Урок окружающего мира Проект Помоги птицам!

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Урок:


Окружающий мир. 3класс



Тема: Проект: «Помоги птицам!»













Филкова И.П.

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательноя школа с углубленным изучением отдельных

предметов№3 города Ханты-Мансийска




2013 г.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: окружающий мир, класс 3.


Тема урока

Место урока по теме

Проект: «Помоги птицам».

Раздел: О царствах живой природы..

15 урок в разделе. урок в разделе.


Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок обобщения и систематизации знаний.знаний

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в паре, работа в группах.

Приемы: диалог, противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, беседа, комментирование, КОЗ,

решение проблемных ситуаций, нестандартный вход в урок, составление правил.

Методы: исследовательские, наблюдение, обмен мнениями, сравнение.

Цель урока

Задачи урока

Выяснить какую помощь можно оказать птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия городской орнитофауны. Образовательная: изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны г.Ханты-Мансийска,ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов,изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке, в микрорайоне школы и городском парке, ухаживать за кормушками.

Развивающая: создавать условия для развития:

-наблюдательности на основе работы с презентациями, наглядными пособиями, иллюстрациями;

- логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки,исследования);

-самостоятельности и работы в группах;

- умения работать с дополнительной литературой.

Воспитательная. воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга; воспитывать ответственность за результаты коллективного труда; воспитывать чувства сострадания к птицам.


Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Какие птицы остаются в городе и прилетают на зимовку. как можно помочь зимующим птицам

меть изготовить кормушку для птиц;

уметь выбрать необходимое меню для различных птиц,

уметь привлечь к данному проекту учащихся из других классов.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Информационная (поиск, обработка, использование информации)

Коммуникативная (коммуникация как взаимодействие, групповая коммуникация, устная коммуникация).

Учебно-познавательная (умение планировать свою деятельность, действовать по плану, использовать информацию для решения учебной задачи, исследовать, использовать знания в нестандартной ситуации, оценивать себя, вносить необходимые коррективы после процедуры оценки)

Личностно ориентированное развивающее обучение, проблемное - диалоговое обучение,

технология коллективного сотрудничества.

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир. 3 класс» Учебник для 3 класса в 2 частях. Часть 1. М.:АСТ:Астрель,2011-(Планета знаний). 2009.

Образовательные ресурсы:

Слайдовые презентации, рисунки, газета, листовки, кормушки

Фонограмма -звуки птиц.



ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат


I этап: Самоопределение к деятельности. 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.

- Проверим готовность к уроку.

- Садитесь.

- Во время урока вы будете заполнять оценочные листы. Баллы, проставленные в них, помогут вам получить свою оценку за урок.

(Приложение 2).

Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей;

-аккуратность их расположения на столе.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.

Самоконтроль, самооценка.

Включение в учебный процесс.

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.


II этап: Актуализация знаний. 2 мин.

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

Зафиксировать необходимость введения нового правила.

- Сегодня мы все будем исследователями. А где мы будем проводить исследования, вы скажите сами, послушав фонограмму.

Звучит фонограмма «голоса птиц»

- Где же вам предстоит побывать?

- Какие чувства вызывает эта музыка?

- Кем являются птицы для нас?

-Почему птицы нуждаются в нашей помощи и заботе?


Проявляет интерес к учебной деятельности.

Представляет собственный опыт, высказывает собственные мысли.

- Там где живут птицы.

- Чувство радости, спокойствия.

- Наши верные друзья..

- Потому что зимой они не могут найти достаточно корма.

Учебно-познавательная, коммуникативная.

Внешний контроль.

Самоконтроль.

Актуализация учебных знаний и умений.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.


III этап: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию урока.

_Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним зачастую не обращаем на них вниманиеи не задумываемся над тем, какова их роль в природе. Ведь именно от птиц зависит будут ли зеленеть наши сады и парки.

- Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать птиц зимой?

- На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

- Сформулируйте задачи урока.


- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Вы готовы к открытиям? Отправляемся в парки и скверы нашего города.

Формулируют тему и цель урока.


Ответы учащихся.

Сильные морозы, снежный покров, отсутствие пищи.

Задачи:

1. Узнать, где же кроются опасности для , и какие они.

2. Узнать какие птицы зимуют в нашем городе, чем мы им можем помочь.

3. Изготовить кормушки для птиц и сосавить меню для разных птиц.

4. Привлечь как можно больше людей к данной проблеме..

- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Формулируют тему и задачи урока.

Учебно-познавательная, коммуникативная.

Самоконтроль.

Выявление недостаточности знаний для решения поставленной учебной задачи.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: Первичное усвоение новых знаний. 20 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Организует ситуацию решения учебной задачи.

- Первая встреча в парке.

-Каких птиц мы можем встретить в нашем городе зимой?

-Вторая встреча -Вести из библиотеки.

- А что мы знаем о птицах, которые живут рядом с нами?


- К нашему уроку мальчики нашего класса изготовили кормушки, посмотрите на выставку этих кормушек. А мальчики расскажут из каких материалов они изготовили эти кормушки и для каких птиц.

- Мы с вами проделали большую работу, узнали какие птицы живут зимой в нашем городе, как изготовить кормушки для птиц, как составить меню для конкретной птицы. Но наших сил будет недостаточно, чтобы помочь всем птицам нашего города.-

Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтоб нашей проблемой заинтересовались и другие люди нашего города?

- Итак, ребята, мы с вами проделали большую работу, а как вы думаете - птицам нужно помогать только зимой?

- А весной мы можем с вами подарить нашим друзьям скворечники, это и будет продолжение нашего проекта.

-Пора нам возвращаться обратно.

Представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания.

Ученик представляет презентации: «Загадки про птиц» (приложение1)

Ответы учащихся.

Рассказы учащихся о птицах(воробей, синица, снегирь, сорока, ворона, голубь, дрозд). Рассказ, интересные факты, стихи, сценка.

.

Сообщение детей о изготовлении кормушек.

.


Рассказать о нашем проекте учащимся из других классов. Выпустить листовки с призывом «Помоги птицам». Повесить кормушки в школьном дворе и в парке, ухаживать за ними и привлекать к этому других жителей нашего города.

Ответы учащихся:

Нет, помогать птицам нужно круглый год, так как птицы привыкают к этой помощи и будут прилетать к кормушке круглый год.

Рассказ о скворечнике.


Информационная:

обработка информации, передача информации.

Коммуникативная:

коммуникация как взаимодействие.

Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной

задачи.



.







Внешний контроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль









Умение планировать свою работу.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование навыков поисковой деятельности.

V этап: Первичная проверка понимания. 5мин.

Организует выполнение КОЗ.

- Ну вот, мы уже в классе. Давайте вспомним, что важное мы узнали на нашей прогулке.

- Пора наши знания применить

на практике.

Мы направляемся к пункту "Птичья столовая".

Вы будете работать в группах, вам нужно составить меню для конкретной птицы.

Фронтальный опрос.

Осуществляют самоконтроль и самопроверку своей работы.

Ответы учащихся.

Выполнение КОЗ.

Дети работают в группах. Составляют меню для синицы, снегиря, воробья, свиристель

(Презентация-приложение2)

Индивидуальное выполнение КОЗ.


Групповая работа

Самооценивание по эталону.

Заполнение листка личных достижений.

Самооценка.

Взаимооценка.

Учащийся самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата.

VI этап: Первичное закрепление. 5 мин.

Организует работу в группах по поиску ответов на вопросы.

- Как бы вы привлекли к своему пректу учащихся из ругих классов нашей школы?

Выполняют задание.

Работа в группах. Дети разрабатывают листовки «Помоги птицам» (4 группы).

Защита листовки.

.

Информационная:

обработка информации, передача информации.

Коммуникативная:

коммуникация как взаимодействие.

Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной

задачи.

Работа в группах.

Формирование навыков поисковой деятельности.

VII этап: Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. 2 мин.

Принятие и осознание задания для выполнения в домашних условиях.

Организует самостоятельную работу по поиску нужной информации.

Заполнить

Карточку учёта.

  • ФИ

  • Дата и время наблюденияю

  • Как подкармливали птиц?(на кормушке, без кормушки).

  • Из чего сделали кормушку?

  • Где повесили кормушку?

  • Чем вы кормили птиц?

  • Какие виды птиц вам удалось увидеть при подкормке?

Прослушивание инструктажа по выполнению домашнего задания.

Информационная.

Самоконтроль.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

VIII этап: Рефлексия учебной деятельности. 4 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Оценивает работу учащихся на уроке.

- Давайте ребята подведём итог нашего урока.

- Какую цель мы с вами ставили на уроке?

- Вспомните, каким образом мы решали учебную задачу нашего урока?

- Что мы для этого делали?

- Удалось достичь цели? У всех ли получилось достичь нашей цели?

- Давайте оценим свою работу на уроке.

Максимальный балл, который можно было набрать на уроке- 13 баллов. Поставьте в оценочный лист итоговую оценку за урок.

Оценка «5» - 12-13 баллов;

Оценка «4» - 7-11 баллов;

Оценка «3» - 3-6 баллов.

Оценивают достижение поставленной цели.

Ответы учащихся.

Информационная.

Самоконтроль.

Самооценивание. Заполнение листка личных достижений.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Приложение № 1.

Компетентностно-ориентированное задание

Тип: классическое КОЗ Компетенция: учебно-познавательная информационная Аспекты: учебно-познавательная - самоконтроль, самооценка информационная - поиск информации Стимул: Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них внимание и не задумываемся , какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки. Задачная формулировка: вспомните материал, который был предоставлен учащимися на уроке и составьте меню для конкретной птицы; выпустите листовку «Помоги птицам!» Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания. Модельный ответ:

Воробей городской

Питается семенами, в меньшей степени - насекомыми

Синица большая

Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей, салом.

Обыкновенный снегирь

Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Свиристель

питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной. Критерии оценки выполненного задания: За каждый правильный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - .8. 8 балловсоответствует отметке «5»; 6 - 7баллов соответствует отметке «4»; 4-5 - баллов соответствует отметке «3». При меньшем количестве баллов следует повторно изучить пройденный материал и выполнить задание.

Требования к выполнении. Листовки: «Помоги птицам!» Яркое изображение; написание от 1 до 3-х текстов информационно-пропагандистского содержания( правил подкормки птиц, изготовления кормушек).Листовка, как мини-газета, Изображение и текст наносятся с обеих сторон листа. Предполагается, что листовки вручаются лично каждому в местах скопления людей. Листовка оценивается от 2-5 баллов.


Урок окружающего мира Проект Помоги птицам!

Урок окружающего мира Проект Помоги птицам!

Урок окружающего мира Проект Помоги птицам!

© 2010-2022