Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект - сценарий урока по русскому языку 2 класс.

Подготовила учитель начальных классов Мосейко И.А.

Тема: Части речи. Что такое части речи?


Цель - формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «Г» класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения кодировать и декодировать информацию; работать с различными видами информации (текстом, таблицей, рисунком, схемой);
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
  • развитие умения составлять предложения из данных слов.

Оборудование: Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык», рабочая тетрадь; цветные карандаши; карточка с предложением. Учитель: электронная презентация, карточки (тема урока, вопрос урока, краткая запись частей речи), электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык».
Оформление доски.


21 января

Классная работа

Части речи

Что такое части речи?

прил. сущ. гл.





1. Организационный момент.

Цель - проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.

Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.

- Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение замечательное. Мы начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний. Цель - воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания. Деятельность учителя: задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению. Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.

  1. Каллиграфическая минутка
  2. Фонетическая разминка
Незнайка выполнил задание Знайки, но Знайкае не понравилась работа. Какие ошибки сделал Незнайка? Запишите транскрипцию правильно. ПЛАТЬЕ - [ п л а т' й э]
  1. Орфографическая разминка
-Какие способы общения мы знаем? (мимика, жесты и речь) -Какая бывает речь? (устная и письменная) -Из чего состоит наша речь? ( из предложений)
  1. -Из чего состоят предложения? (из слов)

- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы») Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка) Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка) - Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.
Слайд 1 Запиши слово - название рисунка: (обезьяна). Запиши слова по их лексическому значению: Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна) Сделанный из молока (молочный) Синоним слова «трудиться» (работать) Антоним слова «жаркий» (морозный) Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить) Слайд 2 -Возьмите простой карандаш. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы.
- Оцените себя

Критерии оценки. БКонспект урока по русскому языкуКонспект урока по русскому языкуольше 3-х ошибок Нет ошибок -Нужно ли нам возвращаться к этой теме? - Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет? (В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю.) 3. Работа над новым материалом. Постановка проблемного вопроса Сказка Слайд3

  • Случилось это в королевстве «Русского языка». Пробралась как-то в королевство злая колдунья и рассорила все слова. Перестали они строится в предложения и началась настоящая неразбериха. Разбежались они кто куда. Узнала о проделках колдуньи королева. И послала она свою помощницу навести порядок в королевстве.
  • Подумайте, как можно помирить все слова? Что сделала помощница королевы, чтобы навести порядок и помирить все слова?
-Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться разделять слова на группы) - Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? Ученики высказывают свои предположения.

-Как эти группы называются? (Части речи)

Какая тема нашего урока? (части речи) - Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили? (Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что?) Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение - предмет. Называют предметы. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой? (Признаки предметов) Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать? (Действия предметов).

Слайд 4

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов кто? какой? что делает? что? какая? что сделают?
какое? что делают?
какие? что делали?

- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. Хоровое прочтение вопросов.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель - открытие нового способа действия.

Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.

Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.

Слайд 5 (Работа в группах)

- Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему. (Дети в зимнем парке) Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает. Ученики называют слова. Признаков предметов. … Действий предметов. Посмотрим, что у нас получилось.



Слайд 6

Слова - названия предметов признаков предметов действий предметов

ребята

зимний

угощали

белочка

заботливые

взбирается

парк

пушистая

радовались

дерево

высокое

пришли

- Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения. Ученики проговаривают составленные предложения.

- Запишем одно предложение.

Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.

- Послушайте, проговорите орфографически. Ученики проговаривают в полголоса. Запишите под мою диктовку. Ребята, а почему я не закрывала экран? (Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя.)

- Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова? Да, и они станут частью нашей речи.

Доска. Части речи

Что такое части речи?

- Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить? Ученики хором читают.

-Конспект урока по русскому языку Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику.

- Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст. Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова? Прочитайте самостоятельно текст два раза. Что же называют частями речи? Прочитайте предложение. Ученик прочитывает предложение вслух. Какую функцию выполняет каждая часть речи? Ученик прочитывает предложение вслух. Какие названия есть у каждой части речи? Ученик прочитывает предложение вслух.

- Что вам помогло ответить на мои вопросы? (Нам помог научный текст) Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице.

Слайд 6

- Прочитайте заголовок схемы. Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране? (В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет.) Прочитайте названия частей речи. - Сравните схему с текстом. На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно? Ученики высказывают свои предположения. На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы? Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы? - Когда же схема нам может пригодиться? (При распознавании частей речи) Проверим.

- Прочитайте предложения на листе.

Морозный январь предвещает урожайный год.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.


- Как можно назвать такие высказывания? ( Это народные приметы). Поясните приметы. Объясним лексическое значение слова «предвещает». ( В толковом словаре слово предвещает - указывает на близкое наступление, совершение чего-либо). Запишите предложения в тетрадь.

- А какая наука изучает части речи? (морфология)

- Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этих предложениях? Как вы будете определять? (Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову.)

Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи.

Доска прил. сущ. гл.

прил. сущ. гл. прил. сущ.

Морозный январь предвещает урожайный год.

- Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41.
4. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель - вербальное фиксирование нового знания.

Деятельность учителя: организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.

Деятельность ученика: слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.
- А теперь отложим ручки и немного отдохнём. Физминутка Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел. - Настроимся на продолжение работы. У доски читает ученик. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. - Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин) Составьте предложения из данных слов. Запишем одно из них.

Старик поймал золотую рыбку. - Укажите над словами карандашом части речи. Фронтальная проверка.

сущ. гл. прил. сущ.

Старик поймал золотую рыбку.
Игра Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова. - Ребята, мы помогли не только Незнайке, но и себе. Чему мы учились? (Учились распознавать части речи) - Вернёмся к началу урока. Теперь вы сможете уточнить, на какие группы мы распределили слова. Ученики читают слова и называют часть речи.

Слайд 7 - Проверим, что мы запомнили на этом уроке. Откройте учебник на странице 42, прочитайте задание. Какими частями речи являются выделенные слова? Ученики высказывают свои предположения. - Часть речи - это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Все слова распределяются в группы по частям речи. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи.
Слайд 8 Рефлексия
5. Итог урока.

Цель - осмысление своих достижений.

Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.

Деятельность ученика: высказывание суждений в громкоречевой форме.
- Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39. Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке? (Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи) Что вам помогло получить новые знания? (Нам помогли рисунок, научный текст, схема) Продолжите работу по этой теме дома. Запишите в дневник домашнее задание. Оцените свою письменную работу в тетрадях.
















© 2010-2022