- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулиева С.Ю. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
Тема « Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать слованый запас; развивать память, речь, мышление
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтической произведение;
Метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи, музыки ( тема, главная мысль, композиция), К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Ход урока:
-
Организационный момент:
- У нас сегодня необычно-обычный урок литературного чтения: традиционный урок, на который к нам пришли гости ( приветствие гостей). Не волнуйтесь. У нас все получится, друг другу в этом поможем. Улыбнулись, и начинаем.
2. Сообщение темы и постановка целей урока:
- Красота природы во все времена всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать,
Грибникам - блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать,
Солнцу - стынуть,
Тучам злиться, нам с тобой - идти учиться.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? ( осень) слайд 1
-Правильно. Сегодня мы с вами постараемся почувствовать красоту осенней природы через лирическое стихотворение русского поэта.. Что нам может в этом помочь? ( музыка, живопись). Работая дома, вы уже успели это почувствовать, это видно по вашим рисункам, проектам.
- В очередной раз мы открываем с вами «Поэтическую» тетрадь». Давайте попробуем поставить перед собой цели урока в соответствии с целями раздела: слайд 2
-
Мы познакомимся: с лирическим стихотворением русского поэта ХХ века;
-
Мы научимся: определять в стихотворении настроение и чувства поэта и читателя;
-
Мы будем учиться: сравнивать произведения живописи, музыки и литературы.
-
Работа по теме урока:
а) - Кто увидел новое понятие? ( лирическое стихотворение)
- А как вы думаете, что такое ЛИРИКА? ( поэзия, в которой есть личные или коллективные переживания человека, выражение чувств)
- А как человек может выражать свои чувства? ( мимика, жесты, слова, рисунки, музыка и т.д.)
-Василий Андреевич Жуковский, друг и наставник Пушкина, сравнивал лирику с ПЕЙЗАЖЕМ ДУШИ.
- Что такое ПЕЙЗАЖ? ( изображение природы в живописи)
- Тогда, что же такое ПЕЙЗАЖ ДУШИ? ( природа души - человеческие чувства). На доске вы видите цветовую таблицу человеческих чувств, настроения. Она нам поможет сегодня выразить свои чувства при работа по теме урока.
- Т.о. лирика и пейзаж души - это похожие понятия? ( по сути- одно и то же)
- Тогда, что же такое ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ? Возник проблемный вопрос? Гипотеза? В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
- А где можно найти ответы на все эти вопросы, дать определение всем этим понятиям? ( словари, энциклопедии, интернет…)
- Давайте попробуем разобраться в этом достаточно сложном вопросе, а поможет нам в этом БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. ( слайд 3)
Б) Рассказ учителя о поэте.
- В 1890 в Москве в семье Леонида Осиповича и Розалии Исидоровны Пастернак родился будущий поэт Б.Л. Пастернак. В доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали знаменитые художники, писатели. С раннего возраста он хорошо рисовал и так же проявлял музыкальную одаренность. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Первые стихи Пастернака были напечатаны, когда ему было 23 года.
- Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы. Вот вам, пож-та, и пейзаж души Пастернака.
- Борис Леонидович представит нам душу русской золотой осени в стихотворении « Золотая осень».
в) Словарная работа:
- Живущим в 21 веке, к сожалению, многие слова века минувшего становятся непонятны. А где можно узнать их значение? ( источники) Помогать нам будет Гедрайтес Яна - эксперт в поиске значения непонятных слов.
ЧЕРТОГ ( СКАЗОЧНЫЙ) - большой, пышно убранный дворец ( сказочный) - (слайд 4 )
ПРОСЕКА - полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу. ( слайд 5)
ВЕНЕЙ НОВОБРАЧНОЙ - буквально - венок. Но в церкви при венчании над невестой и женихом держали золотые короны - венцы. ( слайд 6)
ЛИК ( БЕРЕЗЫ) - лицо. По мнению автора, не просто лицо, а лик - как на иконах. ( слайд 7)
ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ - погрести, скрыть в чем-либо. ( слайд 8)
-А в чем скрыта осенью земля? ( в листьях)
ФЛИГЕЛЬ - небольшой нежилой домик - пристройка к большому дому. ( слайд 9)
ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ - желтоватая клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев. Эта смола застывает, растекаясь медленно по стволу. ( слайд 10)
КАТАЛОГ - список, перечень ( картин, музейных экспонатов, собранных в залах). ( слайд 11)
-Какие разные слова собрал автор?
- Как думаете, для чего? ( для передачи чувств)
-Можно себе представить о чем будет стихотворение?
г) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какое, как вам кажется, общее настроение испытывает автор, который нас как-будто привел в осенний лес?
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
д) Анализ стихотворения:
1. Чтение 1 и 2 строфы стихотворения:
- Куда мы попадаем в начале стихотворения? ( сказочный чертог)
-А почему он всем открыт для обзора? ( всякий, кто хочет, может полюбоваться этой красотой, может пройти по дворцу, он открыт для обзора).
- Что есть в этом дворце? ( выставка картин)
- Предствавьте, мы идем по длинному коридору, а там……… ( залы, залы, залы, залы…..вязов ясеней, осин).
-Зачем аж 4 раза Пастернак повторил это слово? ( для усиления чувств).
-Каких? ( восхищения, удивления) - Почему?
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
-Очень красиво вокруг!
- С помощью чего Пастернаку удалось изобразить такую картину? ( МЕТАФОРА - лес - чертог
ЭПИТЕТ - сказочный дворец, позолота небывалая.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - просеки, заглядевшиеся в озера.
- С каким настроением прочитаем? ( восторженным - ЧИТАЕМ 1 И 2 СТРОФУ.
2) Чтение 3 и 4 строфы.
- Какие красавицы ожидают нас в этом дворце? ( липы, березы) Какие они?( нежные , светлые , божественные) - ЭПИТЕТЫ.
-Не каждый увидит в дереве образ человека, а Б.Л. видит не просто лица, а ЛИКИ.
-Липа ( золотой венец, а сама липа новобрачная)
-Береза в фате прозрачной. Почему? ( листья опадают)
- Какое настроение героя стихотворения, увидевшего эти красавиц? ( мечтательное, нежное).
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Кто запомнил, что такое ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ? ( земля, скрытая под листвой)
- Как вы это себе представляете? ( земли почти не видно, листья все укрыли цветным ковром, но все сокрыто, неприглядно)
-В чем спрятались клены? ( во флигелях)
-На что это похоже? ( зачитать) ЗОЛОЧЕНЫЕ РАМЫ - эпитет
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
ЧИТАЕМ С ЭТИМ ЧУВСТВОМ.
3) Чтение 5-7 строфы.
- Почему, читаем мы дальше, по осенним залам - оврагам нельзя ступить, чтобы об этом не стало известно всем? ( листья шуршат)
-Как поэту удалось передать звуки этой картины? ( ЭПИТЕТ лист древесный, возможно, показывает, что листья стали уже жесткими. Какие-то сучки трещат под ногами, и звуки гулко разносятся по всем залам « сказочного чертога»)
- Какие чувства испытывает автор и тот, кто проходит по этим шуршащим листьям? ( задорное, шаловливое)
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Почему в конце аллей мы слышим эхо? ( когда залы опустеют, то разносится эхо.)
_ может ли это быть предчувствием чего-то? ( приближающейся зимы - чувство пустоты, тревоги)
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
-Да и наше путешествие завершается. Время замедляет свой ход, все замирает, застывает. Как это передал поэт? Прочтите.
- Вишневый клей - красивый эпитет, и ЗАРИ ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ - КАК ПОНИМАЕТЕ? - КРАСИВАЯ МЕТАФОРА. А сгустки клея - солнце ( СРАВНЕНИЕ).
- Какие возникают чувства? ( тревоги, задумчивости)
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
ЧИТАЕМ С ТАКИМ ЧУВСТВОМ.
- Можем ли мы до конца определить все мысли и чувства автора? ( наверное, нет). Ведь каждый из нас чувствует по-своему. А что чувствовал Б.Л.Пастернак - это тайнопись, шифр, иносказание. ( УКАЗАТЬ НА ЦВЕТОВУЮ ТАБЛИЦУ).
4) Заканчиваем чтение 8 строфы.
- Что заметили? ( одинаково начинается и заканчивается). Но в начале - сказочный чертог, а в конце - древний уголок. Все вокруг старое ветхое, древнее. На что похоже? ( на музей)
- Никого нет - пустота, а где осталась вся красота? ( на страницах каталога), где страницы перелистывает СТУЖА.
- Радость и восхищение начала сменилось другими чувствами. Какими? ( грусти, безысходности).
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Прочитаем именно так. ( ЧИТАЕМ)
5) - Чувства, которые вызвало это стихотворение, очень созвучно с настроением самого поэта. Радость и торжество в его жизни были так близки с грустью. И даже, описывая осень, поэт показал нам чувства своей души, пейзаж своей души. В ней и радость и грусть.
4. Чтение стихотворения целиком.
а) - Сейчас мы прочитаем стих целиком, но перед этим обратите внимание на картины осени, написанные русскими художниками) ( слово экспертам проектов).( слайды 12-14)
-Перед нами картины 3 русских художников. Все картины имеют одиноковое название «Золотая осень».
Иссак Левитан
Василий Поленов
Илья Остроухов
- С помощью ярких красок, художники передали красоту русской природы во время золотой осени, и при этом у зрителя возникают чувства восхищения, радости, одухотворенности, но и грусти от уходящей красоты. Эти чувства перекликаются с чувствами, вызванными стихотворением Пастернака. Мы считаем, что главное, что чувствуешь - это любовь к родной природе, к родной земле! Это и есть главной идеей и художников, и поэта Бориса Леонидовича Пастернака.
-Молодцы! Согласны ли вы с выводами этой группы?
- Смогли ли картины усилить наши чувства от прочитанного?
-Какая картина, по вашему мнению, больше подходит в нашему произведению? ( любая - общая идея)
б) Чтение стихотворения в парах.
в) А что нам еще больше могло бы помочь? ( музыка) - эксперты музыки.
г) Чтение стихотворения под музыку
5. Рефлексия.
-Как вы считаете, получилось ли нам передать при чтении чувства, вызванные у нас этим стихотворением?
-Что нам помогло в этом?
1. Средства художественной выразительности ( карточки на доске)
2. Картины русских художников
3.Музыкальные произведения
-Что это за чувства? ( гладя на цветовую таблицу)
- А какой же главное чувство? ( Любовь кродной природе, к родной земле)
6. Итог урока. Оценивание.
-Давайте вернемся в начало урока. У нас был проблемный вопрос: Что такое лирическое стихотворение?
( стихотворение, в котором есть личные, коллективные переживания человека, выражение в них чувств)
-Сумели ли мы достичь целей урока, которые поставили в начале урока?
-Мы попытались понять пейзаж души Пастернака, а свой пейзаж почувствовали?
( на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства) - главное чувство.
- У всех эти чувства могут быть разными? Конечно. Ведь все мы разные.
Что же получилось в общем? ( ЛЮБОВЬ - это и есть пейзаж нашей души)
7. Домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение, составить рассказ по картине в учебнике.
Спасибо за урок!!!!!