- Преподавателю
- Начальные классы
- «Основные направления словарной работы в начальной школе»
«Основные направления словарной работы в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева О.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Основные направления словарной работы в начальной школе»
Цель данной работы -доказать необходимость проведения словарной работы в начальных классах, показать методы и приёмы работы с непроверяемыми написаниями, развивающие у младших школьников орфографическую зоркость, мышление и речь, память и воображение.
В процессе работы по теме ставились следующие задачи:
1.Изучение научно-методической литературы.
2.Обобщение передового опыта различных учителей-методистов начальных классов.
Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нём отводится работе со словами с непроверяемыми написаниями.
Методы исследования:
-
Изучение литературы по теме.
-
Анализ учебников по русскому языку.
-
Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей страны.
-
Эксперимент проводится в 1 классе ГБОУ Школы 281 г. Москвы. Учитель - Пономарева Оксана Валерьевна.
Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.
Не чужда эта проблема и мне. Главная моя задача -научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот ,кто умеет говорить.
Важнейшая задача школы заключается в том , чтобы дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать умение применять их на практике.
Определяя ведущую задачу школы, В.Л.Сухомлинский писал: «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом». Слово является носителем знаний.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальной школе являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Говоря о словарной работе, я имею ввиду не сообщение теоретических сведений по лексики, а практические упражнения в связи с изучением грамматики и орфографии. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое место уделяется словарно- орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями и трудно проверяемыми написаниями.
В ходе своего исследования я учитываю психологические и возрастные особенности младших школьников, поэтому большинство приёмов основано на игровых и занимательных моментах.
Большая роль отводится и средствам наглядности, игровым и занимательным моментам, с учётом того , что они являются неотъемлемой частью обучения и воспитания младших школьников.
Для контроля знаний по изученным словарным словам можно предложить следующие виды работы. Существует способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченный К.Д.Ушинским: «Ребёнок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву , создать её «образ» в конкретном слове.
Для проведения этого вида работы учителю необходимо составить карточки со словами несколько необычного вида: вместо буквы, которую необходимо запомнить , рисуется предмет, обозначающий данное слово. Предмет этот должен внешне напоминать букву, которую он заменил. Например. Для запоминания слов можно использовать рифмованные строки. Например: «Однажды мне купили шар, было здорово»: однажды.
Кроме того, нужны две вырезанные из бумаги буквы -о и а, т.к. все слова этого вида работы требуют запоминания буквы о или а. Смотри слайды
На первом этапе проведения такого вида работы необходимо , предъявляя карточку с новым словом , проанализировать внешний вид предмета, называемого данным словом, указать его форму, сравнить с вырезанными буквами, «а» и «о» наложив их на рисунок, и подвести детей к самостоятельному выводу о том, что предмет похож на букву , которую он заменяет. Для подтверждения этого вывода необходимо заглянуть в словарик, данный в конце учебника, и убедится в правильности вывода.
Дальнейшая работа на последующих уроках может проводится несколько иначе. Детям даётся возможность самим определить внешнее сходство предмета с буквой, интересующей нас в данном слове.
Для занимательного изучения словарных слов , можно использовать такой способ. Суть его в том , что ребёнок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.
Как рисовать? (на букве о очень легко нарисовать помидор , а буква и - это ножи которыми можно его разрезать.)
П М Д О Р П ГОДА
Д Р Г А О В Щ И
На этапе закрепления изученного можно использовать разнообразные задания нетрадиционной формы обучения, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей! Смотри упражнения ниже
Упражнения для формирования фонетических понятий
Игра «Догадайся ,что за слово».
О
Овёс овощи огород
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
Ворона сорока молоко корова солома
Игра «Кто больше придумает слов»
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
Л Е Ь
С И О Р
Г Т А
Морфологические упражнения
1.Ответьте на вопрос одним словарным словом.
Кто живёт в лесу?
В чём хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растёт на огороде?
-
З
.
.
Ц
П
.
.
.
л
О
.
.
.
.
Ц
2. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик-слова женского рода, во второй - слова мужского рода, в третий- среднего рода.
Например:
Ж.р. М.р. Ср.р.
Девочка Мальчик Овощи
Синтаксические упражнения
-
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
Берёза................ в небе
Огурец................ в доме
Воробей............. в школе
Комнаты............. в лесу
Ученик................ в огороде
-
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
Лексические упражнения
1.Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и.д.
2.Сгрупируйте слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, карандаш, пенал, корова.
-
По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.
-
Игра «Поиграем в словарик»
Несколько учащихся получают карточки со словами. Они должны правильно их прочитать, а класс даёт полное толкование значения слова.
5.Игра «Волшебный мешок»
Учитель складывает карточки со словами в красиво оформленный мешочек. Ученики достают оттуда 10-15 слов, рассказывают, что они обозначают, составляют с ними предложения.