«Основные направления словарной работы в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Основные направления словарной работы в начальной школе»

Цель данной работы -доказать необходимость проведения словарной работы в начальных классах, показать методы и приёмы работы с непроверяемыми написаниями, развивающие у младших школьников орфографическую зоркость, мышление и речь, память и воображение.

В процессе работы по теме ставились следующие задачи:

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Обобщение передового опыта различных учителей-методистов начальных классов.

Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нём отводится работе со словами с непроверяемыми написаниями.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по теме.

  2. Анализ учебников по русскому языку.

  3. Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей страны.

  4. Эксперимент проводится в 1 классе ГБОУ Школы 281 г. Москвы. Учитель - Пономарева Оксана Валерьевна.

Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.

Не чужда эта проблема и мне. Главная моя задача -научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот ,кто умеет говорить.

Важнейшая задача школы заключается в том , чтобы дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать умение применять их на практике.

Определяя ведущую задачу школы, В.Л.Сухомлинский писал: «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом». Слово является носителем знаний.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальной школе являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Говоря о словарной работе, я имею ввиду не сообщение теоретических сведений по лексики, а практические упражнения в связи с изучением грамматики и орфографии. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое место уделяется словарно- орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями и трудно проверяемыми написаниями.

В ходе своего исследования я учитываю психологические и возрастные особенности младших школьников, поэтому большинство приёмов основано на игровых и занимательных моментах.

Большая роль отводится и средствам наглядности, игровым и занимательным моментам, с учётом того , что они являются неотъемлемой частью обучения и воспитания младших школьников.

Для контроля знаний по изученным словарным словам можно предложить следующие виды работы. Существует способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченный К.Д.Ушинским: «Ребёнок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву , создать её «образ» в конкретном слове.

Для проведения этого вида работы учителю необходимо составить карточки со словами несколько необычного вида: вместо буквы, которую необходимо запомнить , рисуется предмет, обозначающий данное слово. Предмет этот должен внешне напоминать букву, которую он заменил. Например. Для запоминания слов можно использовать рифмованные строки. Например: «Однажды мне купили шар, было здорово»: однажды.

Кроме того, нужны две вырезанные из бумаги буквы -о и а, т.к. все слова этого вида работы требуют запоминания буквы о или а. Смотри слайды

«Основные направления словарной работы в начальной школе»


«Основные направления словарной работы в начальной школе»


«Основные направления словарной работы в начальной школе»


«Основные направления словарной работы в начальной школе»

«Основные направления словарной работы в начальной школе»


«Основные направления словарной работы в начальной школе»

«Основные направления словарной работы в начальной школе»

На первом этапе проведения такого вида работы необходимо , предъявляя карточку с новым словом , проанализировать внешний вид предмета, называемого данным словом, указать его форму, сравнить с вырезанными буквами, «а» и «о» наложив их на рисунок, и подвести детей к самостоятельному выводу о том, что предмет похож на букву , которую он заменяет. Для подтверждения этого вывода необходимо заглянуть в словарик, данный в конце учебника, и убедится в правильности вывода.

Дальнейшая работа на последующих уроках может проводится несколько иначе. Детям даётся возможность самим определить внешнее сходство предмета с буквой, интересующей нас в данном слове.

Для занимательного изучения словарных слов , можно использовать такой способ. Суть его в том , что ребёнок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Как рисовать? (на букве о очень легко нарисовать помидор , а буква и - это ножи которыми можно его разрезать.)

П М Д О Р П ГОДА

Д Р Г А О В Щ И

На этапе закрепления изученного можно использовать разнообразные задания нетрадиционной формы обучения, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей! Смотри упражнения ниже

Упражнения для формирования фонетических понятий

Игра «Догадайся ,что за слово».

О



Овёс овощи огород

О

О


О

О


О

О


О

О

О

О

Ворона сорока молоко корова солома

«Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе»

«Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе»

Игра «Кто больше придумает слов»

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

«Основные направления словарной работы в начальной школе»

Л Е Ь

С И О Р

Г Т А

«Основные направления словарной работы в начальной школе»

Морфологические упражнения

1.Ответьте на вопрос одним словарным словом.

Кто живёт в лесу?

В чём хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт на огороде?


З

.

.

Ц

П

.

.

.

л

О

.

.

.

.

Ц

«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»

2. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик-слова женского рода, во второй - слова мужского рода, в третий- среднего рода.

Например:

Ж.р. М.р. Ср.р.

Девочка Мальчик Овощи

«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»

Синтаксические упражнения


  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Берёза................ в небе

Огурец................ в доме

Воробей............. в школе

Комнаты............. в лесу

Ученик................ в огороде

«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»

«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»


  1. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

«Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе»

Лексические упражнения

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и.д.

«Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе» «Основные направления словарной работы в начальной школе»

2.Сгрупируйте слова по темам:

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, карандаш, пенал, корова.


  1. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.

«Основные направления словарной работы в начальной школе»«Основные направления словарной работы в начальной школе»


  1. Игра «Поиграем в словарик»

Несколько учащихся получают карточки со словами. Они должны правильно их прочитать, а класс даёт полное толкование значения слова.

5.Игра «Волшебный мешок»

Учитель складывает карточки со словами в красиво оформленный мешочек. Ученики достают оттуда 10-15 слов, рассказывают, что они обозначают, составляют с ними предложения.


© 2010-2022