Материал для выступления на ШМО. У истока письменной речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

ЩИГОЛЬ А.Ю.





У истока письменной речи Несколько лет назад Я прочитала у Ш.А.Амонашвили фразу которая, словно заноза, застряла в моем сознании. Он сказал следующее: " Письменная речь ребенка 7 - 8 лет такая же, как и устная речь детей 2 лет". Поначалу я недоверчиво отнеслась к этим словам, но постепенно и читая специальную литературу, и работая с детьми, и исходя из опыта, начала признавать истинность данного высказывания. Действительно, у современного младшего школьника с речью далеко не все в порядке. Причем, оставим письменную речь пока в покое, хромает в первую очередь устная речь: составить несколько предложений по картинкам, подобрать прилагательные - описать предмет, рассказать о себе или о своей семье - задача подчас непосильная для ребенка не только первого, но, бывает, и второго, и третьего, и четвертого класса. Причин тут, конечно, масса, и одна из них - огромное количество уже готовой, "пережеванной" информации, которая буквально выливается на ребенка благодаря телевизору и компьютеру. Только поглощая информацию и, практически, не обрабатывая ее, ребенок не получает возможности для отработки столь ценных навыков общения, которое, как известно, представляет собой двусторонний процесс, где слушатель не пассивный объект, а активный участник, с активной внутренней речью, готовой в любой момент выплеснуться наружу. Психология ребенка такова, что граница между внутренней и внешней речью довольно условна. Размышление вслух - явление обычное, знакомое всякому родителю. Дети не умеют подолгу что-то держать в себе, им непременно необходимо это так или иначе высказать, либо в разговоре, либо через игру, а можно и через письмо, ведь потребность в высказывании и есть та самая база, на которой строится работа педагога над письменной речью младшего школьника. Первоклассник, освоивший прописи, готов к письму не только психологически, но и технически; учителю остается только одно - грамотно выстроить свою работу, чтобы не загубить эти нежные ростки стремления ребенка писать. Никогда не забуду, как у меня прошел первый урок изложения в первом классе. Односложный текст про зайчика, после моих долгих объяснений, что такое изложение вообще, и тщательного составления плана, по которому, казалось, не написать работу было просто невозможно, вдруг превратился в пестрое разнообразие маленьких рассказиков, совершенно непохожих друг на друга. Дети все поняли по-своему. Для них этот текст предстал своеобразным полем самовыражения, возможностью проявить свое творчество. В результате никакого изложения не получилось, зато дети получили удовольствие от письма, а добрая половина класса на протяжении нескольких недель самостоятельно помимо домашних заданий писала в тетрадках разнообразные творческие работы, не прося меня ставить за них какую-либо оценку! Ребенок не будет учиться, если он не получает от этого удовольствия. Ребенок не будет писать, если письмо сопряжено только с трудом, терпением и старанием. Если мы хотим, чтобы наши дети писали, необходимо, чтобы этот процесс протекал только с положительными эмоциями и оставлял после себя радостные чувства. Что для этого нужно? Во-первых, мотивация, желание писать. На первых порах, пусть это будет только полет фантазий, смешение реальности и сказки, где форма, стиль, фактология, грамматика отойдут на второй план. Со временем, когда ребенок почувствует вкус письма, всему этому можно будет научиться. Во-вторых, снятие психологического барьера перед письмом. Представьте себе человека, только - только научившегося плавать, входящего в воды какой-нибудь тропической реки. О чем он будет думать? Так и ребенок, начиная писать, он тут же сталкивается с проблемой правописания. Когда почти все слова пишутся впервые, поневоле появляется страх перед письмом вообще, потому как сделать ошибку для ученика начальной школы смерти подобно: и учитель, и родители въедчиво проверяют каждую работу и не очень-то одобряют наличие там ошибок. И здесь опять-таки важна работа учителя. Его задача не просто убеждать, а гипнотизировать своих учеников, внушая, что правописание каждого слова можно спросить, что все знаки препинания - если необходимо, то и точки, - будут расставлены непосредственно им, учителем, и, что если вдруг все-таки будут ошибки, они никак не скажутся на оценке. Только тогда дети раскрепощаются и начинают писать. И когда это происходит, оказывается, что не так уж односложно они и мыслят, и вполне на письме могут выражаться сложносинтаксическими конструкциями, и их словарный запас достаточно богат. Конечно, с каждой работой, с каждым классом условия становятся жестче, консультации переходят на более высокий уровень, появляются столь необходимые рамки стилистики, но принцип остается неизменным - доброжелательность по отношению к каждой письменной работе, ведь письменная речь по своей сути вещь глубоко интимная, а ее раскрытие - тяжелый творческий поиск. Если мы, взрослые, взглянем на себя, то можем с прискорбием констатировать: наша письменная речь, мягко говоря, оставляет желать лучшего, ну а если говорить о ней как о средстве самовыражения, то тут-то и вовсе останутся только единицы, которым не будет стыдно. Нам куда как проще самовыразиться через одежду, прически, мебель, работу - словом, что угодно, только не речь, тем более, боже упаси, письменную. При этом от детей мы требуем, чтобы они писали, потому как это якобы очень важно, и сочинения надо писать в старших классах, и на экзаменах тоже. А сами-то мы как часто пишем? И как часто дети видят нас пишущими? Те же учителя когда писали в последний раз? Не в институте ли часом? В этом скрывается обман. Мы убеждаем детей, что сочинения нужны, потому что они нужны, и навсегда отвращаем их от листа бумаги и ручки. А они-то нужны для раскрытия внутреннего мира самого ребенка. И это две большие разницы. Сочинение - внутренняя потребность человека. Сочинение - внутренняя потребность и младшего школьника, он с удовольствием выразится на листе бумаги, только не надо ему в этом мешать. Он сам попросит помощи, когда у него возникнет такая потребность. Ребенок пишет, и с каждой выполненной письменной работой он вырастает. Крепнут не только навыки и уверенность в своих силах, развивается сознание. Самовыражение необходимо для самопознания, и, получается, что с каждой новой письменной работой меняется осознание себя. Кроме того, письмо - это еще и психотренинг. Если ребенок пишет с желанием, то глаза его всегда светятся, а сам он спокоен и умиротворен. После такой работы он более охотно идет на контакт, доброжелательнее в общении, хотя и выглядит опустошеннее. Пишущий ученик обязательно будет читающим. Для родителей проблема проблем - отсутствие у ребенка интереса к чтению. Мне кажется, что один из способов ее решения - привычка ребенка писать. Пишущий, прочувствующий писательский труд изнутри человек никогда не отвернется от книги. Более того, ему будет проще в ней разобраться, понять автора, среди строк найти, может быть, те же эмоции, что переживал и сам, садясь за свое сочинение. Сочинение - это обобщенный вид работы. Рассказ, поэма, роман, письмо, телеграмма, донос, заявление, протокол, стихотворение - это все виды сочинения. Дети чаще всего пишут отзывы, могут писать еще некоторые виды работ, но далеко не все. И, находясь у истока письменной речи ребенка, нам, учителям, необходимо думать о том, что через много лет, став уже взрослыми, наши ученики смогли бы с легким сердцем сесть за любое сочинение, включая повести, романы и поэмы. Так что это большая ответственность - стоять у истока.

© 2010-2022