Статья Система Л. В. Занкова и ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МБОУ «Средняя школа №8 г Юрги» Учитель начальных классов Ласточкина Галина Алексеевна

Тема. Система Л.В.Занкова и ФГОС ' Известно, что Л.В. Занков настаивал на том, что начальные классы - это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются ос­новы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах, принятом в 2009 году, следующими словами; «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обу­чения. В первую очередь это касается сформированное™ универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться В Стандарте (ФГОС НОО) принципиально новыми являются Требования к результатам освоения основной тельной программы начального об­щего образования (в частности, к личностным и метапредметным резуль­татам образовательной деятельности), включающим освоение обучающи­мися универсальных учебных действий. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учеб­ной деятельности ребенка - умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы раз­вивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (обще­учебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоцио­нальной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приори­тетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Считаю, таковой является система Л.В. Занкова. ФГОС и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание. Несколько лет назад Занков Л. В. выстроил систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее раз­витие каждого ребёнка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС. Как видим, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с требованиями стандартов нового поколения, позволяют раскрыть индиви­дуальные возможности каждого. Поскольку осознание новых требований является необходимым усло­вием успешной реализации Стандарта, рассмотривается взаимосвязь всех трех групп требований.(схема) Из содержания схемы вытекает, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные группы УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные). Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно плани­ровать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вно­сить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к са­мооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД. Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с ин­формацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно - следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.д. Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКА­ТИВНЫЕ УУД. Подчеркну, что важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обу­чение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое це­лое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "под­тянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Целостная педагогическая система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что соз­даёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индиви­дуализации обучения. Все учебники и тетради отличаются продуктивным для обучения содержанием заданий, позволяющих в игровой форме развивать и обучать младших школьников. Поясню сказанное выше на конкретных примерах. Окружающий мир. Так, в рабочей тетради по окружающему миру пред­ложен ряд увлекательных заданий с наклейками. Изучая этот предмет, у учащихся развивается способность принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в мате­риале, речи, в уме (РЕГ). На основе материала учебника учащиеся строят высказывание в устной форме, анализируют объекты, выделяют главное, строят рассуждения об объекте, устанавливают аналогии (ПОЗН). Ответ на вопрос: «Обходятся ли горожане без природы?», «С какой целью человек вывел столько пород собак?» могут привести к появлению самых разных вариантов ответов и суждений. У детей формируется также способность допускать су­ществование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать корректность в высказываниях, контролировать действия партнера, а также владеть монологической и диалогической формой речи (КОМ). Обсуждение вопросов строится сначала на иллюстративном (наглядном) ма­териале, затем - на знакомом тексте, затем - на научно-популярном тексте. Таким образом, детям предлагается максимальное количество различных по степени доступности, форме, стилю источников информации, работа с кото­рыми выстроена от простого к сложному (по степени обобщенности). Всё это создаёт условия для формирования целостной картины мира, включает изу­чаемое в более широкие взаимосвязи (ПОЗН). Вопрос, завершающий работу по микротеме («Чему должны были научиться люди...»), заставляет ребенка переосмыслить только что открытое знание с точки зрения развития человеческого общества. Задание «где в современной технике человек использует свойства воздуха упругость и сжимаемость. До­полните таблицу», хотя и направлено на закрепление, имеет не репродуктив­ный, а проблемный характер. Вопрос содержит и информационную состав­ляющую, и определенную меру помощи: заданная детализация даст содержа­тельную опору слабому ученику, в то время как сильный сможет ответить на вопрос в более обобщенном виде. Итак, содержание учебника позволяет аргументировано говорить о том, что создаются условия для формирования и развития универсальных учебных действий. В тетради по математике включены «Волшебные странички» - своеобраз­ная интерактивная доска, на которой дети могут выполнять различные твор­ческие задания, вычисления, используя фломастер. Выполняя задания, уча­щиеся в них пишут, рисуют, раскрашивают, вырезают, что способствует не только закреплению навыков по изучаемым темам, но и пониманию красоты мира чисел, развитию интереса к математике, художественных способностей учащихся. В ходе выполнения задания по учебнику математики у учащихся должны будут формироваться следующие умения: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координа­ции; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, прихо­дить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контро­лировать действия партнера; владеть монологической и диалогической фор­мой речи (КОМ). Условия для формирования личностных УУД создаются формой и стилем представления содержания учебника. Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по воспри­ятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Общий тон учебника по литературному чтению (авт. В.Ю. Свиридова) - до­верительный диалог автора и его собеседника, к которому автор обращается как к товарищу, единомышленнику. Иногда они вместе решают серьезные проблемы, ищут ответы на сложные вопросы, а иногда шутят, шалят, расска­зывают друг другу смешные или страшные истории, делятся личными пере­живаниями и секретами. Тем не менее, автор - взрослый, он не заискивает перед маленькими читателями, но и не давит, не командует, ведя серьезный разговор «на равных». Он всегда рядом, как настоящий друг - ободрит, под­скажет, выслушает. Эта принципиальная позиция автора курса создает усло­вия, необходимые для комфортного общения не только между участниками образовательного процесса, но и с книгой, с каждым текстом, независимо от того, кем и когда он создан. Таким образом, можно говорить о том, что выбранная форма учебных тек­стов, комментариев и заданий является средством развития учебной мотива­ции. Комфортное для ребенка «вхождение» в тему обеспечивается способом ак­туализации: «без сомнения», «Попробуй!», снимается возможная тревож­ность, создаются предпосылки для свободного высказывания. Кроме того, название одновременно зовет в путешествие и обещает поддержку и помощь. Безусловно, дети будут рассматривать и иллюстрацию, которая намекает на то, что в этом «путешествии» будет и смешно, и немножко страшно, будут чудеса и тайны. Работа с текстом стихотворения продолжает намеченную линию, что способ­ствует развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и по­шаговый контроль (РЕГ). Учащиеся также будут осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме, овладевать основами смысло­вого чтения текста, анализировать объект, выделять главное (ПОЗН.) При работе с текстом учащиеся должны учитывать разное мнение, формиро­вать собственное. Кроме того, материал учебника дает возможность на уров­не опережения работать с художественными средствами. В данном случае - с олицетворением (поиск «оживших» предметов). Учащиеся также будут использовать символы, строить рассуждения об объекте, обобщать, подводить под понятие, высказываться в устной форме, анализировать объект, выделять главное (ПОЗН). В процессе работы с тек­стом необходимо также учитывать разные мнения, стремиться к координа­ции, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдать коррект­ность в высказываниях, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, учиться владеть монологической и диа­логической формой речи (КОМ). Кроме того, разнообразие заданий, подбор текстов разных авторов, жанров и эпох служат средством развития личностных УУД. Русский язык. Выполняя задание учебника по русскому языку, ученики начинают с самого простого. Легкое задание, к тому же красиво оформлен­ное, и воспринимается детьми без труда - это этап мотивации и актуализации знаний. Далее «включается» фантазия, например: (р.яз.2к.), в задании ска­зано « о чём думают кубики» - ребенок продолжает играть, решая серьезные учебные задачи: составляет предложения, актуализируя и обогащая словар­ный запас. Развивает умение читать. Итак, в процессе выполнения задания, у учащихся развивается мотивация к учебе. Интерес к новому учебному материалу (ЛИЧН). Способность прини­мать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориен­тиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ). Также формируются умения, высказываться в устной и письменной форме, осуществлять синтез (це­лое из частей), устанавливать причинно-следственные связи, строить рассу­ждения об объекте (ПОЗН), допускать существование различных точек зре­ния, договариваться, приходить к общему решению, контролировать дейст­вия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть мо­нологической и диалогической формой речи (КОМ). Например: упр. 58 «Прочитай поговорки. Объясни, как ты понимаешь смысл данных погово­рок». Осмысливая и объясняя пословицы, у детей формируется способность к самооценке, ориентация в нравственном содержании поступков, знание ос­новных моральных норм поведения. Работа с заданиями 1 (ч.2) позволяет в процессе самостоятельной деятельно­сти (все задания носят продуктивный характер) ввести новый термин. Задание 138 построено так, что косвенно развивает умение давать определе­ния понятиям (ПОЗН). Оно закрепляет уже имеющийся первоначальный на­вык объяснения смысла, значения слов и показывает, что эту же задачу ре­шают словари - так происходит обобщение на теоретическом уровне, и в этом реализуется принцип ведущей роли теоретических знаний. Кроме того, полученный ответ тоже является предметом всестороннего ана­лиза. Даже самый слабый ребенок сможет дать хотя бы одну характеристику слову, целая картина «соберется» общими усилиями. Такой подход позволяет работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка и повторять уже изу­ченное, в новой учебной ситуации. Задание 92-93 (ч1) «подводит» учащихся к новому термину. Его введение уже подготовлено выполненными действиями и связано с ними. В процессе выполнения задания у учащихся развивается интерес к новому учебному ма­териалу (ЛИЧН), способность принимать и сохранять учебную задачу, учи­тывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить кор­рективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); у них также формируются умения высказываться в устной форме, осуществлять синтез (целое из частей), устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте, подводить под понятие (ПОЗН), допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действия партнёра, владеть монологической и диалогической формой речи.(Ком) Проведенный анализ данного материала позволяет увидеть не только развитие предметных умений и навыков, освоение содержания на высо­ком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний, но и практическую реализацию системно-деятельностного подхода, обозна­ченного в новом стандарте в качестве его основания. В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов орга­низации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возмож­ности для формирования универсальных учебных действий. Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успеш­ного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта. Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и об­щества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги.


© 2010-2022