку. 2. Пока самка в поте лица строит гнездо и высиживает яйца, соловей продолжает беззаботно петь. 3. Самец прекращает петь, как только появляются дети. То ли боится разбудить, то ли просто становится не до пения. 4. Соловей весит 20-30 грамм. Вопрос: сколько соловьев поместится в пятикилограммовую кошку? 5. Жизнь птицы недолгая. Самому старому соловью на момент смерти было 8 лет и 11 месяцев. 6. Соловьи хоть и русские птицы, на зиму отправляются в Африку. 7. Вскоре в Санкт-Петербурге появится памятник соловью, идея установки памятника принадлежит петербургскому историку Николаю Мазуренко. Зрительная гимнастика 1. Крепко зажмурьтесь (5-6 раз), сделайте 12 легких морганий.

2. Закройте глаза и попробуйте в воздухе кончиком носа писать сочетания -оро- (2 раза) ,-оло- то же 2 раза.

IV Знакомство с новым материалом -Открываем учебник на странице 28, прочитайте стихотворение из упражнения № 5( хорошо читающий ребенок) - О ком это стихотворение? - Как автор описывает соловья? -Его перышко? ( Зачитайте, золотое перышко) -Как вы понимаете это выражение? ( Перышко желтого цвета) -Как автор говорит о голосе соловья? (Зачитайте, голос - золотой) -Как вы понимаете? (Красивый, звонкий ) - А что еще может быть золотым? (Золотое сердце, золотые руки) - Сколько значений у слова золотой? ? (4) -Какое значение имеет слово соловей? Кто такой соловей? -Сколько значений у слова соловей?(1) -Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? -Да, ребята, мы узнаем как называются слова, имеющие одно значение, и как называются слова, которые имеют несколько значений, и узнаем , где можно найти значение слова. -Обратимся в рубрику « Тайны языка» на странице 26 ( хорошо читающий ребенок) -Как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные) -И несколько значений ? (Многозначные) Выстраивается схема на доске

Слова

Однозначные Многозначные



Физкультминутка -Ребята, прочитайте со стихотворение А. Барто « Разговор с дочкой», оно записано на доске..(Чтение стоя) -Читаем вслух. -Почему девочка не поняла маму? (Девочка подумала, что мама замерзла) -В каком значении слово употребила мама? (Внимание, забота, ласки) -В каком значении его поняла дочка? (В другом, маме не хватает тепла) -Перечитаем слова мамы (Мне не хватает теплоты- выделить голосом ) -Ребята, в русском языке ,мы с вами выяснили, каждое слово имеет свое значение. Узнать значение слова можно в словаре. (показ словаря) -Прочитаем его название - В вашем учебнике есть маленький толковый словарик ,в него записаны слова, которые вы изучите во 2 классе, а значения слов из большого толкового словаря вы будете узнавать дальше. -Найдем значение слово теплота в вашем словарике, откройте страницу 153 -Зачитайте значения слова теплота. -Сколько значений имеет слово? (2) -Как называются такие слова? (Многозначные) V Закрепление изученного На доске в разном порядке картинки -Прочитайте слова - кисть, корень -Распределите картинки на 2 группы ,которые можно отнести к слову корень, к слову кисть.(3 картинки к слову корень, 3- к слову кисть, соловей лишняя) -Почему картинка с соловьем лишняя? -Придумайте предложения с этими слова по картинке -Сколько значений имеет слово корень? (3) - Сколько значений имеет слово кисть? (3) -Сколько значений имеет слово соловей? (1) -Так в какую группу мы отнесем эти слова? ( работа со схемой )

Слова Однозначные Многозначные соловей теплота корень кисть Физкультминутка -Перевернули страницу, открыли страницу 27, работаем с упражнением № 2 -Читаем задание, запись предложений с комментированием с места ( На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть) -В каком значении употреблено слово кисть? ( Кисть для рисования) ( На картине кисть винограда была как настоящая) -В каком значении здесь употреблено слово кисть? (Часть ягодного растения) -А теперь подведем итог. -Догадайтесь, почему названы одним и тем же слово? -На что похожи предметы? 1) часть дерева, часть зуба, часть слова, 2) часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника, -Первые картинки похожи по назначению ( держат все вокруг себя) -Вторые картинки похожи по форме VI Итог урока -Какое открытие вы сделали на уроке? (ответы учащихся) -Что нового узнали? VII Домашнее задание -Прочитайте слово, записанное на доске. -Какое значение имеет слово ключ? -Какой еще ключ бывает? ( Вспомните урок музыки) -Какое еще значение? Я вам помогу. -Жарким летним днем, вы идете по тропинке. Вам захотелось выпить воды. Вы идете по тропинке, увидели родник. -Как по-другому можно назвать родник? -Сколько значений у слова ключ? (3) -В какую группу отнесем это слово?

Слова Однозначные Многозначные соловей теплота кисть корень ключ -Прочитайте еще одно слово? (береза) -Какое значение имеет слово береза? (это дерево)

Слова Однозначные Многозначные соловей теплота береза кисть корень ключ



-В какую группу отнесем это слово? -А каком еще слове мы говорили в начале урока? (золотой)

  1. Придумать и записать предложения со словом ключ (показ картинок, помощь в словарике)
  2. По выбору: найти и записать 2 пословицы со словом соловей, уметь толковать их значение
















© 2010-2022